/img/tv1.svg
RU KZ
В Павлодаре заработает частный пляж

В Павлодаре заработает частный пляж

В летнюю пору местный бизнес идет монетизировать спрос на отдых в пляжный сезон.

08:26 24 Май 2020 5822

В Павлодаре заработает частный пляж

Автор:

Марина Попова

Фото: Марина Попова

Осенью прошлого года отдел земельных отношений Павлодара выставил на торги ряд участков, в том числе под размещение и обустройство пляжа в районе теплого течения с установкой понтона для переправы отдыхающих. Владельцем его на три года стал ИП FOREST – Алексей Кандаков. Опыт работы на реке с отдыхающими у него есть.

Маржинальность на теплой погоде

Лето дает возможность открытия нового направления с высокомаржинальным, но сезонным, бизнесом. Наиболее популярные виды отдыха у горожан – пляжный, тем более на фоне нынешней ситуации по коронавирусу, нет ясности по выезду к морю. Коммунальные пляжи не отличаются комфортом, в лучшем случае, это наличие нескольких навесов – традиционный «грибок», пара-тройка деревянных лежаков, при отсутствии туалета и места для переодевания.

На смену полудикому отдыху должен прийти более цивилизованный. Но за определенную плату. Тут надо понимать, что люди будут готовы платить лишь при определенном уровне отдыха: чистая территория, хороший песок, теплая вода с неглубокими заводями и спектр дополнительных услуг.

Именно такое место отдыха планирует создать индивидуальный предприниматель на левом берегу протоки Айнаколь. Все необходимые мероприятия уже выполнены, осталось с помощью земснаряда нарастить песок на территории будущего места отдыха. К слову, на этом месте в 70-80-х годах прошлого века существовала пляжная зона, пользовавшаяся популярностью у жителей города как место массового отдыха. Все возвращается.

Как подчеркивает предприниматель, это будет частный пляж, но не платный. Все, что необходимо будет заплатить отдыхающим, – доставка по реке. Пляж расположен в километре от центрального места отдыха. Стоимость поездки в оба конца на одного человека составит 1200 тенге, с детей плата взиматься не будет. К слову, это традиционный тариф лодок-такси, который доставлял прежде отдыхающих на теплое течение реки к «диким» пляжам.

«Главное – сделать место комфортным для отдыха. Конечно, не за один сезон. В этом году дай бог успеть поднять за счет песка береговую зону, установить биотуалет. На перспективу хочу организовать плавучее кафе без алкоголя. Создать детскую зону со своим «лягушатником», – сообщил Inbusiness.kz Алексей Кандаков.

Если говорить о расходах, то работа земснаряда за неделю работы обойдется в 10-12 млн тенге. К тому же, необходимо заплатить налог, за так называемый, ущерб, нанесенный биоразнообразию ихтиофауны во время работы земснаряда. Речь идет о мальках, рачках и прочих обитателях реки.

«По старым расчетам, я должен был выложить за это 200 тыс. тенге. Сейчас говорят, надо по-другому считать, в итоге сумма выросла до 1,5 млн тенге», – возмущается предприниматель.

Для перевозки людей у ИП имеется собственный водный транспорт: теплоход, лодка на 12 человек. К слову, стоимость последней составила $30 тыс. Тем не менее дело выгодное. Да и другой бизнес имеется, чтобы пляжный раскрутить.

К слову, это не первый в Павлодаре пример подобного летнего бизнеса. Восемь лет назад в аренду был взят участок на левом берегу Иртыша.

«Правда, трудно развиваться, если нет четкой картины, долго ли ты сможешь работать на этом месте. Участок давали на год-два, затем новый конкурс. В последний раз получили его в пользование уже на четыре года, хоть какая-то перспектива просматривается», – рассказал Inbusiness.kz ИП Сергей Ермаков.

Вход на пляж – бесплатный, платить надо за доставку на него по воде – 1 тыс. тенге в обе стороны. Каждый день такой отдых не всем по карману. В среднем в выходной в хорошую погоду число желающих отдохнуть на данном пляже доходит до 150 человек. В будние дни до 50 человек.

Впрочем, предприниматель тоже рискует.

«Например, два года назад, когда большая вода так, практически, и не ушла, т.е. река не вошла в свое русло, пляжный сезон так и не открыли. При этом был оплачен земельный налог и прочие платежи», – говорит предприниматель.

Еще одна проблема – гнус. Мало найдется желающих отправиться отдыхать, когда еще массово не вылетела стрекоза, главный борец с кровососущими. Это все напрямую влияет на сокращение «рабочих» дней бизнеса.

«Я как-то попробовал 20 июня открыть сезон. Сам приехал на берег посмотреть, но больше пятнадцати минут не выдержал. Мошка заела. Какой уж тут отдых», – говорит Сергей Ермаков.

В результате пляжный сезон начинается с начала июля и может продлиться до середины или конца августа. Все зависит от погоды.

Теперь математика. Ежегодная аренда за 0,4 гектара земли составляет около 80 тыс. тенге, за чистку дна в акватории пляжа – столько же. Баркас для транспортировки пассажиров приобрели в Новосибирске. Новый мотор средней мощности на него стоит 500-600 тыс. российских рублей.

Будущий отдых за частниками?

В минувшие выходные павлодарские чиновники сделали комиссионный объезд имеющихся пляжей и пришли к выводу о необходимости открытия новых, официальных мест отдыха, чтобы сократить число гибели людей на воде. Аким города Кайрат Нукенов поднял вопрос и об открытии частных пляжей.

На сегодня в области имеется 17 официальных пляжей, т. е. там, где есть вышки и буйки, находящиеся под опекой спасательной службы. В следующем году планируется открыть в Павлодаре пять новых мест отдыха. Они должны находиться в частных руках. Отделу предпринимательства поручено заняться привлечением бизнеса по открытию таких мест отдыха. К слову, о передаче пляжей в частные руки местные власти говорят на протяжении уже нескольких лет. И все время данный вопрос становится актуальным только накануне открытия очередного пляжного сезона. Но, чтобы подготовить участки для передачи их в аренду бизнесу, требуется длительное время на согласование.

«Поскольку пляжи находятся в границах реки, то согласование с различными государственными органами займет значительное время. Ведь это относится к охраняемой территории. Тут и лесники, и водники. Так что такие вопросы необходимо решать заблаговременно», – сообщил Inbusiness.kz и. о. начальника городского отдела земельных отношений Сапарбек Айтпаев.

Так что павлодарцам придется довольствоваться пока тем, что есть. К слову, городскому бюджету подготовка к пляжному сезону обходится в сумму около 6 млн тенге.

Марина Попова

Как устроен бизнес по переработке аккумуляторов

Павлодарский предприниматель выстроил сеть по утилизации отработанных аккумуляторов и производству свинца.  

22 Сентябрь 2020 11:23 4967

Компания появилась в Павлодаре в 2007 году и первые десять лет занималась только торговлей аккумуляторами. Постепенно расширяясь, к 2017 году предприятие дополнило свою деятельность утилизацией и переработкой аккумуляторов. Создание нового производства обошлось в сумму порядка 250-300 млн тенге. Основная часть пришлась на собственные средства. Однако впоследствии возникла необходимость взять заем на пополнение оборотных средств. Заем удалось взять по государственной программе «Дорожная карта бизнеса», а процентную ставку субсидировать через фонд «Даму». В 2020 году предприятие снова получило кредит на пополнение оборотных средств в размере 50 млн тенге. Ставка по кредиту составила 13%, почти половину которой финансирует государство.

Процесс переработки аккумуляторов выглядит нехитро. Так, из отработанных аккумуляторов удаляют электролит, который нейтрализуется с помощью каустической соды до состояния воды и утилизируется. Далее из него извлекается два вида сырья – в основном это свинец, а также в виде побочного продукта – пластик. В дальнейшем пластик промывается и дробится на фракции, свинец выливают в чушки. Оба вида продукции компания экспортирует в Россию.

«У нас есть сертификат соответствия ГОСТ – на пластик и свинец. Мы продаем не просто лом, это не продажа сырья – это производство продукции первого передела», – рассказал Павел Горбачев, руководитель компании.

Цена на свинец не фиксирована и привязана к торгам на Лондонской бирже металлов (LME). Свинец, к слову, может достигать до 55% от массы самого аккумулятора.Пластик стоит порядка 40 российских рублей за килограмм. На выходе пластик составляет порядка 6% от массы аккумулятора. Таким образом, компании в месяц удается накопить около 10-15 тонн пластика.

Чтобы не перегружать линию производства, компания старается перерабатывать в сутки порядка десяти тонн аккумуляторов. Тогда это выходит в месячный норматив порядка 250 тонн. Кроме павлодарцев, в Казахстане в данной сфере также работает завод в Талдыкоргане, построенный еще в советское время. Объёмы завода, конечно, намного превосходят объемы переработки небольшого частного предприятия, однако при этом ожесточенной конкуренции между двумя предприятиями нет.

«Мы находим свои рынки. Завод, к примеру, слишком большой для каких-то заказов. Мы же более мобильны в этом плане. Поэтому нам нет необходимости воевать в цене. Всегда можно найти свои ниши», – считает Павел Горбачев.

В западных странах автомобилисты сами платят за услуги по утилизации своего аккумулятора, казахстанские реалии другие. Здесь отработанный аккумулятор продается, хотя бы не выкидывается на свалку. Даже в магазине при покупке нового аккумулятора покупателю могут предоставить скидку, если он согласен отдать старый. Зачастую такие аккумуляторы даже не разбирают, а просто экспортируют, к примеру, в Россию на ту же самую переработку. В розницу компания приобретает старые отработанные аккумуляторы по ценам в пределах от 3 тыс. до 15 тыс. тенге. Конечная цена зависит от нескольких факторов, в первую очередь это его масса, что напрямую сказывается на содержании в нем свинца.

На долю розничных поставщиков приходится порядка 30-40% от общего потока аккумуляторов. Точки приема компании функционируют в Павлодаре, Экибастузе, Усть-Каменогорске, Караганде, Семее и Алматы.

Помимо этого, существуют и оптовые поставщики. Например, в прошлом году павлодарский предприниматель заключил договор на покупку старых аккумуляторов с ресайклинг-фирмой. Это компания, которая скупает по Казахстану старые автомобили для их дальнейшей утилизации. Там по нормативу при сдаче авто должен быть в том числе и аккумулятор.

Сейчас общий штат предприятия насчитывает порядка 60 работников, в то время как на производстве работают 12 человек. В ближайшем будущем предприниматель собирается построить небольшой завод, на котором, помимо свинца, можно будет перерабатывать, к примеру, цветные металлы, такие как медь и дюраль.

Пока по понятным причинам неясно, во сколько обойдется строительство завода. Сам же предприниматель оценивает эту сумму примерно в 3-4 млн долларов. К слову, вентиляция и системы очистки воздуха занимают в предварительной смете порядка трети всего бюджета и выходят дороже самого оборудования. В качестве одного из вариантов для будущего строительства рассматривается территория специальной экономической зоны «Павлодар». Там предпринимателю могут предоставить значительные льготы, а также выстроена удобная логистика.

Руслан Логинов

Подпишитесь на наш канал Telegram! 

Почему аким Павлодара не приветствует иждивенческий настрой

Как будет решать вопросы города, почему на вопросы граждан отвечает лично – в эксклюзивном интервью Ержана Иманслямулы.

20 Август 2020 08:00 6449

Фото: Алибек Дженалинов

За неполный месяц работы новый аким Павлодара уже объездил город, определил для себя наиболее уязвимые точки и набросал план ближайших действий. Впрочем, этот участок он знает не понаслышке: родом отсюда, трудился в должности заместителя акима города. И вот шесть лет спустя вновь вернулся сюда уже в новом качестве. О своем видении преобразования областного центра Ержан Иманслям рассказал порталу inbusiness.kz.

Ержан Иманслямулы, Вы приступили к обязанностям градоначальника 27 июля. Тем не менее уже выделили основной круг первостепенных проблем?

Поскольку я павлодарец, за мое шестилетнее отсутствие связи с городом не терял. Первое, с чего начал, – подготовка к зиме. В этом году ведется много ремонтных работ, поэтому есть нарекания от жителей, прежде всего из-за отсутствия горячей воды. Идет замена труб теплотрассы на большой диаметр. Думаю, к осени большинство вопросов снимется. Проверил работу тепловых сетей, городских ТЭЦ. Сейчас главное – войти в зиму с завершением всех ремонтных работ.

В отделах городского акимата отмечается большая текучесть кадров. Есть способ это остановить?

Наша область одна из немногих, кто перешел на факторно-балльную шкалу, которая дает возможность госслужащим получать достойную зарплату. Если честно, придя сюда, удивился: в министерстве получают меньше, чем в регионе. Это позволяет приглашать на работу хороших специалистов.

То-то Вы из столицы к нам приехали.

Ну, прежде всего, это моя родина. Что касается кадров, то хорошего специалиста всегда сложно найти. Причем на любом уровне. На сегодня штат не укомплектован, человек всегда ищет, где лучше. Этот процесс необратим. Другой вопрос – понять причину того или иного ухода, выявить проблему, чтобы ее решить.

Как Вам после министерства (работал в министерстве индустрии и инфраструктурного развития РК, в том числе руководил управлением машиностроения комитета. – Авт.) оказаться в кресле градоначальника? Не мелковато? Вы там привыкли к другим размахам.

Для любого госслужащего полезно поработать в министерстве. Если на местах ты лишь исполняешь поручения, спущенные сверху, то в столице ты сам занимаешься разработкой нормативно-правовых актов, учишься отстаивать свою позицию в мажилисе парламента и прочее. Там реальный накал страстей порой происходит.

Хорошая школа получается.

Два года в министерстве – хороший опыт, участвовал в работе межправительственной комиссии с Российской Федерацией, Республикой Беларусь и другими. Есть опыт работы с иностранными инвесторами. Все это думаю использовать в Павлодаре.

Нет ощущения потери какой-то глобальности? Там весь мир был, а теперь все сузилось до масштаба города, местечковых проблем.

Как Вы говорите, в том, большом, мире я был винтиком. Здесь, во-первых, живая работа с людьми. Во-вторых, город – это множество отраслей, за которые ты отвечаешь.

Что за нелицеприятная история с Северо-Казахстанской областью получилась?

Начнем с того, как я оказался там. Я ушел в другой регион с должности заместителя акима Павлодара. Почему? На тот момент мне хотелось поработать в качестве акима. А поскольку у нас в регионе в резерве корпуса «А» достаточно многолюдно, решил попытать свои силы в другом месте – в СКО в резерве был только один человек. Сделал выбор в пользу этого региона. Сначала работал в управлении индустриально-инновационного развития и через 11 месяцев возглавил район, самый крупный в области – 46 тысяч жителей, очень разнообразный по национальному составу. Проработал там чуть больше двух лет. За это время китайских инвесторов привлек для строительства завода по производству рапсового масла. Было интересно и поучительно.

Но аким СКО сказал, что Вы покинули пост главы Тайыншинского района, не достигнув определенных социально-экономических показателей.

Если честно, для меня такое заявление было неожиданным. Я освободил должность в ноябре, и на тот момент о не достижениях социально-экономических показателей вопрос не стоял.

Вернемся к Павлодару. В его границы сегодня входит несколько пригородов: село Павлодарское, поселки Ленинский, Жетекши и другие населенные пункты. Когда они приблизятся к уровню городской жизни? Или такой задачи не стоит?

Есть задача на урбанизацию. Чтобы жить как в городе, не обязательно ехать в Павлодар. Условия можно создать везде: септик, титан для горячей воды. Если село вошло в черту города, оно одномоментно с ним не сравняется. Главное – наличие центрального водопровода и электроснабжения. Если говорить о рабочих местах, то в пригородах можно поставить откормочные площадки, гусиные и утиные фермы. Направление задано – надо работать.

В последние годы в Павлодаре остро стоят вопросы экологии. И это касается не только выбросов, но и наличия зеленого фонда. Общественники утверждают, что больше вырубается, чем садится.   

Старожилы говорят, что город утерял статус одного из зеленых городов не только страны, но и прилегающих российских областей. Говорят, мы были вторыми после Омска в этом регионе. Думаю, пришло время вернуть утерянные позиции. Тем более что есть специальные организации, занимающиеся выращиванием саженцев. Другой вопрос, что необходима концепция по уходу за зелеными насаждениями. Те же компенсационные высадки. Кто за ними ухаживает, поливает?

И как Вы планируете это осуществить?

Хочу вовлечь в этот процесс население, чтобы они участвовали в той же посадке деревьев. Это могут быть семейные уголки зеленых насаждений, именные. Важно не просто посадить дерево и забыть, а нести за него ответственность, поливать на первых порах, если потребуется. Необходимо уходить от потребительства: сделайте, дайте. Когда население города будет вовлечено в данный процесс, то и отношение к окружающему будет иное. Я уверен, люди готовы совершать подвиги, надо просто найти нужные слова.

Ержан Иманслямулы, коли мы заговорили о приграничье, хотелось бы остановиться на таком вопросе, как развитие речного судоходства. Вроде движение есть, но продолжения нет.

Согласен. Был на днях в речпорту, познакомился с его работой и предложил создать хаб. Наши баржи могут спускаться по Иртышу не только до Омска, но и ниже, до Тюмени, где нужен наш щебень, оттуда можно лес возить. Необходимо и другое направление рассматривать – в сторону Семея, Восточного Казахстана, а там и Китай. Речпорт транспортирует и добывает около двух миллионов тонн продукции в год, его максимальная возможность – 6,5 миллиона тонн. Речники готовы наращивать объемы перевалки песка, щебня и леса, однако для этого необходимо провести дноуглубительные работы на Иртыше как минимум на трех участках реки: Омск – Урлютобе, Урлютобе – Павлодар и Павлодар – Курчатов.

Коли затронули промышленную тему, то мое видение – продолжать работу по строительству более высоких переделов. Взять тот же алюминий: сегодня мы уже не сырье экспортируем, вышли на новый уровень, например диски для автопрома. Можно ложки и вилки делать. Если спрос имеется.

Алюминиевые? Как-то «совком» попахивает.

Поверьте, это будут не те приборы, что когда-то предлагали в советских столовых. Главное – желание инвестора и приобретение технологии.

Как думаете, надолго пришли в Павлодар? Понятно, что не все от Вас зависит, но все же. А то в последнее время в городе слишком часто меняют акимов, это точно не идет на пользу областному центру.

Мне бы не хотелось, чтобы это закончилось одним годом, минимум три необходимо. Думаю, за это время можно что-то реальное сделать для города и его жителей. Не скажу, что совершу какой-то переворот, но надеюсь, общую культуру жителей удастся поменять. Правда, сделать это без поддержки горожан не получится.

Что Вы имеете в виду?

Хотелось бы в город привнести каких-то ярких цветов. Сейчас вот прорабатывается единый концепт стандарта интерьера и экстерьера, благоустройства прилегающих территорий школ. Уйдем от серых тонов к определенной цветовой гамме. В плане благоустройства отметил для себя, что в городе мало урн, а это порождает мусор на улицах, в местах отдыха. У горожан не должно быть только одно место отдыха, как сейчас набережная. В каждом микрорайоне должны быть свои «фишки». А то приезжают к нам гости из той же России, Германии. Куда мы их ведем? На набережную, больше некуда. Необходимо поставить стационарные туалеты в парковых зонах, на той же набережной. На сегодня у горожан в этом вопросе выбор не большой – кусты. И это только часть большого вопроса.

Не успев прийти, Вы оповестили горожан о своем номере на WhatsApp. Что пишут?

Когда обнародовал свой номер, за два часа было более полутора тысяч сообщений. И все хотят ответов немедленно. Причем, как это ни парадоксально, обращаются даже с других регионов, например Жамбылской области. Или из Аксуского района пишут, мол, координат своего акима не знаем, помогите.

Все читаете и отвечаете?

Когда надоедает писать, просто перезваниваю. На том конце провода удивляются. Были и абсурдные сообщения, типа займите тысячу тенге. Ответил, чтобы не ждали. Возможно, кому-то любопытно: отвечу или нет. Хочу сказать, что эта переписка занимает много времени, но она необходима, чтобы знать проблемы изнутри.

Недавно школьник отправил Вам видеосообщение, мол, хотим новую спортивную площадку. И ее сделали. Не боитесь, что это станет сигналом для шквала требований: сделайте нам то и это?

Да, стадион обновили. Меня задело это видеообращение тем, что в бытность своей работы в акимате я вручал жильцам этого дома ключи от новых квартир, и вдруг там уже разруха на стадионе. Поэтому поехал, посмотрел, а неравнодушному мальчику и его брату вручил футбольные мячи. Но это не значит, что акимат будет работать как пожарные. Горожанам надо научиться вкладывать свои силы в благоустройство города, начав с дома, где они живут: высадить цветы, посадить деревья, навести чистоту в подъезде. Кто-то это делает без всяких просьб. У других – иждивенческая позиция, и ее поощрять не собираюсь.

Немного о личном. У акима свободное время есть? Чем занимаетесь? Дружите ли со спортом?

Времени, признаюсь, практически нет. Тем не менее взял за правило, приходя домой, оставлять работу за дверьми. У меня четверо детей, они в том самом возрасте, когда им нужен отец. Что касается спорта, то по утрам я час занимаюсь силовыми упражнениями. Меня к этому сподвиг ветеран войны, 94-летний мужчина, которого и дедом сложно назвать, такой живчик. Дочь его рассказывала, что он в 70 лет «солнышко» на турнике крутил, он и сейчас на турнике подтягивается. Когда уехал от него, подумал, надо собой заняться в плане спорта, здоровья. За два года тридцать килограмм сбросил и стал чувствовать себя намного лучше. Когда чувствуешь себя хорошо, то и работа ладится. Тем более что сделать надо много.

Марина Попова


Подпишитесь на наш канал Telegram!