/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 435,65 Brent 36,55
В павлодарских трамваях внедрили систему электронного билетирования

В павлодарских трамваях внедрили систему электронного билетирования

Модернизацию общественного транспорта провели за счет городского бюджета.

11:18 26 Декабрь 2019 8154

В павлодарских трамваях внедрили систему электронного билетирования

Автор:

Руслан Логинов

Фото: pavon.kz

Всего на павлодарских маршрутах ездят 70 трамваев. В городском трамвайном управлении валидаторов закупили в полтора раза больше – 105. В плане использования очень схожи с обычными смартфонами – сенсорный экран, помещаются в руке. В трамвайном управлении отметили, что специально подбирали такие устройства, чтобы заряда батареи хватало на всю смену. А потому не должно возникать ситуаций, которые любят устраивать продавцы в павлодарских магазинах, когда кассовый аппарат внезапно ломается и расплатиться можно только наличными.

Одна из главных целей системы электронного билетирования – это полная подотчетность и, соответственно, сокращение теневого оборота средств. Ранее один из подрядчиков, собиравшихся внедрять подобные системы в павлодарских автобусах, заявлял, что планирует вывести из тени порядка 35% оборота. В трамваях с пропуском наличности мимо кассы дела обстоят немного сложнее – на маршрутах есть контролеры, а также какие-никакие билеты.

Один валидатор стоит 80 тыс. тенге. Соответственно, цена вопроса – 8,4 млн тенге. Однако в данный момент трамвайное управление не является владельцем девайсов. Покупали устройства по интересной схеме. Автобусный парк № 1 приобрел их за деньги павлодарского городского акимата. Трамвайщики же взяли их в аренду и платят только за амортизацию. Выкупать планируют в течение трех лет.

Вместе с тем систему электронного билетирования уже запускали в Павлодаре несколько месяцев назад. Правда, в тестовом режиме и только на одном маршруте – 11-м (один из самых популярных и единственный, на котором можно добраться в микрорайон Усолка). Выяснилось, что банковской картой пользовались около 10% пассажиров. Тогда только за один месяц через валидаторы прошло транзакций примерно на 8 млн тенге. Напомним, это немногим меньше всей партии валидаторов.

Сейчас пассажиры могут пользоваться безналичным расчетом на всех трамвайных маршрутах. Причем при оплате картой Visa обещают скидку в 50%. В результате поездка на трамвае обойдется в 40 тенге. Изначально данную акцию собирались завершить в январе следующего года, однако сейчас решили продлить ее еще на полгода.

Ранее в этом году в Павлодар прибыли последние трамваи в рамках второго этапа контракта с Kazakhstan tram consortium Ltd. Тем не менее в 2020 году руководство трамвайного управления обещает продолжить обновление подвижного состава.

Руслан Логинов

Как меняются транспортные предпочтения и возможности компаний

Каршеринг Anytime и «Яндекс.Такси» сообщили о работе в условиях ограничений.

02 Август 2020 08:12 5521

Как меняются транспортные предпочтения и возможности компаний

На время карантина работу общественного транспорта Алматы полностью приостанавливают либо ограничивают по времени. Работа сервиса каршеринга и служб такси не была ограничена в связи с пандемией коронавируса. При этом большинство офисных сотрудников перешли в режим удаленной работы. О том, как изменился спрос на услуги заказа такси и каршеринг в период карантина и как ограничения отразились на компаниях, узнал корреспондент inbusiness.kz.

Генеральный директор компании Anytime в Алматы Алмаз Ахпаров:

На рынке каршеринга пандемия отразилась достаточно сильно. В начале марта у нас была хорошая выручка, но после объявления режима ЧП в стране она начала резко падать. Наибольший спад за все время работы компании наблюдался 1 апреля. Апрель выдался самым тяжелым месяцем, и были мысли приостановить сервис, как делали наши клиенты в России. Мы думали об этом, но понимали, что людям нужно на чем-то передвигаться, когда общественный транспорт не ездил, а количество машин такси в городе сократили в три раза.

Выручка и количество аренд в этот период упали на 70-75%. Весь заработок уходил на закрытие операционных расходов: заправку бензина, ТОО, осмотр, дезинфекцию автомобилей, которую мы проводили на ежедневной основе. Основная причина падения спроса на услугу – карантин. Люди ушли на удаленную работу, ставили блокпосты. Доля наших клиентов живет за пределами Алматы. Безусловно, страх и запрет выходить из дома также повлияли на спрос.

Во время карантина на одну машину приходилось четыре-шесть аренд в сутки. Это низкий показатель. В обычное время на один автомобиль в сутки приходилось порядка 9-11 аренд. К тому же из-за отсутствия пробок среднее время поездки сократилось с 25 до 12 минут. Основными клиентами во время пандемии были врачи, которые ездили на работу и с работы. Также мы наблюдали скопление машин около крупных продуктовых магазинов.

Поэтапное восстановление спроса началось с 11 мая. Плюс во время режима ЧП мы много времени посвятили написанию статей о выходе из карантина. Это был стратегический ход, который должен был нас скорее восстановить на прежнюю выручку. По нашему мнению, эта стратегия сработала эффективно – и с 1 июня мы восстановились на уровень выручки, которая была в прошлом году в этом же месяце. Весь июль мы наблюдали резкий рост аренд автомобилей до 9-11 машин. И, если бы не очередные ограничительные меры, которые ввели в июле, динамика роста продолжала бы повышаться. Вновь введенные ограничительные меры бьют по бизнесу, и наблюдается спад, но уже не такой большой, как в апреле.

Тарифы во время карантина не менялись. Они сохранились, 19 тенге – утром, 44 – в остальное время. После карантина сохранили утренний тариф – 19 тенге в минуту, с 10 утра до шести вечера установили тариф 39 тенге в минуту, тем самым дали возможность клиентам восстановиться. В час пик тариф составляет 44 тенге, и только в ночное время мы увеличили тариф до 49 тенге в минуту. Ночью нет машин и нет пробок, поэтому мы посчитали правильным немного поднять тариф. Сейчас снова думаем над пересмотром тарифов, так как в городе нет пробок и скопления машин. Мы не покрываем операционных расходов, поэтому в силу вступает правило, когда нужно поднимать тариф, а когда можно его спустить. Но пока ничего не меняли. Мы также разработали абонементы для аренды машины на три-четыре дня. Учитывая некоторые нововведения, мы не зарабатываем больше, потому что на ночь у нас приходится минимальное количество поездок.

Чему нас научил карантин? Мы оперативно оптимизировали все расходы компании в каждом отделе: клиентском, где оставили одну линию операторов, в маркетинге, где посчитали правильным направлять деньги в онлайн-каналы вместо офлайн, оптимизировали расходы в операционном отделе и т. д. Это был очень важный шаг. При этом не увольняли никого из работников.

Ко второй волне ограничительных мер были уже готовы и легко перешли на удаленный формат работы. В офисе от всей команды сейчас находится только 15% работников, остальные работают из дома.

Автопарк остался в количестве 400 машин. Признаться, мы планировали расширить его этой весной и уже готовы были запуститься в Нур-Султане в мае. На момент запуска в столицу у нас было 200 новых машин. Нам пришлось его приостановить из-за эпидемии и перенести на следующий год. Что касается Алматы, мы также приостановили расширение автопарка. Для нас добавление 50-100 машин – это дополнительная финансовая нагрузка, хотя в июне был высокий спрос и в какой-то момент машин не хватало.

Пресс-служба «Яндекс.Такси»

Когда по всей стране были введены строгие ограничения на движение транспорта, то количество машин на линии резко упало. При этом спрос оставался на достаточно высоком уровне и тариф не менялся. Мы с партнерами находились на связи с государственными органами, чтобы больше водителей получали разрешения, выполняли свою работу и приложением могли воспользоваться все, кому важно уехать. Кроме того, таксопарки-партнеры отмечают, что во время пандемии они стали получать больше заявок на работу водителем.

Мы заметили изменение поведения пользователей. Спрос на доставку вещей увеличился в несколько раз относительно февраля этого года. Рост заказов сохранился и тогда, когда часть ограничений была ослаблена. В условиях пандемии актуален бесконтактный способ доставки, его указывают в комментариях.

Услуга появилась в Казахстане в конце прошлого года, а со временем стала доступна не только частным пользователям, но и корпоративным клиентам. Каждый день количество заявок от организаций на подключение растет. Услуга доставки интересна компаниям совершенно из разных сфер: продуктовый ритейл, аптеки, магазины электроники и бытовой техники, строительные гипермаркеты, операторы сотовой связи и другие. Важно отметить, что подключаются как представители крупных корпораций, так и средние и небольшие компании. Планируем инвестировать в развитие и продвижение направления доставки, поскольку оно может стать драйвером роста отрасли такси и стимулировать рост поездок и заработка водителей.

Мария Галушко


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Автобусные пассажирские перевозки в безвыходном положении

Ограничения в период карантина и отсутствие должного объема субсидирования приводит к банкротству компаний.

29 Июль 2020 11:23 7195

Автобусные пассажирские перевозки в безвыходном положении

Фото: Максим Морозов

В условиях постчрезвычайного положения и карантина коренные проблемы оздоровления общественного транспорта не решены. Есть большой риск потери рабочих мест, а именно водителей, кондукторов и другого персонала, численность которых в отрасли составляет до 100 тыс. человек. Этот вопрос в своем посте на странице в Facebook поднял уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Рустам Журсунов.

«Сфера автобусных пассажирских перевозок в стране оказалась в безысходном положении. Перевозчики утверждают, что ограничения в период карантина и отсутствие должного объема субсидирования приводит к банкротству компаний. Автомобильный конвент Казахстана организовал Zoom-конференцию, где приняли участие представители НПП «Атамекен», КТ МИИР, МИО и перевозчиков. О текущей ситуации в сфере пассажирского транспорта и мерах по оздоровлению отрасли рассказал Марат Беркалиев, президент АЮЛ «Автомобильный конвент Казахстана». Он просил принять все меры, зависящие от меня, как бизнес-омбудсмена, для решения проблем отрасли и от имени перевозчиков донести их проблемы до президента страны. Я согласен с ними в том, что субсидирование неравномерно распределяется по регионам, а в некоторых регионах субсидии вовсе не предусмотрены», – отметил бизнес-омбудсмен.

По информации отраслевого министерства, начиная с 2017 года объем субсидий в отрасли увеличился с 1,7 млрд тенге до 36,9 млрд тенге в 2019 году. При этом акиматами Актюбинской, Алматинской, Атырауской, Жамбылской, Костанайской, Туркестанской областей субсидии с 2017 по 2019 год не были предусмотрены.

«Хочу отметить, что данные существенные сдвиги связаны с принятием в 2018 году Комплексной программы по развитию автобусных перевозок на 2018-2020 годы. Вместе с тем раскрывается проблема, когда МИО в основном поддерживают восемь автобусных парков с государственным участием, в том числе проекты ГЧП, для которых из местного бюджета приобретаются новые автобусы, выделяются субсидии, предоставляются выгодные маршруты и так далее, что приводит к недобросовестной конкуренции и вытеснению с рынка частных перевозчиков», – констатировал уполномоченный по защите прав предпринимателей РК.

Он напомнил, что 24 января текущего года на расширенном заседании правительства главой государства было поручено в течение двух месяцев навести порядок в данной сфере, системно решить проблемы городских пассажирских перевозок субсидирования. В рамках поручения был проведен ряд совещаний с участием государственных органов, НПП и бизнеса. МИИР РК разработан новый комплекс мер по развитию автомобильных перевозок, который предусматривает системные меры поддержки бизнеса. Утверждение данного документа планируется в августе текущего года.

«Вместе с тем до сегодняшнего дня в условиях постчрезвычайного положения и карантина коренные проблемы оздоровления общественного транспорта не решены.Есть большой риск потери рабочих мест, а именно водителей, кондукторов и других, численность которых в отрасли составляет до 100 тыс. человек.

Учитывая, что государством принимаются меры по сохранению действующих и созданию новых рабочих мест, для сферы автобусных перевозок необходимы целевые трансферты из республиканского бюджета для субсидирования убытков перевозчиков. По предварительной оценке отраслевого министерства, к планируемым в 2020 году субсидиям из бюджета МИО (53,2 млрд тенге) требуется порядка 70 млрд тенге, что также позволит обновить подвижной состав, тем самым повысится качество перевозок», – написал Рустам Журсунов.

Он отметил, что в некоторых регионах из-за отсутствия необходимого объема субсидирования убытков перевозчиков наблюдается износ парка, что в конечном итоге может привести к остановке перевозок пассажиров и потери рабочих мест.

«Но акиматы в некоторых регионах продолжают поддерживать коммунальные предприятия под видом проектов ГЧП. Нужно признать, акиматы фактически финансируют и укрепляют субъекты квазигосударственного сектора. И это ограничивает конкуренцию в целом на указанных товарных рынках. Указом президента РК от 3 июля 2019 года введен мораторий на создание субъектов квазигосударственного сектора, что означает введение реальных правил «желтых страниц», ограничивающих создание компаний с участием государства. Но акиматы обходят указ президента и создают в регионах автобусные предприятия с госучастием, хоть и с меньшей долей (49%)», – сделал вывод бизнес-омбудсмен.

Отрицательным примером этому служит проект ГЧП в Восточно-Казахстанской области. В 2019 году при поддержке акимата создан автобусный парк Semey bus, который вытеснил других частных перевозчиков. Автопарк через лизинг АО «БРК-Лизинг» приобрел 170 новых автобусов и ввел электронное билетирование пассажиров, перевозит пассажиров, однако субсидии со стороны акимата до сих пор не получил.

«Сейчас нужно понять, как распоряжаться оставшимися коммунальными парками и в целом обеспечить бесперебойную работу общественного транспорта. Нужно вопросы отработать на уровне комплексного плана. Это будет первый шаг для решения проблем», – считает Рустам Журсунов.

В целях снижения налоговой нагрузки с 1 января 2020 года пассажирские перевозки, осуществляющие социально значимые перевозки, будут освобождены от уплаты НДС. Законопроект находится на рассмотрении в мажилисе парламента.

НПП совместно с министерством здравоохранения РК прорабатывает алгоритм по запуску работы организаций, осуществляющих регулярные городские, пригородные, междугородные, межобластные и международные пассажирские автомобильные перевозки, а также автостанций и автовокзалов с учетом соблюдений санитарно-эпидемиологических требований, заключил уполномоченный по защите прав предпринимателей РК.

Карина Алимова


Подпишитесь на наш канал Telegram!