/img/tv1.svg
RU KZ
В несколько раз вырос спрос на продукцию павлодарского производителя дезинфицирующих средств

В несколько раз вырос спрос на продукцию павлодарского производителя дезинфицирующих средств

В связи с чрезвычайным положением в стране вся продукция в данный момент распределяется между госучреждениями.

16:27 31 Март 2020 6834

В несколько раз вырос спрос на продукцию павлодарского производителя дезинфицирующих средств

Автор:

Руслан Логинов

Сейчас павлодарская компания производит около 30 видов дезинфицирующих средств, среди которых и популярные нынче антисептики для рук. Основным же видом продукции являются хлорные таблетки, которые активно используют, к примеру, в медицинских учреждениях. На всплеск спроса на дезинфицирующую продукцию, очевидно, повлияла нынешняя пандемия коронавируса.

«Раньше мы производили около 300 килограммов хлорных таблеток в сутки. Сейчас после ажиотажа вокруг коронавируса производство выросло до 800 килограммов в сутки. При необходимости сможем увеличить мощность и до тонны», – говорит технический директор компании Борис Шаров.

В Павлодаре производство хлорных таблеток и прочих дезинфицирующих средств действует с 2015 года. Однако сейчас предприниматели не реализуют свой товар в розницу. По словам Бориса Шарова, правительство сейчас взяло распределение в свои руки, компания не может отпускать товар по своему усмотрению. В основном это медицинские организации и крупные компании.

«Полностью работаем по указаниям правительства», – говорит Борис Шаров.

Свои коррективы в ведение бизнеса вносят и закрытые границы. Сейчас для производства своей продукции компания использует трихлоризоциануровую кислоту китайского производства. Но в скором времени павлодарские химики обещают локализовать производство дезинфицирующих средств. Они придумали собственную технологию ее получения и зарегистрировали сертификат в Китае.

В прошлом году с этой идеей компания выиграла грант на финансирование проекта от республиканского Фонда науки в размере 230 млн тенге. Технологию павлодарцев посчитали лучшей среди порядка двух тысяч претендентов. На эти деньги и будет построено производство трихлоризоциануровой кислоты. Ее делают из циануровой кислоты, которую, в свою очередь, будут получать из карбамида. В качестве сырья компания планирует использовать минеральные азотные удобрения. После этого павлодарские химики смогут замкнуть цикл производства внутри страны, тем самым полностью отказавшись от импорта. Это, по словам специалиста, позволит снизить себестоимость продукции, а также сделать производство безотходным.

Технический директор компании «Бо-На» сообщил inbusiness.kz, что запустить установку планируют в 2020 году. Однако, по словам специалиста, в данный момент ситуация с финансированием немного затянулась – министерство финансов РК не переводит деньги Фонду науки, который, в свою очередь, должен передать их отечественному производителю. Причем произошло это на середине реализации проекта – оборудование уже есть, осталось провести только строительно-монтажные работы.

Напомним, 12 марта в связи с объявлением ВОЗ о пандемии главный санитарный врач Казахстана Жандарбек Бекшин постановил усилить санитарно-дезинфекционный режим. 16 марта в стране было объявлено чрезвычайное положение для обеспечения безопасности населения. 17 марта в связи со все большим распространением коронавируса было объявлено, что с 19 марта города Нур-Султан и Алматы будут закрыты на карантин.

Руслан Логинов

Как устроен бизнес по переработке аккумуляторов

Павлодарский предприниматель выстроил сеть по утилизации отработанных аккумуляторов и производству свинца.  

22 Сентябрь 2020 11:23 3939

Компания появилась в Павлодаре в 2007 году и первые десять лет занималась только торговлей аккумуляторами. Постепенно расширяясь, к 2017 году предприятие дополнило свою деятельность утилизацией и переработкой аккумуляторов. Создание нового производства обошлось в сумму порядка 250-300 млн тенге. Основная часть пришлась на собственные средства. Однако впоследствии возникла необходимость взять заем на пополнение оборотных средств. Заем удалось взять по государственной программе «Дорожная карта бизнеса», а процентную ставку субсидировать через фонд «Даму». В 2020 году предприятие снова получило кредит на пополнение оборотных средств в размере 50 млн тенге. Ставка по кредиту составила 13%, почти половину которой финансирует государство.

Процесс переработки аккумуляторов выглядит нехитро. Так, из отработанных аккумуляторов удаляют электролит, который нейтрализуется с помощью каустической соды до состояния воды и утилизируется. Далее из него извлекается два вида сырья – в основном это свинец, а также в виде побочного продукта – пластик. В дальнейшем пластик промывается и дробится на фракции, свинец выливают в чушки. Оба вида продукции компания экспортирует в Россию.

«У нас есть сертификат соответствия ГОСТ – на пластик и свинец. Мы продаем не просто лом, это не продажа сырья – это производство продукции первого передела», – рассказал Павел Горбачев, руководитель компании.

Цена на свинец не фиксирована и привязана к торгам на Лондонской бирже металлов (LME). Свинец, к слову, может достигать до 55% от массы самого аккумулятора.Пластик стоит порядка 40 российских рублей за килограмм. На выходе пластик составляет порядка 6% от массы аккумулятора. Таким образом, компании в месяц удается накопить около 10-15 тонн пластика.

Чтобы не перегружать линию производства, компания старается перерабатывать в сутки порядка десяти тонн аккумуляторов. Тогда это выходит в месячный норматив порядка 250 тонн. Кроме павлодарцев, в Казахстане в данной сфере также работает завод в Талдыкоргане, построенный еще в советское время. Объёмы завода, конечно, намного превосходят объемы переработки небольшого частного предприятия, однако при этом ожесточенной конкуренции между двумя предприятиями нет.

«Мы находим свои рынки. Завод, к примеру, слишком большой для каких-то заказов. Мы же более мобильны в этом плане. Поэтому нам нет необходимости воевать в цене. Всегда можно найти свои ниши», – считает Павел Горбачев.

В западных странах автомобилисты сами платят за услуги по утилизации своего аккумулятора, казахстанские реалии другие. Здесь отработанный аккумулятор продается, хотя бы не выкидывается на свалку. Даже в магазине при покупке нового аккумулятора покупателю могут предоставить скидку, если он согласен отдать старый. Зачастую такие аккумуляторы даже не разбирают, а просто экспортируют, к примеру, в Россию на ту же самую переработку. В розницу компания приобретает старые отработанные аккумуляторы по ценам в пределах от 3 тыс. до 15 тыс. тенге. Конечная цена зависит от нескольких факторов, в первую очередь это его масса, что напрямую сказывается на содержании в нем свинца.

На долю розничных поставщиков приходится порядка 30-40% от общего потока аккумуляторов. Точки приема компании функционируют в Павлодаре, Экибастузе, Усть-Каменогорске, Караганде, Семее и Алматы.

Помимо этого, существуют и оптовые поставщики. Например, в прошлом году павлодарский предприниматель заключил договор на покупку старых аккумуляторов с ресайклинг-фирмой. Это компания, которая скупает по Казахстану старые автомобили для их дальнейшей утилизации. Там по нормативу при сдаче авто должен быть в том числе и аккумулятор.

Сейчас общий штат предприятия насчитывает порядка 60 работников, в то время как на производстве работают 12 человек. В ближайшем будущем предприниматель собирается построить небольшой завод, на котором, помимо свинца, можно будет перерабатывать, к примеру, цветные металлы, такие как медь и дюраль.

Пока по понятным причинам неясно, во сколько обойдется строительство завода. Сам же предприниматель оценивает эту сумму примерно в 3-4 млн долларов. К слову, вентиляция и системы очистки воздуха занимают в предварительной смете порядка трети всего бюджета и выходят дороже самого оборудования. В качестве одного из вариантов для будущего строительства рассматривается территория специальной экономической зоны «Павлодар». Там предпринимателю могут предоставить значительные льготы, а также выстроена удобная логистика.

Руслан Логинов

Подпишитесь на наш канал Telegram! 

«Время легких денег прошло»: производителям мебели ответили в профильной ассоциации

В секторе производства мебели и деревообработки, как выяснилось, не все спокойно. 

18 Сентябрь 2020 08:00 6721

Участники рынка заявляют как об уже привычных для отрасли проблемных вопросах, так и об актуальных противостояниях. Одно из последних – обвинения в адрес Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности в лоббировании определенного круга предприятий при проведении тендеров и выдаче индустриальных сертификатов. Президент ассоциации Канат Ибраев в интервью Inbusiness.kz объяснил природу конфликта и в целом «аховое» положение дел в сегменте после пережитых на фоне пандемии ограничений.

Канат, сегодня много говорят о том положении, в котором оказался малый и средний бизнес после длительных ограничений на фоне пандемии коронавируса. Хотелось бы понять, как обстоят дела на рынке мебели и деревообработки. Есть статистика, сколько компаний закрылись за последние месяцы? Сколько предприятий на грани?

По состоянию на 1 июля 2020 года в Казахстане было зарегистрировано 1417 мебельных предприятий, в том числе девять средних и 1408 малых. При этом фактически действующих – 978 компаний, из которых 969 – малые, девять – средние. К сожалению, в настоящее время не представляется возможным полагаться на официальные статистические данные ввиду их отсутствия. Но сотрудниками ассоциации был проведен мониторинг состояния предприятий отрасли, в ходе которого выяснилось, что 30% из них на стадии закрытия, порядка 60% имеют определенные затруднения в деятельности, и оставшиеся 10% самостоятельно справляются с возникшими трудностями. Также проведенный анализ предприятий отрасли, расположенных в городах Нур-Султане и Алматы, где сосредоточено более 55,7% предприятий всей мебельной отрасли Казахстана, показал обострение ситуации по отдельным проблемным вопросам. В их числе – снижение уровня продаж и заказов у поставщиков комплектующих материалов в связи с возникшими сложностями при пересечении границ в период карантина и возросшим уровнем стоимости иностранной валюты, используемой при расчетах. Так, по данным руководства компании ТОО Blum Central Asia, на сегодняшний день наблюдается рост цен на фурнитуру от 13% до 21%; у «Хефеле Казахстан» информация о подорожании – от 7% до15%; по данным ТОО Lam.Tech рост цен на ЛДСП и другой плитный материал составил от 3,5% до 24,1%; ТОО Mega SMART заявляет о подорожании высокоглянцевых панелей МДФ на 12,5%. Еще одна проблема – в связи с отсутствием загрузки из-за карантина ряд предприятий были переведены на сокращенный режим работы либо работа была приостановлена до окончания карантина. Данное решение сказалось на объемах производства и продажах. Так, за этот период, по сведениям руководителей ТОО Lam.Tech, по сравнению с мартом-апрелем прошлого года объем производства снизился на 38-40%, ТОО Zeta заявляют о 90% снижения, ТОО Avalon-К с торговыми марками «Мебельщик» и «Катрин» – на 70 %, ТОО «БЭСТ Астана- НС» – 46%. На основании сведений агентства по статистике РК, по городу Нур-Султану снижение объемов производства составляет за март-апрель 2020 г. 33,8%, а в целом по республике – 57,9%. Хочу отметить, что не только ограничения, связанные с пандемией, повлияли на этот процесс. Большое влияние на данную ситуацию оказало само государство рядом своих непродуманных мер по отношению к отрасли. А именно, запретом на три года закупок в бюджетной сфере на офисную мебель, сокращением закупок по другим видам мебели. Если, по прогнозным расчетам нашего отраслевого союза, государство планировало закупить мебели в 2020 году на сумму более 30 млрд тенге с учетом строительных субподрядов, то сегодня эта сумма в разы меньше.

Да, судя по всему, ситуация близка к критичной. Какую работу вы, как профильная ассоциация, проводите для поддержки участников рынка? Давайте поймем в целом функционал структуры Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности.

«Представительство, защита прав и законных интересов членов ассоциации – АПМДП – в органах государственной власти, организационная работа по созданию благоприятных экономических, финансовых, налоговых условий работы предприятий отрасли на местном и республиканском уровнях и защита интересов участников ассоциации как налогоплательщиков – это официальная выписка из уставных документов ассоциации.

На сегодняшний день наш союз объединяет более сотни предприятий мебельной отрасли из всех регионов страны с численностью работников порядка 6,7 тысячи человек, что составляет 39,6% от численности работников, задействованных в отрасли. За 2019 год общий суммарный объем выплаченных нашими предприятиями налогов составил 5,5 млрд тенге из 8,2 млрд тенге по мебельной отрасли, или 67,1%. Средняя производительность труда по отрасли составила в 2019 году более 2,2 млн тенге продукции на человека, при этом 3,8 млн тенге на предприятиях нашего союза. Отмечу, что из более чем 1400 официально зарегистрированных мебельных производств в настоящее время полностью выплачивают налоги и иные платежи порядка 300 предприятий, или 21,7% от общего числа. При этом львиная доля трудового ресурса отрасли находится за гранью социальной защищенности. И это огромное поле работы не только для отраслевого союза, но и для государственных органов. По нашим расчетам, более 53% мебельного рынка находится в тени, а это огромные суммы недоплаченных налогов.

Как Вы оцениваете меры поддержки, которые озвучило правительство во время введения ЧП и длительного карантина? Я говорю о единовременных выплатах, мораториях на налоговые выплаты, договоренности о лояльности со стороны банков и прочем. Насколько эти меры оказались полезными участникам мебельного рынка?

В клятве Гиппократа у медиков есть хороший принцип – «не навреди». Считаем, что государству следовало бы придерживаться его. Учитывая мой комментарий на первый вопрос, разрешите оставить его «без комментариев». Для примера: налоговые преференции для торговых ОКЭД по 47-му коду, в принципе, дают возможность прямой поддержки от государства для сохранения продаж импортной мебели, в то же время наши производители мебели, даже имеющие свои торговые точки, но в большинстве своем имеющие регистрацию деятельности по 31-му коду, были ее лишены. Лично мое субъективное мнение, что действия государства в данных условиях можно назвать в лучшем случае как действия «слона в посудной лавке», поэтому «без комментариев».

Канат, давайте отойдем от темы коронавируса и поговорим о вопросах, которые всегда актуальны для рынка. Дополните мой перечень – нехватка и дороговизна сырья, фурнитура и комплектующие закупаются за рубежом, отсюда зависимость от доллара, проблемы с кадрами, невозможность конкурировать с импортом, нежелание арендодателей в ТРЦ идти навстречу. Что еще заботит сегодня отечественного производителя мебели?

Не во всем соглашусь с вами. Да, мы напрямую зависим от импорта сырья, но многие страны, в том числе Италия, Южная Корея, не имеют своего источника древесины и при этом конкурентоспособны на рынке. Поэтому в первую очередь я хотел бы отметить отсутствие в нашей стране «культуры производства». Большинство из тысяч зарегистрированных предприятий – это мелкий бизнес «в гараже», владельцы которых понятия не имеют, что есть определенные стандарты производства мебели, ГОСТ и технические регламенты. Я уже не говорю о международных обязательствах нашей страны по безопасности качества производимой мебельной продукции, отраженных в ТР ТС 025/2012. Ярким примером могут служить факты, выявленные при проведении отраслевой экспертизы на наших предприятиях при выдаче индустриального сертификата. Элементарно отсутствуют необходимые для производства оборудование, навыки и компетенции, конструкторско-техническая или иная документация, без которых изготовление мебели – это прямое преступление против потребителей. Даже крупные по масштабам производства предприятия, к сожалению, не избежали такой участи. На сегодня всем известно, что формальдегид – это опасный яд, а его смолы являются составной частью при производстве основного материала для производства мебели – ЛДСП. В соответствии с правилами поверхности мебельных деталей из древесных плитных материалов должны иметь защитные или защитно-декоративные покрытия. То есть должны быть закрыты кромкой или иными покрытиями. Представьте себе класс с первоклашками, которых по аналогии с газовыми камерами нацистов в «лагерях смерти» такой «производитель» поставил на кон в погоне за наживой. И это самое малое, а ведь многие не имеют представления об устойчивости мебельных конструкций, их долговечности и других конструктивно-технических особенностях. Конечно, я немного отошел от темы вопроса, так как это интересует не всех, но статус «отечественный производитель» – это не только какие-то преференции от государства, но и большая ответственность. При этом, когда начинаешь показывать на совершенные ошибки, это воспринимается весьма агрессивно и трактуется предпринимателем, как создание препятствий в деятельности. Поэтому большинство жалоб на нас такого характера остается без рассмотрения заинтересованными органами, как безосновательные. На второе место я бы поставил отсутствие «культуры мебельного потребления». Это возникло не сейчас, а имеет долгую историю, когда государство пошло на отмену твердых норм в стандартах качества и производства. Так называемые ТУ (технические условия) предприятий снизили планку качества производимых в Казахстане изделий. Хотя в свое время мебель наших фабрик из Павлодара, Караганды и Алматы высоко ценилась на рынке СССР. Вследствие чего на снижение качества потребитель адекватно реагирует снижением доверия к отечественному продукту. И я думаю, уйдет много лет, пока мы это доверие вернем. При этом никакие единичные факты поставок нашей мебели за рубеж, а такие прецеденты есть, не смогут вернуть это доверие сегодня без консолидированных действий бизнеса и государства в целом.

А какие преимущества сегодня статус ОТП – отечественного товаропроизводителя – для производителя мебели в Казахстане все-таки предполагает? Есть ли смысл что-то производить, если легче завозить готовое и быть в плюсе?

Для начала предлагаю разобраться в понятии, кто такой отечественный товаропроизводитель. Это производитель, инвестировавший определенные средства в создание и развитие производства, то есть инвестор, вложивший свои денежные, интеллектуальные и трудовые ресурсы в создание определенного производства. Он оплачивает налоги, создает рабочие места и несет социальную ответственность перед своими работниками. Сегодняшний производитель мебели в Казахстане – это более 1400 официально зарегистрированных предприятий, и, как я говорил ранее, это такой сборный разносторонний персонаж, от производителя, имеющего в своем штате несколько человек и осуществляющего сборку мебели на старом оборудовании в помещениях, зачастую не предназначенных для этого (гараж, частные дома, сарай, складские помещения и прочее), до производителя, имеющего в своем составе высококвалифицированный, обученный персонал, современное или модернизированное оборудование с применением новейших технологий производства. Как результат – качество продукции, изготовленной такими производителями с применением технологических процессов и контроля качества, которое будет иметь отличие от продукции, произведенной мелкими производителями. Конечно, потенциал отечественных производителей мебели значительно отличается от российского производителя производственными мощностями, что, соответственно, отражается на себестоимости продукции. Также не секрет что репутация мебельной продукции отечественного производства, так сказать, «подмочена» поставками продукции, не отвечающей установленным требованиям по качеству и безопасности, отсутствием гарантий и прочих сопутствующих услуг. Но перед ассоциацией поставлена цель развития отечественного производства мебели с дальнейшим выходом продукции на рынки других государств. В качестве преимущества статуса отечественного производителя можно назвать приоритет при государственных закупках и закупках квазигосударственного сектора, то есть производитель, подтвердивший свой статус путем получения индустриального сертификата, получает право первоочередного участия в закупках, объявленных среди отечественных производителей. В последующем если такие закупки будут признаны несостоявшимися, то они будут проведены на общих основаниях среди всех поставщиков, независимо от статуса производителя или поставщика. До 1 января 2016 года статус отечественного производителя товаров давал более широкий спектр преимуществ при участии в государственных закупках. При этом получение ИС осуществляется в соответствии с требованиями по выдаче, утвержденными Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен», соответствие которым могут подтвердить не все действующие производители мебели. В этой связи легче всего отказаться от собственного производства и завозить готовую импортную продукцию, при этом не неся расходов на производство, создание рабочих мест и прочее. Но не стоит забывать, что при таком раскладе будут созданы риски угрозы национальной безопасности для всей мебельной отрасли, поскольку производители вынуждены будут закрывать производство и тем самым сокращать рабочие места.

Поговорим о недавних обвинениях, которые были озвучены в ваш адрес: прозвучала информация о том, что ассоциация создает монополию в сегменте и лоббирует интересы определенных компаний при проведении тех же тендеров. Говорят, что даже коллективные письма готовятся от тех предпринимателей, которых не устраивает такое положение дел…

В рамках интеграционных процессов ЕАЭС, в которые вовлечен Казахстан, были приняты обязательства по предоставлению доступа на рынок государственных закупок поставщиков всех стран – участников ЕАЭС. В настоящее время в целях защиты внутреннего рынка в системе государственных закупок был внедрен способ закупки через конкурс с предварительным квалификационным отбором среди потенциальных поставщиков, обладающих индустриальным сертификатом. Выдачей ИС занимается Национальная палата предпринимателей «Атамекен» на основе экспертных заключений, выдаваемых экспертами ассоциации и ОПС (орган, подтверждающий соответствие). Экспертные заключения подготавливаются на основе непосредственного аудита производственных мощностей претендента на получение ИС, то есть экспертом осуществляется выезд на само предприятие, осматривается наличие технологической документации, оборудования, наличия квалифицированной рабочей силы и прочее. В действительности на сегодняшний день есть определенные проблемы, с которыми сталкиваются производители при подаче заявлений на получение индустриального сертификата. Это отсутствие элементарного понимания, что для организации производства во всем цивилизованном мире приняты и необходимы следующие критерии: соответствующее производственное помещение; станки и оборудование для производства мебели, хотя бы минимальный уровень механизации технологических процессов; наличие конструкторско-технической документации, разработанной на основании техпроцесса и соответствующих стандартов; наличие компетенций и навыков у персонала; минимальная материальная и финансовая устойчивость предприятий.

Также имела место очередность поданных заявок на получение ИС, поскольку, как инструмент в государственных закупках, он был внедрен с 1 июля 2019 года, и с этого момента поставщики, не являющиеся производителями, были отстранены от участия в таких закупках. Это создало определенный ажиотаж среди них, но на сегодняшний день большинство спроса удовлетворено экспертами ассоциации. Более того, производители, получившие ИС, которые ранее не имели возможностей в силу различных причин получать государственные заказы, в том числе из-за наличия большого количества различных категорий поставщиков на рынке, сегодня могут беспрепятственно принимать участие в них и, соответственно, побеждать. Это послужило причиной того, что недовольные поставщики, чаще всего не являющиеся производителями, лишенные источника определенного дохода в виде государственных закупок, хотят весь свой негатив вылить на ассоциацию как на виновника всего положения, при этом не заботясь о самом производстве, его развитии и соответствии установленным требованиям и стандартам. Кроме того, зачастую так называемые авторы «коллективных писем» преследуют краткосрочные и узкие цели, а также не принимают участия в обсуждении разрабатываемых государственными органами изменениях и дополнениях нормативных актов, регулирующих деятельность всей мебельной отрасли, направленных на предоставление преференций для реальных производителей. Более того, многие из них так и не обращались за получением ИС ни к нам, ни в НПП, заведомо зная, что, не имея производства, невозможно его получить. Хотелось бы отметить, что не все предприятия из получивших ИС являются членами ассоциации, но в большинстве своем это компании, полностью отвечающие вышеназванным критериям производственных предприятий. Поэтому однозначно мы готовы подтвердить слова наших оппонентов, да – мы лоббируем интересы отдельных компаний, которые обладают достаточными возможностями соответствовать требованиям добросовестного бизнеса, имеющих реальным производством, создающих рабочие места и платящих налоги.

Вы, думаю, со мной согласитесь, что сейчас совсем не время для внутренних конфликтов, о чем бы мы ни говорили и в каких масштабах. Каким будет развитие этой ситуации? Может быть, стоит сесть за стол переговоров? Как часто участники рынка не поддерживают какие-либо ваши действия, решения? И насколько эти решения по-настоящему отражают их нужды и чаяния, скажем так?

Могу вас заверить, что ассоциацией на постоянной основе ведется работа по снижению напряженности не только в вопросе выдачи ИС, но и по другим проблемным вопросам. Данная работа проводится для большего охвата, в том числе и в социальных сетях путем сбора предложений по совершенствованию законодательства Республики Казахстан о государственных закупках. Мы открыты в этом направлении для всех производителей страны, которые неравнодушны к текущему положению дел в мебельной отрасли и готовы к конструктивной критике, а не голословным обвинениям. Но, как я уже отмечал ранее, мало документально подтвержденных фактов каких-то злоупотреблений с нашей стороны, скорее всего, это недопонимание, что жизнь изменилась и время «легких денег» прошло. Не вкладывая в производство, используя «серые схемы и прокладки», «заточки», «позвоночное право», невозможно построить новые предприятия, развить отрасль. Последние примеры таких публичных обвинений показывают, что, даже не участвуя в процессе закупок, у нас появляются «эксперты», которые считают, что имеют определенное право на «авторитетное мнение» по данному вопросу. Кто мешает им подать заявку и пройти процесс отбора в НПП, пригласить отраслевого эксперта и смело показать свое предприятие? Да, у нас в стране много предприятий, которые хотели бы развиваться в цивилизованном русле, но, несмотря на многочисленные программы господдержки, не имеют на это возможности и средств. И это мы понимаем, что, кроме нас, эти вопросы никто не решит, поэтому ассоциацией выработаны и направлены в уполномоченные государственные органы предложения по урегулированию вопроса участия в процессе государственных закупок потенциальных поставщиков, не обладающих ИС. Так, согласно нашим предложениям при государственных закупках до 100 МРП (277 800 тенге) требование о наличии у потенциального поставщика ИС не будет являться обязательным, что должно позволить участвовать в закупках большому кругу поставщиков. Это также позволит данной категории производителей накопить определенные средства для модернизации производства, улучшения условий труда и других мероприятий для развития бизнеса. Есть много предприятий, которых рынок государственных закупок не интересует, так как их основной потребитель – население. И по ним мы проводим определенные мероприятия, в том числе направленные на стимулирование покупательской способности населения через льготное кредитование на покупку отечественной мебели по аналогии с автокредитованием. Все эти предложения находятся на рассмотрении уполномоченных органов и организаций. Но, как показывает практика, большинство предпринимателей инертны и безынициативны и пока не представляют перспектив организованной работы. Многие считают, что государство должно решать за них, при этом не прилагая никаких усилий со своей стороны.

Канат, как обстоят сегодня дела в регионах? Иногда ведь именно там можно встретить этакие самородки на рынке мебели, когда небольшие цеха производят роскошную мебель и по приемлемым ценам, при этом не обижаясь на государство или профильные союзы...

Вы знаете, имея опыт общения с зарубежными производителями, я с гордостью могу сказать, что наши ничем не хуже их. Но, как я указывал ранее, умение подать себя, создать продукт, который мог бы удивить, – это, конечно, подвластно не всем. Лично я могу отметить несколько компаний, которые имеют стабильных потребителей как у нас на родине, так и за рубежом. У многих на слуху компания Moon Company, мебельная фабрика CARA hardwood из Алматы, уральские производители «Квант» и Apriori, павлодарская Troy. Это очень тяжелый труд, и наши итальянские коллеги высказали мнение о возможности представления наших производителей на Миланской выставке, это своеобразный «Оскар», но, к сожалению, не многие у нас могут дотянуть до требуемых международных стандартов. Также на сегодня заметна тенденция создания «модной» мебели на предприятиях, ранее занимавшихся производством металлоконструкций, окон и дверей и других не свойственных для мебельного рынка производств. Рынок требует свое, и это, я считаю, вполне естественно. Но изделия, созданные по индивидуальным заказам, если они есть по ТУ предприятий, могут нести определенные риски по безопасности и качеству. Это творчество, и его ограничивать не в нашей компетенции, но, думаю, как в любом цивилизованном обществе, производитель должен добровольно пройти сертификацию соответствия или безопасности произведенной мебели.

Есть ли у ассоциации план действий на ближайшее время? Можете озвучить, над чем будете работать, над какими решениями? Что думаете о прогнозируемой новой волне коронавируса, а значит, о новом витке препятствий для отечественной экономики

Планы ассоциации на ближайшее время, как и у всего предпринимательского сообщества страны, – выстоять в новых условиях, а именно сохранить достигнутые результаты и в дальнейшем развиивать отрасль, поднимать статус отечественного продукта. Наращивание потенциала производства, выход на новые рынки, поддержка эффективных преобразований в отрасли и, как мы указывали ранее, развитие культуры производства и потребления – обо всем этом мы сегодня думаем. Новые реалии сегодняшнего дня в условиях мировой пандемии, безусловно, подчеркивают важность данных постулатов. Несмотря на трудности, мы готовы к новым вызовам, ведь слоган нашей ассоциации – «Вместе мы сильнее!».

Мадина Ерик


Подпишитесь на наш канал Telegram!