Петропавловские общественники обратили внимание на бизнес-идеи, реализованные в 2020-2021 году. За этот период в городе благодаря государственной финансовой поддержке был реализован ряд частных инициатив. Самые популярные проекты – швейные мастерские. Однако простая проверка показала, что ряд идей реализованы только на бумаге, передает inbusiness.kz.
Речь идет о программе "Енбек". Отметим, что согласно требованиям, заложенным в госпрограмму, получившие гранты должны в течение 3 месяцев со дня получения денег подтвердить, что они были использованы по назначению. На практике же оказалось, что это происходит не всегда.
"При проверке оказалось, что по ряду указанных адресов швейных мастерских вообще не было. Цеха находились либо в заброшенном доме, либо были закрыты, либо квартира, обозначенная как мастерская, сдавалась в аренду. Некоторые получившие грант просто не открывали двери и не отвечали на звонки", – рассказал руководитель филиала Первого антикоррупционного медиацентра по СКО Руслан Асаубаев.
Общественники, собрав всю информацию, направили запрос в областной департамент внутреннего государственного аудита. Под сомнение попала деятельность более чем десятка грантополучателей. В антикоррупционном медиацентре попросили провести проверку законности выдачи грантов на развитие бизнес-идей, выданных городским Центром занятости. Здесь вопрос и в целевом использовании бюджетных средств, и в подлинности предоставленных участниками программы документов. В первую очередь договоров купли-продажи оборудования.
В ходе аудита выяснилось, что нарушения действительно имели место. Так, например, выдав грант на более чем 583 тыс. тенге на инициативу по созданию швейной мастерской, комиссия не обеспокоилась проверить место, где проект должен был реализовываться. В бизнес-плане указывался один адрес, в заключении о готовности – абсолютно другой.
В случае с еще одной мастерской участник программы получил деньги, но оказалось, что собственный же бизнес-план им самим не был подписан. Это также грубое нарушение. Интересно, что приобретенное швейное оборудование в дальнейшем было реализовано другому участнику госпрограммы "Енбек".
Деньги на третью швейную мастерскую госорган выделил участнику, не имевшему постоянной регистрации в Петропавловске. Кроме того, в документах не было указано место реализации проекта – ни улицы, ни дома.
И подобные нарушения дублируются с незавидной периодичностью. В итоге выясняется, что ряд производств, на которые были выделены государственные деньги, по факту не работают. В одном из случаев участница вообще за оплату в 90 тыс. тенге получила грант за третье лицо.
"В итоге были выявлены финансовые нарушения на сумму 2,2 млн тенге и нарушения процедурного характера на сумму, превышающую 4 млн тенге. Аудиторы отправили в Центр занятости предписание на устранение выявленных нарушений и на рассмотрение ответственности лиц, их допустивших", – резюмировал Руслан Асаубаев.
Пётр Акутионов