Предположительно с 1 августа 2020 года для столичных потребителей поднимутся тарифы на электроэнергию. Обсуждение заявки ТОО "Астанаэнергосбыт" прошло 17 июля на площадке департамента комитета по регулированию естественных монополий МНЭ по городу Нур-Султану.
Как рассказал в ходе выступления гендиректор ТОО "Астанаэнергосбыт" Александр Зинкевич, основанием заявки на изменение стоимости электрической энергии стало повышение тарифов на источниках генерации энергии в соответствии с приказом минэнерго от 29 июня текущего года. Как пояснил глава компании, "Астанаэнергосбыт" закупает электрическую энергию для города Нур-Султана у трех источников, которым подняли тарифы: "Астана-Энергия" (ТЭЦ-2), Экибастузскае ГРЭС-1 и ГРЭС-2. У "Астана-Энергии" с 1 июля произошел рост тарифа на 22%, у ГРЭС-2 – на 18%, у ГРЭС-1 – на 1%. Это три источника, которые используются в обеспечении электроэнергией столицы. Соответственно, у компании изменилась стоимость покупки, которая напрямую влияет на затраты, сообщил Александр Зинкевич.
Параллельно вместе с этим, поскольку произошел выход заявки на новый тариф, "Астанаэнергосбыт" изменил свою сбытовую составляющую и подал в прогнозе на ее рост.
"У нас происходит существенное снижение объемов, сбытовая составляющая напрямую зависит от объемов. Существуют затраты, которые необходимы для обслуживания потребителей, они делятся на объем, и получается величина сбытовой составляющей. В связи с тем, что у нас происходит ежегодное снижение объемов, уровень сбытовой надбавки должен расти, соответственно, мы учли этот рост в своем проекте заявки. Помимо объема, влияющего на величину сбытовой надбавки, в затратную часть дополнительно вошли услуги ТОО "Астана ЕРЦ" и рост заработной платы. Зарплата наших сотрудников на 45% ниже, чем средняя по рынку в аналогичных предприятиях Нур-Султана", – отметил Александр Зинкевич.
Также, по данным компании, дополнительно включены в проект заявки убытки, полученные от применения дифференцированных тарифов. Это связано с изменением удельных весов физических и юридических лиц, поскольку удельный вес населения растет, а это минусовой тариф, который отпускается ниже себестоимости, а число юрлиц, наоборот, становится меньше, соответственно, происходит перекос и влечет убытки для предприятия, которые по правилам возмещают при рассмотрении очередного тарифа.
"На сегодняшний день предельная цена увеличивается на 16% с учетом того, что "Астана-РЭК" вышел на увеличение стоимости. Далее происходит дифференциация. Для физлиц мы заложили в заявке рост тарифов на уровне инфляции, то есть повышение составит 7%. Цена для юридических лиц падает на 3%, рост тарифов для бюджетных организаций будет выше, до 43 тенге за 1 кВт/ч. Такова формула в правилах", – пояснил глава "Астанаэнергосбыт".
По данным компании, в настоящее время удельный вес населения в потреблении электроэнергии составляет 52%, юрлиц – 48%, из них бюджетные организации – 8%. Пять лет назад население не превышало 30%, 70% потребителей было представлено юрлицами. В 2012 году была принята дифференциация – разделение тарифов для физлиц и юрлиц, с 2014 года пошло снижение юрлиц, это связано с тем, что на рынке стали появляться другие энергоснабжающие организации. Таким образом, с 1 августа 2020 года предполагается увеличение стоимости электроэнергии для потребителей. Согласно проекту заявки, в случае ее одобрения для населения стоимость увеличится с 11,36 тенге до 12,10 тенге, то есть на 74 тиына на киловатт, для юрлиц стоимость уменьшится на 49 тиынов за киловатт, для бюджетных организаций повысится до 43 тенге за кВт/ч.
По данным руководителя департамента комитета по регулированию естественных монополий МНЭ по г. Нур-Султану Булата Танабергенова, заявка будет рассматриваться в течение месяца, 29 июля текущего года будет вынесено решение. Как отметил глава столичного департамента КРЕМ, при рассмотрении заявки будет соблюден баланс интересов потребителей и субъекта. Отметим, последнее повышение тарифов на электроэнергию произошло с 1 января 2020 года, в 2019 году повышения цен не было.
Майра Медеубаева