/img/tv1.svg
RU KZ
В поисках культурного кода

В поисках культурного кода

В новом художественном пространстве TSE art destination на правом берегу столицы открылась выставка Алмагуль Менлибаевой GREEN, YELLOW, RED AND GREEN AGAIN.

08:30 16 Февраль 2018 9548

В поисках культурного кода

Автор:

Влада Гук

Фото: Влада Гук

Алмагуль Менлибаева – настоящая звезда казахстанского современного искусства. Впрочем, более известная за рубежом, чем на родине. В 1980-е и 1990-е годы она входила в знаменитую группу «Зеленый треугольник» и была частью алматинского андеграунда. Теперь она выставляется по всему миру, от Нью-Йорка до Мумбая, участвует в венецианских биеннале, Роттердамском кинофестивале и многих других крупнейших международных выставках и арт-форумах: в Берлине, Амстердаме, Париже, Лондоне, Мадриде, Сиднее, Шардже... Работы Алмагуль Менлибаевой есть в коллекциях Музея искусств имени Кастеева в Алматы, Филадельфийского художественного музея (США), Антверпенского музея современного искусства (Бельгия), Квинслендской национальной художественной галереи (Австралия).

Называя свое направление панкромантическим шаманизмом, художница экспериментирует с новыми медиа, совмещает «советскую школу футуризма с кочевой эстетикой», познает современность через мифы и архетипы.

«Это первая персональная выставка Алмагуль Менлибаевой в Астане и первая за долгие годы в Казахстане, – говорит владелица галереи TSE art destination искусствовед Дина Байтасова. – В Казахстане у нее была выставка в «Тенгри Умай» в Алматы, но это было десять лет назад. Алмагуль Менлибаева живет за границей – в Брюсселе, в Берлине, а сюда приезжает, но все ее искусство связано с Казахстаном. Она делает здесь свои работы, рефлексирует на тему казахстанской проблематики, остро реагирует на все, что происходит. У Алмагуль очень плотно забитый график, но она согласилась сделать здесь выставку, что для меня очень большая удача».

По словам Дины Байтасовой, цены на работы заданы ниже, чем в Европе.

«Мы сделали это, чтобы инициировать коллекционирование. Цены от 2000 до 6500 долларов. Самая дорогая работа – «Бабочка Айша Биби», знаковая в творчестве художницы, стоит 9500 долларов».

На выставке GREEN, YELLOW, RED AND GREEN AGAIN – работы из нескольких серий и разных периодов, выполненные в разных медиа: видео-арт, фото-арт, диджитал-арт, смешанная техника. Некоторые произведения – прямой отклик на актуальные явления казахстанской действительности, например работа «Левый берег, правый берег», посвященная Астане, или полотно «Даудидау», созданное художницей после того, как она услышала эту песню в исполнении Димаша Кудайбергена.

Титульная работа, давшая название всей выставке, – это 17-минутный фильм «Зеленый, желтый, красный и снова зеленый», для которого художница снимала светофоры и людей на перекрестках разных городов мира.

«Этот фильм я снимала для Московской биеннале 2015 года. Тема биеннале была «Как жить вместе», то есть со всеми нашими национальными и культурными различиями, разными политическими взглядами и так далее. Я сделала фильм о глобальном языке, который мы все знаем и понимаем. Хотела показать, что существует международная система коммуникаций и правил, которая работает ежеминутно и ежесекундно и которую принимают люди всего мира. В данном случае это цвета светофора», – объясняет Алмагуль Менлибаева.

Пожалуй, самый бурный интерес у публики (или, во всяком случае, бурный поток «селфи на фоне») вызвали работы из серии «Художник и экономика», в которой художница использует художественно-семантический потенциал еды, напитков, тары и упаковки. Например, работа Cans («Банки») – оммаж Энди Уорхолу с его знаменитыми банками супа «Кемпбелл». Только у Алмагуль Менлибаевой это уже скорее призраки банок, теряющиеся на камуфляжном фоне, в облаках пустых окошек для сообщений из мессенджеров и «речевых пузырей» из комиксов.

«Когда Энди Уорхол делал свои работы, был другой мировой порядок: Америка поднималась, был расцвет массовой культуры, делались первые шаги к глобализации. Теперь уже другое время, новый политический порядок: появилось много новых игроков, все меняется, и мы свидетели этих изменений. В этой работе я говорю о военных угрозах, о fake news, о пропаганде. Нам нужны новые знания и новые инструменты, чтобы понимать жизнь, защищать себя и развиваться», – говорит художница.

К серии «Художник и экономика» относятся и работы на тему «Феминизм неизбежен» (Feminism is inevitable), в частности фото-арт с упаковкой куриного филе, маркированной слоганами Feminism is inevitable и Tradition by Tomyris, 515 year Bc.e. А также вино Feminism is inevitable – оно экспонировалось не только на фото, но и в материальном воплощении. «Феминистское» вино распили прямо на вернисаже.

Сама художница тоже признает себя феминисткой, сторонницей равноправия.

«Конечно, это же мои личные права. У меня было много историй, когда мужчины меня пытались как-то оттеснить, и я поняла, что нужно «толкаться» и самой все делать».

Пересечение тем феминизма и экономики вполне естественно: «Женщина – это 50 процентов (или больше) любой экономики, потому что она очень много отдает, тратит. Но дело не только в потреблении, женщина всегда активна, готова идти на эксперименты. Например, когда в 1990-е годы разваливался Союз, именно женщины, хотя не умаляю значение мужчин, первыми пошли печь пирожки, торговать, ездить за товаром в Китай, сделав первый шаг к рынку и капитализму».

«Что значит для Вас тема «Художник и рынок?» Художники на рынке – это жертвы, игроки, продавцы или товар? Может ли искусство хорошо продаваться и оставаться искусством?» – спросили мы у Алмагуль Менлибаевой.

«Я считаю, что художник и рынок – это всегда вопрос. Потому что стандартизация нашей деятельности иногда ставит в трудное положение творческого человека, – ответила художница. – Но я думаю, что все зависит от наших знаний. У нас не так много знаний об арт-рынке. Нам до сих пор кажется, что искусство – это что-то глупое, смешное, ненужное. А нужное – это пойти помыть полы, обед  приготовить… На самом деле это не так, потому что искусство развивает видение будущего. Нам всем нужно видеть будущее, например, своей страны, какой мы хотим, чтобы она была. Через искусство арт-рынок говорит о стране, о культуре. Когда мы говорим: «великая французская культура» или «великая немецкая культура» – все это люди и знания. А отними у Франции ее культуру – что останется? У нас многие думают, что деньги – отдельно, идеи – отдельно. Это не так, идеи тоже стоят денег. Художники очень нужная, но очень незащищенная часть общества. Им надо помогать».

Выставка Алмагуль Менлибаевой в пространстве TSE art destination продлится до 19 марта. Несколько слов о самом арт-пространстве, которое открылось совсем недавно (по адресу: проспект Республики, 33А) и наконец-то восполнило нехватку художественных площадок на правом берегу Астаны, особенно заметную после закрытия Музея современного искусства.

«Правый берег менее пафосный и, как мне кажется, более открытый для экспериментов и для искусства, чем консервативный левый. Это здание можно считать историческим для Астаны: первый ресторан, первый отель – «Турист». Место здесь атмосферное, душевное. А TSE в названии TSE art destination – это код аэропорта Астаны, оставшийся еще со времен Целинограда. И нам хотелось бы, чтобы он превратился в культурный код», – говорит Дина Байтасова.

По словам Дины Байтасовой, зарабатывать галерея будет на продаже картин, а вход для зрителей бесплатный: «TSE art destination – галерея современного искусства, здесь будут показаны только contemporary art и modern art: казахстанские художники, зарубежные художники, совместные проекты. У нас уже есть программа на ближайшие два года. Эту галерею нельзя будет снять в аренду, чтобы сделать выставку. Я сама искусствовед, галерист, и мы работаем в команде профессионалов, кураторов, арт-менеджеров. У галереи есть кураторская линия, мы ответственны за то, что мы показываем, и мы выбираем самое интересное для Астаны. Следующей по плану у нас будет выставка алматинских художников Галыма Маданова и Зауреш Терекбай. Очень интересные, актуальные художники, у которых тоже давно не было выставок».

Влада Гук

«Поиск истины» художницы и стюардессы Николь Карстенс

В Алматы, в Kazarian Art Center, открылась выставка современного искусства. 

11 Март 2020 08:00 11032

Фото: Ольга Власенко

Помимо полетов в небе, Николь интересовали искусство и джаз. Она увлеклась богемной атмосферой Нью-Йорка и современной живописью. Культурная жизнь огромнейшего мегаполиса в конце ХХ века была наполнена влиянием поп-арта, концептуализма и нового реализма.

В галерее представлены работы двух периодов, когда художница творила в традициях экспрессионизма, а затем стала создавать объекты контемпорари арт – ready-made. Николь хорошо чувствовала текстуру материала и умела придать обыденным изделиям промышленности эстетическое измерение.

«Пластик, колготки, садовый шланг, или раковина… Синхронно я работаю с элементами, из которых состоит моя жизнь», – говорила художница.

Она интересовалась современной философией искусства. Ее работа заключалась в поиске точки видения для создания удивленного и странного восприятия обыденного. Николь Карстенс была очарована и заинтригована отношением между внешним видом объектов общего пользования и их социальным назначением. Исследуя связь между восприятием и представлением, она обнаружила, что чаще всего эти отношения воспринимаются как должное. А чистое эстетическое восприятие объектов, незамутненное повседневным их употреблением, остается в значительной степени скрытым. Раскрытие тайных смыслов эстетики повседневности стало для нее важной творческой задачей.   

Инсталляция Circumflex изготовлена полностью из резины. Тысячи резиновых ободков сплетают пространство единой кружевной линией. Сначала зрителю оптически может показаться, что они походят на презервативы. Таким образом, ему передается усиливающееся воздействие материала как процесса аморфного размножения на клеточном уровне, пронизывающего все вокруг. Использование резиновых ободков как элементов созвездий также способно вызвать поэтичные ассоциации, отсылая воображение реципиента к призрачным абстракциям.

«Я беру материалы, с которыми работаю, из повседневной жизни: салфетки, пакетики, колготки и другие всем известные промышленные изделия. Я стараюсь деконструировать их формальное присутствие через ощущение жеста, моего собственного жеста, чтобы передать переживание опыта, который является субъективным, но социально закодированным и, следовательно, узнаваемым».

Blue Notes от Thin Air – серия фотографий, сделанных в период, когда Николь Карстенс работала стюардессой. Как и многим художникам, ей нужно было зарабатывать на жизнь, чтобы иметь возможность заниматься искусством. Тогда у нее родилось множество идей для будущих художественных проектов.

Серия уже выставлялась на персональных выставках Николь Карстенс в Роттердаме и Нью-Йорке. Выставка в Алматы организована Nicole Art Sense Foundation (NASF) и является частью проекта MPL «Наведение мостов между Востоком и Западом».

На открытии выставки присутствовал брат художницы, посол Нидерландов в Казахстане, Андре Карстенс, который прочитал трогательные стихи на русском языке в память о своей безвременно ушедшей сестре.

Ольга Власенко

Красота «Стеклянного сада»

Выставка известного чешского мастера Иржи Пачинека проходит в Государственном музее искусств имени А. Кастеева.

20 Февраль 2020 13:42 12745

Фото: Максим Морозов

Посол Чешской Республики в Казахстане Рудолф Гикл рассказал, что выставка «Стеклянный сад» стала первым крупным культурным проектом в Казахстане. По его словам, главной целью экспозиции стало знакомство казахстанцев с творчеством чешских мастеров-стеклодувов и погружение посетителей выставки в мир магии превращения стекла в настоящие произведения искусства, способные украсить и музейные залы, и частные коллекции.

«Все свое детство я посвятил спорту, я подавал хорошие надежды как спортсмен, – рассказал Иржи Пачинек любителям искусства на открытии выставки. – Мой тренер по греко-римской борьбе уже разработал большой план по моей подготовке».

«Но в 15 лет я посмотрел чешский сериал о мастерах-стеклодувах и стал грезить мечтой об этой профессии, – продолжал мастер свою историю. – Кто-то из друзей рассказал об экскурсии на стекольный завод, и я, конечно, воспользовался этой возможностью. Я был поражен, увидев, как мастера у печи управляются с горячим тягучим стеклом. Придя домой, я тут же попытался создать свой первый шедевр, но у меня ничего не вышло».

«Моя мама не стала противиться моему выбору, но вот тренер… После того как я огорчил его новостью о том, что стану стеклодувом, в сердцах пообещал убить меня, – смеется Иржи. – Но, несмотря на это, теперь тренер сам признается, что ему нравятся мои произведения и что он – мой самый большой поклонник».    

А экспонаты выставки действительно поражают своей красотой. Произведения Иржи Пачинека известны далеко за пределами его родной страны. Вот и алматинская публика высоко оценила его творчество, написав множество благодарных отзывов работам художника по стеклу.

Первая мысль при взгляде на это произведение ассоциируется с известным логотипом программы «Модернизация сознания». Уже потом, прочитав название работы – «Сокол», понимаешь, что перед тобой просто сокол, но некие ассоциации возникают)

«Аратинги». Попугай из стекла сидит на листьях пальмы. Буйство красок и узоров в работах мастеров – сложный технологический процесс, секретами которого мастера не хотят делиться. Разные цвета получают добавлением в расплавленное стекло оксидов разных металлов, каждый из которых дает определенный цвет.

На выставке «Стеклянный сад» представлено много работ на тему обитателей подводного царства. Акулы, осьминоги, ракушки, крабы, еще пара-тройка неведомых обитателей морей в разных формах и цветах, есть, где разгуляться любителям морепродуктов.

«Хайратус». Орел в цветах государственного флага Чешской Республики путешествует по выставкам мастера с 2018 года.

Еще один обитатель морей – «Мугил». Кефаль с красными глазами. Кстати, как рассказал мастер, красный цвет в стеклянных узорах самый трудоемкий и дорогой.

Написано: «Тунец», значит, тунец! Но уж очень он смахивает на акулу. Замаскировался)

А вот здесь все ясно. Смотришь на самый большой экспонат выставки – фламинго. На подписи к экспонату тоже «Фламинго». Никакого диссонанса.

Неизвестно, специально ли Иржи подбирал экспонаты для экспозиции в Казахстане или нет, но лошадей здесь почти столько же, как и обитателей морей. Несколько прекрасных статуэток гарцующих жеребцов и несколько стеклянных скульптур в виде голов, в тренде современного искусства.

Каждая работа мастера из Чехии уникальна. По словам Иржи Пачинека, сделать точную копию его работы не сможет никто, даже он сам. Побывав в нашей стране, стеклодув воодушевился новыми образами. В его планах создание стеклянной юрты и обучение казахстанских мастеров работе со стеклом.

Выставка расположилась на третьем этаже Государственного музея искусств им. А. Кастеева и продлится до 1 марта 2020 года.

Максим Морозов