2,5 тыс. автомобилей – это всего лишь несколько процентов от общего количества подобных машин по республике. При этом подавляющая часть приходится на автомобили с российскими номерами – более 2 тыс. автомобилей. Что касается армянских и киргизских номеров, то, по данным департамента полиции Павлодарской области, их в регионе всего 300 и 50 автомобилей соответственно. Ранее Министерство внутренних дел РК сообщало, что всего в Казахстане порядка 170 тыс. автомобилей, зарегистрированных в России, Армении, Кыргызстане и Беларуси.
Такое сравнительно малое количество автомобилей из Армении можно объяснить географическим расположением Павлодарской области – одного из наиболее удаленных от Еревана регионов Казахстана. К примеру, в Актау, где уже проходил митинг, или Уральске, где митинг планируют на следующей неделе, привести авто из Армении заметно проще. В Актау и Атырау достаточно переправить транспортное средство через Каспийское море. Если же ехать из Еревана в Павлодар, то придется преодолеть порядка 4 тыс. километров трассы.
Очередной этап разъяснительной акции полицейских "Приемная на дороге" поставили на 17 и 18 января. В Павлодаре местные блюстители порядка отчитались, что за час полицейские ответили примерно на 500 вопросов через Instagram, а также вживую приняли около 120 человек.
На примере автомобиля Lexus RX300 2015 года главный специалист таможенного поста Ерболат Суханкулов объяснил, во сколько владельцу обойдется выплата таможенных пошлин, сборов, а также поставки транспортного средства на регистрационный учет.
"Сначала нужно оплатить утилизационный сбор и первичную регистрацию. Но для этого сначала нужно снять машину с учета в Армении и с транзитными номерами приехать в Казахстан. Автомобиль должен соответствовать стандарту Евро-4, иметь год соответствующий год выпуска: для стран Европы – 2015 год, для Кореи – 2010-й, для Японии – 2008-й, для Китая – 2012 год. Утилизационный сбор платится исходя из объема двигателя автомобиля и года выпуска. Далее водителю нужно проехать в СпецЦОН, где он встает на учет и получает казахстанские номера. В итоге все эти процедуры для Lexus RX300 обойдутся при грубом расчете в 3,5-4 млн тенге", – заявил Е. Суханкулов.
В настоящее время специальных мероприятий по поиску и задержанию подобных автомобилей не планируется. Намеренно выявлять их не будут, но в случае нарушения правил дорожного движения либо на контрольно-пропускных пунктах о них будут узнавать. Возможен вариант, что на автомобиле с армянскими номерами едет гражданин Армении. Изначально патрульные не могут знать, стоит ли транспорт на регистрационном учете или нет, поэтому всех подряд останавливать не будут.
В департаменте полиции Павлодарской области ссылаются на Закон РК "О дорожном движении" (от 17 апреля 2014 года № 194-V ЗРК с изменениями на 25.11.2019 г.), а именно на два момента.
Статья 63. Обязательность государственной регистрации транспортных средств
1. Обязательной государственной регистрации подлежат механические транспортные средства, определяемые настоящим законом, изготовленные в Республике Казахстан или ввезенные в Республику Казахстан, за исключением механических транспортных средств, зарегистрированных в компетентном органе другого государства, участвующих в международном дорожном движении и ввозимых в Республику Казахстан на срок не более одного года.
Статья 65. Допуск транспортных средств к участию в международном движении по территории Республики Казахстан
2. Не считается находящимся в международном движении транспортное средство, которое оставалось на территории Республики Казахстан более одного года с перерывами до тридцати суток.
Сейчас у владельцев автомобилей с армянскими и киргизскими номерами, по сути, три варианта дальнейших действий: заплатить все необходимые пошлины и сборы, поставив авто на учет в Казахстане, продать за границей либо вывезти за рубеж на 30 дней и вернуться обратно.
Руслан Логинов