В России наступает "бензиновый" коллапс

1255

​Россияне массово закупаются бензином в приграничных регионах Казахстана.

В России наступает "бензиновый" коллапс Фото: Engin Akyurt/Pexels

И это несмотря на то, что на вывоз нефтепродуктов из РК введен запрет на шесть месяцев, с 19 мая 2025 года. Это обусловлено тем, что "на сегодняшний день в Казахстане отмечается нехарактерное увеличение потребления "народного" автобензина АИ-92".

По данным российских СМИ, оптовые цены на бензин на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже неуклонно растут с начала лета. А в августе котировки АИ-95 и АИ-92 обновили исторический рекорд, передает inbusiness.kz.

Для сравнения, по данным издания Neftegaz.RU, всего год назад, в августе 2024 года, оптовая цена АИ-92 в РФ составляла около 56 тысяч рублей. Еще в то время эта цена считалась очень высокой.

Теперь же, 21 августа 2025 года, оптовая цена популярного АИ-92 достигла очередного исторического максимума – 72 663 рубля за тонну. Однако за счет принимаемых государством срочных мер вчера оптовую цену удалось сбить до 68,5 тыс рублей. Тем не менее это все еще считается очень дорого.

АИ-95, колебавшийся в августе прошлого года в районе 73-74 тыс. рублей за тонну, сейчас подорожал до 82 тыс. рублей за тонну. Российские эксперты отмечают, что продление правительством запрета на экспорт бензина способствовало стабилизации цен, но не вернуло их к прежнему уровню.

Решающим фактором котировок этим летом стали остановки многих российских нефтеперерабатывающих заводов из-за аварий, взрывов и плановых ремонтов. Об этом рассказал "Коммерсанту" управляющий партнер трейдера "Пролеум" Максим Дьяченко. По данным эксперта, в первом полугодии производство бензина упало на 10%.

Эксперты предупреждают, что даже имеющееся топливо становится трудно доставлять в регионы. В результате в некоторых субъектах РФ наблюдается его острый дефицит. Это также связано с сезонной перегруженностью транспортной инфраструктуры, связанной с уборкой и перевозкой урожая. В рамках подготовки к зимнему отопительному сезону в регионы непрерывно перевозится уголь железнодорожным транспортом.

Кроме того, в связи с переориентацией экспорта с запада на восток из-за санкций резко возросли поставки в страны Юго-Восточной Азии, отмечает Олег Абелев, начальник аналитического отдела инвестиционной компании "Риком-Траст".

В то же время в связи с "транспортным коллапсом", с задержками рейсов за рубеж россияне вынуждены отдыхать в своей стране, что привело к значительному увеличению числа людей, путешествующих на поезде в летние каникулы и отпуска. Чтобы удовлетворить возросший спрос, РЖД увеличили количество пассажирских поездов. Соответственно, определенные участки пути или целые железнодорожные линии преимущественно используются для передвижения данных поездов.

Независимые операторы АЗС утверждают, что за ростом биржевых котировок последовало увеличение и розничных цен. Известные автоблогеры и обычные граждане снимают тревожные видео о резком скачке цен на заправках и проблемах с продажами бензина.

Жители Приморья, Хабаровска и других регионов сообщают, что цены на топливо растут каждый день скачкообразно. Несмотря на это, на заправках образуются огромные многокилометровые и многочасовые очереди. На некоторых заправках продают не более 10 литров топлива в одни руки. К середине августа АЗС уже работали с отрицательной маржой.

Владельцы машин, ставшие свидетелями частых перебоев с бензином, ждут дальнейшего обострения кризиса, поэтому запасаются и скупают бензин впрок. Это еще больше усугубило бензиновый "дефицит" в стране. Власти регионов обвинили в возникновении дефицита местных жителей, которые заправляют бензином не только баки автомобилей, но и "различные емкости", создавая "искусственный ажиотаж". От россиян требуют быть сознательными и "пережить этот небольшой момент, сложившийся на сегодня", пишет Obozrevatel.com.

К тому же операторы АЗС жалуются на проблемы с поставками – железнодорожные цистерны могут идти по два-три месяца. Вследствие чего, некоторые даже не получили топливо, заказанного еще в конце весны.

Сильнее всего пострадала периферия. Там с каждым днем обостряется "бензиновый" коллапс. Юрий Матвейко, глава Топливного союза Алтайского края, предсказывает банкротство части АЗС уже в сентябре. Более того, осенью на плановый ремонт вынуждены будут закрыться 9-10 НПЗ (в России действует более 100 нефтеперерабатывающих заводов, из-них только около 30 – крупные).

Матвейко подчеркнул, что это еще больше усложнит ситуацию.

Цены на бензин на российских заправках вырастут уже в сентябре, прогнозирует доктор экономических наук, профессор Института международных экономических связей Людмила Кривко.

"Литр АИ-92 будет стоить 60,55-72,10 рубля, АИ-95 – 61,00-78,50 рубля. В России наблюдается восходящая динамика потребительских цен на бензин, которая будет сохраняться до конца 2025 года как минимум!" – сказала Кривко "Газете.ру".

По ее словам, подорожание будет обусловлено сезонным фактором (осенью значительно увеличиваются поставки угля и зерна, а также остается высоким внутренний турпоток), инфляцией, ростом спроса на оптовом рынке нефтепродуктов, динамикой валютного курса и снижением объема задействованных производственных мощностей российских нефтеперерабатывающих заводов.

Украинские удары по российским НПЗ способствовали возникновению дефицита бензина в РФ. Нехватка топлива наблюдается по всей территории России. Поражение около 17% российской переработки в дальнейшем спровоцирует рост инфляции и макроэкономическую нестабильность в России. Об этом говорится в новом аналитическом материале Института изучения войны (ISW).

По подсчетам агентства Reuters, недавние украинские удары по 10 НПЗ в России лишили ее не менее 17% нефтеперерабатывающих мощностей, или примерно 1,1 миллиона баррелей в день. Это вызвало дефицит бензина А-95 (премиум) в некоторых районах юга России и Дальнего Востока.

На этом фоне, сообщает Reuters, Россия вынужденно увеличила план экспорта сырой нефти на 200 000 баррелей в день в августе, поскольку удары украинских беспилотников нарушили работу НПЗ и часть сырой нефти РФ просто не может перерабатывать.

"Этот пересмотр планов экспорта сырой нефти может увеличить доходы России от нефти в краткосрочной перспективе, но, вероятно, негативно влияет на внутреннюю экономику", – отметили в ISW.

На фоне поражений российских НПЗ, пишет Wall Street Journal, несколько регионов РФ ввели нормирование на заправках. Например, в Сахалинской области, на Курильских островах местные власти 25 августа сообщили о приостановке продажи бензина А-92. Как пишет российское издание ASTRA, те незначительные объемы, которые есть в регионах, по словам представителей местных властей, берегут для спецтранспорта, такого как машины скорой помощи, пожарных, полиции, и для военной техники.

Впрочем, агентство Reuters прогнозирует еще и девальвацию в Российской Федерации. В конце июля этого года Центральный банк России под давлением был вынужден снизить процентные ставки, преждевременно отреагировав на временное снижение сезонно скорректированного годового уровня инфляции в июне 2025 года.

"Однако повышение цен на бензин и снижение процентной ставки вместе с долгосрочным увеличением выплат для поддержки набора военнослужащих и увеличения рабочей силы оборонно-промышленной базы (ОПРБ), вероятно, приведут к резкому росту инфляции, ослаблению покупательной способности потребителей, девальвации рубля в среднесрочной и долгосрочной перспективе и созданию дальнейшей макроэкономической нестабильности в России", – очертили мрачные перспективы для России аналитики.

Российские СМИ, несмотря на цензуру, рисуют нерадостную для страны картину с обеспеченностью топливом.

"Топливный кризис сейчас – еще одно подтверждение того, что чиновники абсолютно игнорируют потребности людей. Автомобилисты стоят в очередях по 8 часов, чтобы заполнить бензобаки своих машин. Тем, кому посчастливилось найти бензин, приходится платить за него по новым ценам, которые иногда на целых 21% выше, чем были до этого. Они продолжают расти так же быстро, как и вообще цены на все в стране. Чиновники ничего не делают. А расплачиваться потом придется народу", – пишет Telegram-канал "Можем объяснить".

Россияне, у которых заканчивается топливо, вывозят его из населенных пунктов приграничных областей Казахстана. Из страны было "экспортировано" более 70 тысяч тонн бензина. В самой республике наблюдается рост цен на бензин с начала года. В феврале 2025 года стоимость 1 литра самого популярного бензина марки АИ-92 составляла 205-208 тенге. В настоящее время на столичных заправках АИ-92 подорожал до 229 тенге. Правительство не исключает возможности дальнейшего повышения цен.

Минэнерго РК лишь отслеживает вопрос недопущения дефицита бензина АИ-95. Для координации действий "в период сезонного роста спроса" глава ведомства Ерлан Аккенженов провел совещание с руководством "КазМунайГаза", а также с крупнейшими сетями АЗС и поставщиками нефтепродуктов.

Министром было отмечено, что текущие запасы бензина АИ-95 по стране составляют 67 тыс. тонн, что соответствует всего лишь 16-дневному резерву потребления. Однако, как пояснили в ведомстве, этот запас является оперативным и непрерывно пополняется за счет ежедневного производства топлива на отечественных НПЗ.

Ситуация вызывает беспокойство в министерстве. Внутреннее потребление в июле выросло сразу на 18% по сравнению с прошлым годом, а в августе ожидается дальнейшее увеличение спроса.

"Сезонное увеличение спроса – штатная и прогнозируемая ситуация! Правительство держит ее под полным контролем, и я требую от всех участников рынка обеспечить бесперебойные поставки и исключить любые спекулятивные факторы. Никакого дефицита для наших граждан не будет! Этот вопрос находится на особом контроле правительства", – пообещал министр энергетики Аккенженов.

Министр поручил всем участникам рынка в обязательном порядке обеспечить наличие минимальных запасов бензина АИ-95 на нефтебазах и АЗС, своевременно заключать договоры на поставку топлива для бесперебойной отгрузки в регионы, а также незамедлительно информировать минэнерго о любых рисках.

Ведомство продолжит в ежедневном режиме координировать работу всех участников рынка. Иначе говоря, правительство вынуждено перейти к "ручному управлению" в этой сфере.

Telegram
Тренды авторынка в нашем Telegram-канале Аtameken Business Auto
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться