Ключевые тенденции периода
- Темпы роста налоговых поступлений в консолидированный бюджет (КБ) заметно снизились. Так, если в I квартале прошлого года рост показателя составил 100%, то в текущем он замедлился до 21%.
- Отметим, за январь-март 2023 года было собрано 5,7 трлн тенге налогов в сравнении с показателями в 4,7 трлн и 2,4 трлн тенге в аналогичных периодах 2022 и 2021 годов соответственно.
- Указанное замедление происходило на фоне высокой базы прошлого года, более низких тенговых цен на нефть (нацвалюта укрепилась на 2,2% с н.г.) и невысокого роста добычи нефти в стране (+1,2% против увеличения на 8,9% в 1Q22).
- Таким образом, за I квартал текущего года исполнение годового плана по налоговым сборам составило 23,0% против показателя в аналогичном периоде прошлого года в 30,9%.
- В то же время расходы КБ выросли на 18%, или 0,9 трлн тенге, до 5,9 трлн тенге, превышая доходную часть на 3%, или 0,2 трлн тенге.
- Наиболее сильно выросли затраты на сферу образования (+387 млрд), соцпомощь и соцобеспечение (+211 млрд) и обслуживание госдолга (+154 млрд), на которые приходятся 83% от совокупного прироста расходов.
- Для финансирования дефицита бюджета (0,2 трлн тенге), покрытия отрицательных остатков бюджетных средств (0,7 трлн тенге) и погашения займов (0,3 трлн тенге) было привлечено новых займов на 1,2 трлн тенге при годовом плане привлечений 5,8 трлн тенге (+1,6 трлн). Таким образом, годовой план исполнен на 20,5%.
- В то же время объем трансфертов из Нацфонда в республиканский бюджет составил 981 млрд тенге. Напомним, на фоне приостановки действия бюджетного правила объем изъятий из НФ в текущем году увеличен до 4,0 трлн тенге (гарантированный – 2,2 и целевой – 1,8). Трансферты сохраняются выше 4 трлн тенге четвертый год подряд и серьезно затрудняют цели по доведению его активов до 100 млрд долларов к 2029 году.
Резюме
В I квартале текущего года наблюдается пятикратное замедление темпов роста налоговых поступлений в КБ на фоне высокой базы прошлого года, более низких тенговых цен на нефть (нацвалюта укрепилась на 2,2% с н.г.) и невысокого роста добычи нефти в стране (+1,2% против увеличения на 8,9% в 1Q22).
На этом фоне исполнение годового плана по налоговым сборам снизилось до 23,0% против показателя в аналогичном периоде прошлого года 30,9%. При этом суммарный объем поступлений в КБ, по актуальному ПСЭР на 2023-2027 гг., вырастет до 28,3 трлн тенге с показателя в 22,6 трлн тенге в 2022 году (+25%).
Среди потенциальных рисков исполнения указанного прогноза отметим более низкие цены на нефть (средняя цена с н.г. 82,6, но в бюджет заложена 85 долларов за барр.), необходимость соблюдения сделки ОПЕК+ (с мая добыча в стране должна сократиться на 78 тыс. б/с) и дальнейшее сокращение спроса на сырье ввиду рецессии мировой экономики.
С другой стороны, рост ставок НДПИ на горнорудный сектор, меры по расширению доходной базы и улучшению налогового администрирования, а также снижению доли теневой экономики могут способствовать перевыполнению этого плана. Отметим, на фоне реализации комплексного плана по противодействию теневой экономики (исполнено 70% из 64 мероприятий) за последние 3 года доля теневой экономики снизилась с 27%, до 19,8% к ВВП, что обеспечило 2 трлн тенге дополнительных поступлений в бюджет.
Вместе с тем неисполнение бюджетного правила в первый год его существования ставит под сомнение возможности по улучшению фискальной дисциплины в последующие годы, доведение активов Нацфонда до целевого показателя в 100 млрд долларов к 2029 году (изъятие сохраняется высоким 4-й год подряд), одновременно увеличивая денежную массу и инфляционное давление в экономике.
Читайте по теме:
Налоговые льготы надо давать на привлечение инвестиций в производство – Токаев