/img/tv.svg
RU KZ
DOW J 29 201,99 Hang Seng 28 327,89 KASE 2 347,58 FTSE 100 7 617,67 РТС 1 630,99 Brent 64,11
Погода:
-6Нур-Султан
-1Алматы
DOW J 29 201,99 Hang Seng 28 327,89
KASE 2 347,58 FTSE 100 7 617,67
РТС 1 630,99 Brent 64,11
В перспективе цены на энергоносители в странах ЕАЭС приведут к единому знаменателю

В перспективе цены на энергоносители в странах ЕАЭС приведут к единому знаменателю

С 2025 года на пространстве союза заработает общий энергорынок.

22 Октябрь 2019 14:37 4525

В перспективе цены на энергоносители в странах ЕАЭС приведут к единому знаменателю

Автор: Саян Абаев Фото: Максим Морозов

С 1 января 2025 года на территории Евразийского экономического союза предполагается создание общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов. К примеру, в настоящее время разница в стоимости бензина в Казахстане и России составляет около 100 тенге. Как ранее заявлял министр энергетики Канат Бозумбаев, общий рынок приведет к поэтапному сближению цен со странами-соседями.

По данным Евразийской экономической комиссии, основные задачи формирования общих рынков энергоресурсов стоят в обеспечении равного доступа к общим рынкам и системам транспортировки энергоресурсов на основе недискриминационного и прозрачного распределения между участниками рынков свободных мощностей (технических возможностей) систем транспортировки.

Также, по информации ЕЭК, общий рынок будет способствовать развитию организованной торговли энергетическими ресурсами и даст равный доступ к биржевым торгам, что позволит развивать конкуренцию на создаваемых рынках и обеспечить прозрачность ценообразования на энергоресурсы.

По мнению экспертов, общий рынок скажется на создании благоприятных условий для привлечения инвестиций в сферу энергетики, реконструкции объектов топливно-энергетических комплексов, техническом и технологическом обновлении отрасли, разработке и внедрении инновационных технологий в сферу энергетики.

Эффект от функционирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС вследствие развития рыночных механизмов и конкуренции выразится в увеличении объемов торговли электроэнергией, повышении прозрачности ценообразования, росте эффективности использования генерирующих и передающих мощностей, снижении энергоемкости ВВП, повышении энергетической безопасности государств – членов союза. Кумулятивный эффект будет состоять в расширении сотрудничества наших стран в смежных сферах, а именно: в строительстве и эксплуатации инфраструктурных объектов электроэнергетического комплекса, энергетическом машиностроении и инновационной деятельности, подчеркивают в ЕЭК.

Отметим, сегодня глава Минэнерго сообщил, что в 2019 году повышения акцизов на бензин не произойдет.

«Попрошу слухи, инсинуации и какие-то домыслы прекратить, ничего мы менять не собираемся, включая акцизы. Мы посчитали, что в этом году акцизы поднимать не надо. Если будем делать, мы считаем, что необходимо, это наше было предложение – отменить налог на транспорт для малолитражных автомобилей. То есть малолитражные автомобили до трех литров тогда не должны платить налог на транспорт, чтобы в какой-то степени компенсировать для наиболее уязвимых слоев, которые владеют автотранспортом», – резюмировал министр.

Саян Абаев

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Когда изготовят промообразцы оборудования для подключения к «Сарыарка»

Эти комплектующие необходимы для газораспределительных станций с приходом в Карагандинскую область газопровода.

19 Январь 2020 09:34 1759

Когда изготовят промообразцы оборудования для подключения к «Сарыарка»

Машинстроители Карагандинской области планируют в 2020 году изготовить и сертифицировать комплектующие для газораспределительных станций, чтобы наладить их выпуск в регионе. Данная продукция необходима для подключения к газопроводу «Сарыарка». Об этом inbusiness.kz заявил председатель комитета машиностроения при региональном совете Палаты предпринимателей региона Геннадий Копьяк.

Эта история началась еще 14 марта 2018 года в Астане, в отеле «Дипломат», где прошел семинар «Казахстанско-чешская производственная кооперация», организаторами которого выступили посольство Чешской Республики совместно с Союзом машиностроителей Казахстана при поддержке министерства по инвестициям и развитию РК. По итогам семинара был подписан меморандум между Союзом машиностроителей РК и Торгово-промышленной палатой ЧР.

А в июле 2019 года inbusiness.kz уже сообщил о том, что машиностроители региона по чешским чертежам будут производить комплектующие для газораспределительных станций.

«Чешская сторона представит нам чертежи, технологии, какие-то комплектующие, которые мы на данном этапе не можем производить. Это датчики давления, счетчики газа. Также они помогут нам с обучением специалистов. Подготовку производства делаем в этом направлении: когда газ сюда придет, чтобы мы могли уже какую-то товарную продукцию делать для нашего населения», – пояснил Геннадий Копьяк.

Тогда же качество карагандинского «взноса» в совместную кооперацию подтвердил и генеральный менеджер чешской компании Violan Trade Inc. Виктор Иванов:

«В Караганде есть производственные, логистические и административные активы, а у чехов есть запатентованные ноу-хау, которые уже доказали свою дееспособность на европейских рынках. С минимальной стартовой капитализацией можно запускать производство в Караганде в интересах как Казахстана, так и Чешской Республики».

И если летняя встреча была более ознакомительного характера и подтверждением заявления о намерениях, то в нынешний визит чешская делегация в составе экономического дипломата посольства Чешской Республики в РК Лубоша Йозы и производственников Людека Шармана, Эдуарда Ролла и Яна Штепанека из компаний GMR GAS и SCA-Severjceska armaturka, а также упомянутого выше Виктора Иванова задавала конкретные технические вопросы.

Карагандинскую область, кроме самих машиностроителей, представляли замруководителя управления промышленности и индустриально-инновационного развития Андрей Урманцев и начальник отдела управления энергетики и ЖКХ Марлен Мустафин.

«После встречи в Караганде 15 января мы с чехами отрабатывали детали соглашения еще и в Нур-Султане 16 января. С этим проектом мы работаем уже два года, и сейчас он выходит на завершающую стадию. Вопросов много, но мы их выравниваем. Нам очень хорошо помогает чешское посольство, НПП «Атамекен», комитет машиностроения. Это живое дело, и конкретные сдвиги у нас в карагандинском машиностроении пойдут», – говорит Геннадий Копьяк

Главный вопрос – это изготовление промышленного образца в 2020 году.

«И его сертификация по нашим казахстанским требованиям. Техническую подготовку чешские товарищи берут на себя, а мы изготовим промобразец, будем его сертифицировать и двигаться дальше», – добавляет он.

Но карагандинским машиностроителям нужна будет помощь от генерального проектировщика и генподрядчика газопровода «Сарыарка»:

«Раз будет промышленный образец, то будет и вся документация, которую как раз и нужно с ними согласовать уже для производства. К конкретному вопросу, конкретной проблеме нужно приделать ноги, само собой ничего не сделается. Работы очень много, и, я думаю, мы не один завод загрузим».

По словам председателя комитета машиностроения при региональном совете НПП Карагандинской области, в Казахстане «нет такой ветки и специалистов по газовому машиностроению для распределительных сетей»:

«Тот пропан-бутан, что во дворах стоит, – это немножко не то. И я надеюсь, что чешские проектировщики нам помогут в этом вопросе. И здесь мы можем с минимальными затратами и без больших инвестиций, используя потенциал наших заводов и чешское ноу-хау, что сделать для нашей Караганды», – резюмировал Геннадий Копьяк.

Олег И. Гусев

Время дилетантов: бытовой газ в городах и селах никто не контролирует

Такая взрывоопасная ситуация заложена в Законе «О газе и газоснабжении».

19 Ноябрь 2019 11:32 3685

Время дилетантов: бытовой газ в городах и селах никто не контролирует

В городах республиканского значения и столице есть контролирующие органы за соблюдением требований безопасной эксплуатации бытовых баллонов и объектов систем газоснабжения. А вот в городах областного значения и в районах такого контроля законом не предусмотрено, что в конечном итоге может привести к масштабным трагедиям.

Журналист inbusiness.kz столкнулся с этой ситуацией сам. Почувствовав вечером в подъезде запах газа, он позвонил в 104. Там ответили, что аварийная бригада подъедет. Однако через пять минут перезвонила сотрудница «ТемирГаза», обслуживающей организации, и сообщила, что у них «нет ни машины, ни аварийной бригады».

Удивившись такому ответу, журналист набрал начальника УЧС Темиртау полковника Армана Алпысбаева, который сказал, что нужно немедленно звонить на 112.

Через пять минут после звонка прибыли пожарные, обследовали все шесть подъездов девятиэтажного дома, а в том подъезде, где была обнаружена утечка газа, спасатели обошли все 36 квартир.

Сотрудники «ТемирГаза», немедленно приехавшие по звонку из УЧС, отключили от подачи газа весь подъезд, а наутро занялись устранением проблемы.

Товарищ полковник, спасибо за оперативное реагирование. Хорошо, что я Вас знаю лично и позвонил спросить совета.

– Вы, кстати, грубо нарушили все правила: при запахе газа нужно сразу звонить 112.

Так я в растерянности Вам позвонил, не зная, что делать.

– Я Вам и сказал: звоните 112. В 2018 году по всем сообщениям о запахе газа у нас было 118 таких выездов, в текущем уже 166, а это еще год не закончился.

Арман Сагинтаевич, Вы недавно говорили, что у нас в городе нет централизованной службы, контролирующей снабжение населения газом.

– Своя аварийная служба есть только у «ТемирГаза», они обслуживают только те дома, где есть емкостной газ, где они оказывают свои услуги. И то с ними проблемы периодически возникают, как в Вашем случае. Она есть, хоть какая-то, в отличие от других газоснабжающих организаций, формальная. На баллоны они не выезжают. А вот 90% жалоб идет по утечке из баллонов. Основная проблема здесь в том, что их продают, кто хочет, где хочет и как хочет.

К тому же возраст у них давно пенсионный.

– Баллонам очень много лет. А у персонала нет соответствующего образования, нет соответствующей подготовки, корочек элементарно нет. Я замечаю (УЧС расположен на первом этаже пятиэтажного дома. – Авт.), когда приезжает газовая машина, слышно, как баллоны бьются друг о друга, гремят, как погремушка. Потом как их грузят: швыряют в кузов как попало. В принципе, не запрещено приезжать и продавать, но запрещено, согласно закону, пользоваться в домах высотой более двух этажей.

Но мы так весь город остановим.

– Понятно что ситуация такая, что люди пользуются этими баллонами. Раньше, когда в наших полномочиях было, когда было МЧС, был контроль за газовым хозяйством и газоснабжением, он был в органах промышленной безопасности, которые были при МЧС. Мы их как-то контролировали, раньше все это проверялось и лицензировалось. Насколько я знаю, [сейчас] даже органы промышленной безопасности это не контролируют. Читаем Закон «О газе и газоснабжении», статья 7, пункт 5:

«Местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения и столицы осуществляют контроль за соблюдением требований безопасной эксплуатации бытовых баллонов и объектов систем газоснабжения».

То есть они осуществляют контроль за соблюдением требований безопасной эксплуатации газопотребляющих систем и газового оборудования бытовых и коммунально-бытовых потребителей в областных центрах и столице. А такой город, как наш, здесь не указан.

Города областного подчинения и ниже остались без контроля в области газоснабжения?

– Подразумевается, что такая инспекция должна быть создана, допустим, в Управлении энергетики областного акимата. Вроде бы какая-то единица штатная есть, но взять область, да даже взять город Темиртау, и одна единица инспектора – ну что это такое? Он не в состоянии будет охватить, он, может быть, охватит крупных поставщиков газа, а до каждого потребителя он не дойдет.

У нас сейчас в Темиртау с десяток фирм возят газовые баллоны. И они без контроля?

– Такой надзорной государственной структуры у нас в городе нет. Раньше было вплоть до того, что на каждую машину, которая перевозит пожароопасные грузы, органами противопожарной службы выдавались разрешения. То есть человек приходит в транспортную инспекцию, хочет получить лицензию на перевозку газа. Но он приходил в том числе и в противопожарную службу. Мы осматривали газовоз на наличие ячеек для баллонов (они должны быть обиты резиной, чтобы не бились друг о друга), огнетушителя, знаков опасности, искрогасителей. И только потом выдавалось разрешение на право перевозки, и с ним предприниматель шел в транспортную инспекцию и получал лицензию.

То есть система была отлажена, она работала?

– Да. У водителя был маршрутный лист, он ездил только по нему, И если он был замечен, допустим во дворе, где он в принципе не должен быть, то у него изымалось это разрешение, которое выдавалось на год, и этот человек уже не мог ни продлить лицензию, ни что-то еще сделать. Был контроль, и спрос был.

Как давно это было?

– Это было больше 10 лет назад. Сейчас я не знаю, как выдаются эти лицензии, каков порядок.

В настоящее время это уже не ваша [УЧС] епархия?

– Нет, в этом-то и проблема. Человек купил баллоны в Караганде или еще где, сюда привез их и продал в розницу. И все. Хотя и сейчас законом предусмотрены требования к этим организациям, которые занимаются реализацией баллонного газа, там же написано и про аварийные службы. Посмотрим опять закон:

«Статья 19. Эксплуатация газопотребляющих систем и газового оборудования потребителей:

1. Владельцы газопотребляющих систем и газового оборудования обязаны обеспечивать их надлежащее техническое состояние и безопасность.

3. Коммунально-бытовые и бытовые потребители обязаны заключить договор на техническое обслуживание принадлежащих им газопотребляющих систем».

И что делать?

– Нужно на законодательном уровне обозначить конкретно какой-то государственный орган, который будет это контролировать. Потребовать введения дополнительных штатных должностей.

А нельзя, у нас же на госслужбе новая «фишка»: оптимизация и сокращения.

– Раньше эта система по линии промбеза работала, непосредственно по газу у нас была отдельная сотрудница. При ней начиналась эта эпопея, когда мы совместно с «ТемирГазом» по городу работали, много же было заброшено подземных емкостей во дворах. Эти ГРУ обезопасили, залюковали в надежде на то, что когда-то появится центральный газ. Мы проверяли все организации, которые реализацией газа занимались. У нас хоть какой-то учет был. Сейчас даже сказать невозможно, сколько у нас организаций, торгующих газом. На уровне газонаполнительных станций еще, может быть, контроль какой-то ведется, «ТемирГаз» – у них там более или менее какое-то техобслуживание баллонов проводится, «Алемгаз» в Караганде… Остальные – неизвестно.

Получается, что поскольку МЧС развели с промбезом, то и газовщики стали «ничьи, свои собственные мальчики»?

– В принципе, да, мы их проверяем только по линии пожарной безопасности помещений. А сами баллоны, персонал… Раньше было жестко: проверка начиналась с проверки квалификации персонала. Чтобы получить корочку, он должен пройти спецкурсы – это не просто сварщик, это сотрудник газонаполнительного пункта! Выборочно баллоны проверяли: их вскрывали, конденсат сливали, промывали, сушили, восстанавливали, проверяли на давление… Как сейчас – неизвестно.

Газовщиков сейчас расплодилось, и баллоны как мешки с картошкой возят…

– Они их даже развозят на легковых машинах! Пример: звонок – запах газа. Наши выехали, вытащили баллон на улицу, приехал продавец, закинул бракованный баллон в багажник, отдал другой и уехал. Кто он, есть у него лицензия, проводились ли у него проверки?

Взрыв отопительного котла в подвале дома в поселке Шахан города Шахтинска Карагандинской области вечером 1 января 2017 года

Пока гром не грянет, никто «Аллах акбар» не скажет. Мы новый Шахан ждем с обрушением и жертвами, чтобы в области газоснабжения порядок навели?

– Не дай бог. По любому запаху газа звонят на 104, этот номер стоит на «ТемирГазе», но они, повторюсь, на баллонный газ не выезжают, только на емкостной (ГРУ). Тогда все звонят нам, на 112. А пожарный может вынести баллон на балкон или на улицу, но сам этот источник запаха…

Не деактивирует…

– Да. И мы не можем запретить пользоваться баллонным газом, потому что мы не осуществляем контроль в области пожарной безопасности в индивидуальных жилых домах и квартирах.

А что УЧС контролирует?

– Порядка 250 объектов высокой степени риска, которые мы планово в течение года проверяем.

Вот, допустим, кафе «Президент», которое два раза горело, в том числе из-за газового баллона.

Мы подали в суд на него, в итоге кафе оштрафовали на 170 тысяч тенге и приостановили эксплуатацию на месяц. Там запрещается использование газовых баллонов. А у нас кругом донерные, которые все на газу. По нашим правилам допускается эксплуатация газовых баллонов, но они должны быть снаружи здания, у глухой стены, в шкафу, не ближе пяти метров от входа в подъезд или подвал.

А в городе чуть не в каждой квартире на кухне газовый баллон.

– Пока бог миловал. Не устану повторять: при запахе газа немедленно звоните 112.

Подведем итог. К сожалению, у нас сейчас время дилетантов: снабжением газом населения занимаются все, кому не лень. А ведь это вам не санкнижки за две тысячи тенге продавать – это жизни людей.

Но и те, кто писал и принимал Закон «О газе и газоснабжении», мягко говоря, люди несведущие. Иначе бы они осознали, что в целом по стране контроль за безопасностью газоснабжения (по принятому ими же закону) осуществляется только в 16 городах страны – областных центрах и столице. Как будто вся жизнь в Казахстане сосредоточена только в этих 16 городах.

А вот жизни и безопасность граждан большей части страны, создающая ее ВВП, отдана на откуп неизвестным и никем не контролируемым лицам.

В советское время в ходу был лозунг: «Там, где газ, нужен глаз!». Как видим, сейчас нужна еще и хорошая дубина.

Олег И. Гусев

P. S. К 1 декабря в Темиртау грозятся подключить 100 домов к газопроводу «Сарыарка». Но (см. выше) по существующему законодательству контролировать работу газовых котлов и счетчиков в городе областного подчинения некому. И такая ситуация на всем – более 1000 километров – протяжении газопровода.

И снова разговор о газе, глазе и дубине.

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: