Сегодня в Казахстане функционируют 1446 объектов придорожного сервиса, из них 90% отвечают требованиям Национального стандарта. А до конца текущего года планируется ввести в эксплуатацию еще 48 новых объектов и установить 21 санитарно-гигиенический узел (СГУ), сообщает корреспондент inbusiness.kz.
В ответе на запрос глава кабмина отметил, что по программе инфраструктурного развития "Нұрлы жол" на 2020-2025 годы в стране реализовали ряд автодорожных проектов, а также приняли меры по улучшению состояния объектов придорожного сервиса. За это время завершены реконструкция и капитальный ремонт ключевых автомагистралей Центр – Юг, Центр – Восток, Актобе – Атырау – граница РФ (на Астрахань), Западная Европа – Западный Китай, Талдыкорган – Усть-Каменогорск. Ввели в эксплуатацию более 10 тыс. км отремонтированных и реконструированных дорог республиканского значения. В 2020-2022 годы частные инвесторы построили и ввели в эксплуатацию 196 новых и привели в нормативное состояние порядка 200 действующих объектов. Кроме того, в рамках проектов реконструкции и ремонта автодорог установили 59 модульных санитарно-гигиенических узлов.
В результате доля объектов, соответствующих Национальному стандарту, увеличилась с 52 до 74%.
В ближайшие годы предусмотрено строительство еще не менее 200 современных объектов вдоль автодорог международного и республиканского значения, оснащенных инфраструктурой для полноценного отдыха, высокоскоростной связью, зарядными станциями для электромобилей. Кроме того, министерство транспорта совместно с АО "НК "КазАвтоЖол" и местными исполнительными органами на системной основе проводят работу с частными инвесторами и владельцами объектов по приведению действующих и планируемых объектов в соответствие с Национальным стандартом.
"С 2023 по 2024 год частные инвесторы построили и ввели в эксплуатацию 75 современных объектов и 71 СГУ, а также привели в нормативное состояние свыше 100 действующих объектов. Сейчас для повышения качества предоставляемых услуг ведется актуализация Национального стандарта", – пояснил Бектенов.
Среди основных изменений – установление дополнительных требований к СГУ (содержание, установка и обслуживание в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями). До конца текущего года планируется утвердить обновленные нормы Национального стандарта с последующим применением с 2026 года.
Что касается механизмов привлечения частного бизнеса к развитию дорожного сервиса, то в ответе отмечено, что с 2022 года был внедрен механизм возмещения затрат при строительстве объекта в размере 10% от его общей стоимости, а также выплаты на содержание СГУ в размере 83 тыс. тенге в месяц. А для привлечения потенциальных инвесторов были разработаны поправки в действующее законодательство в части упрощения процедур предоставления земельных участков для строительства новых и реконструкции существующих объектов сервиса.
"По мере ввода в эксплуатацию новых участков автодорог отмечается рост заинтересованности со стороны крупных инвесторов в открытии современных комплексов придорожного сервиса, которые предусматривают полный спектр услуг, таких как АЗС, пункты питания, проживания, торговли, СГУ", – добавил глава кабмина.
В свою очередь министерство транспорта совместно с местными исполнительными органами предоставляют поддержку малому и среднему бизнесу, в том числе возможность открытия модульных павильонов с СГУ на площадках отдыха, помощь в обустройстве и асфальтировании подъездных путей, стоянок для транспортных средств, подведении инженерных коммуникаций.
Читайте по теме:
Плату за проезд по дорогам Казахстана пускают в "свободное плавание"