Речь идет как о собственных средствах, так и заемных. Ситуация стала критической после того, как государство решило сократить субсидирование производства мяса индейки, передает Inbusiness.
Тема обсуждалась в программе "Время говорить" на Atameken Business. Надо отметить, что вопрос субсидирования в сфере АПК поднимается отраслевыми ассоциациями на постоянной основе. По понятным причинам компании, занятые в агробизнесе, отстаивают повышение субсидий и крайне негативно относятся к решениям правительства по сокращению финподдержки либо ее полной отмене. При этом конечный потребитель, при сложившейся системе господдержки АПК ожидает приемлемой цены на продукцию, чего, увы, не наблюдается по многим товарным позициям.
Inbusiness приводит текстовый фрагмент дискуссии.
Данил Москаленко:
– Господин Шарипов, это типичная ситуация, которая сложилась в Павлодаре, для нашей отрасли или нет?
Руслан Шарипов, президент ОЮЛ "Союз птицеводов Казахстана":
– Индюшиного мяса у нас практически не было. Ни в советское время, ни после того, как независимость взяли. Это первым Сергей Александрович Терещенко (первый премьер министр РК. – Прим. ред.) построил птицефабрику в Туркестанской области, которая в течение 5-10 лет до 10 тысяч тонн мяса производила. И перерабатывали это мясо, даже из индюшиного мяса делали казы. Бац, с прошлого года убирают субсидии на производство мяса. Мы добивались, добивались, ничего не добились. Теперь в этом году опять мы над этим работали, тоже ничего. Мотивируют тем, что это не социально значимый продукт.
Второе предприятие в Казахстане открылось в Павлодаре 3 года назад. Здесь производится 2,5 тысячи тонн индюшиного мяса в год. Именно данное предприятие рискует закрыться в связи с отменой субсидирования. Руслан Шарипов также пояснил, что в прошлом году Россия перестала завозить пшеницу, из-за чего ее стоимость на внутреннем рынке поднялась до 180 тысяч тенге за тонну корма. А в птичьем бизнесе 70% себестоимости продукции составляет корм.
Данил Москаленко:
– Как можете прокомментировать ситуацию с павлодарским заводом, где сложилась критическая ситуация?
Гани Жумахметов, главный эксперт департамента животноводства МСХ РК:
– Да, мы знаем ситуацию вокруг этого предприятия. С 2022 года по поручению президента создана рабочая группа по господдержке в сфере АПК, в том числе по правилам племсубсидирования и инвестирования. Что касается инвестиционного субсидирования, то здесь мы порог с 20 тысяч тонн снижаем до 5 тысяч. Также сохраняются все действующие виды субсидирования, за исключением производства мяса индейки.
Данил Москаленко:
– Я хочу понять, вы сказали, что инвестиционные субсидии. То есть у предпринимателя из Павлодара есть все-таки шанс попасть в инвестиционные субсидии. Я правильно понимаю?
Гани Жумахметов, главный эксперт департамента животноводства МСХ РК:
– Да.
Руслан Шарипов, президент ОЮЛ "Союз птицеводов Казахстана":
Он (павлодарский предприниматель. – Прим. ред.) не попадает туда. Снижение с 20 тысяч до 5 тысяч, а он производит 2,5 тысячи тонн. Мы сколько писали, они собираются еще снизить – до 2 тысяч. Но этого в новых правилах мы пока не видим.
Данил Москаленко:
– Как у нас в целом построена система поддержки агпроизводителей? Если честно, вот посмотреть на ситуацию, мы всегда говорим, надо поддерживать отечественного производителя, надо поддерживать отечественного предпринимателя, а ситуация такая вот получается.
Гани Жумахметов, главный эксперт департамента животноводства МСХ РК:
– Хочу прояснить, в 2020 году именно на субсидирование мяса индейки государство выделило 1,3 млрд тенге. В 2021 году уже порог снизился до одного миллиарда тенге. В 2022 году точно так же один миллиард. Мы здесь должны поднять одно, что государственные субсидии носят недолговечный характер. Это временный стимул для производителей, предпринимателей, чтобы поставить предприятие на ноги.
Полная версия программы "Время говорить" доступна по ссылке