/img/tv1.svg
RU KZ
В Шымкенте нет ни одной законной придорожной парковки

В Шымкенте нет ни одной законной придорожной парковки

Откуда в мегаполисе появились платные парковочные места, выясняли представители НПП «Атамекен».

13:43 13 Декабрь 2019 2117

В Шымкенте нет ни одной законной придорожной парковки

Автор:

Мира Бахытова

В Шымкенте прошло очередное заседание Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции НПП «Атамекен» под председательством Мелеса Сейтжанова. Встречу, к слову, уже не в первый раз посвятили созданию незаконных платных автостоянок вдоль полосы отвода автомобильных дорог.

Специалисты НПП провели мониторинг, в ходе которого проверили несколько придорожных паркингов, на которых некие помощники собирают с водителей деньги, и не нашли никаких подтверждающих законность их работы документов. Хозяева паркингов тоже не выявлены. Ответить на вопросы, кем и как регламентируется работа платных парковок, пригласили представителей управления пассажирского транспорта автомобильных дорог, департамента полиции и АО «СПК Shymkent», как инициаторов навести порядок в этом секторе городской среды. Но чиновники из управления автодорог проигнорировали приглашение на совет.

Членам Совета по защите прав предпринимателей предъявили фотографии, снятые на платных парковках по улицам Айтеке би, Жибек жолы, Аймаутова – в районе рынка «Айна». Впрочем, и без фотодоказательств все шымкентские автолюбители отлично знают: остановился за знаком «Платная парковка», жди – придет парковщик и потребует заплатить. Стоимость – 100-200 тенге, парковщики выдают водителям сомнительного вида чеки с непонятными печатями. Также известно, что выручку они сдают хозяину парковки, какой-то процент идет им на зарплату. Самое удивительное, что уполномоченные органы эта проблема совсем не волновала.

«Город очень большой. Мы всего пять-шесть парковок охватили за полдня объезда. Сколько уходит мимо кассы и налогов, очень много, департамент госдоходов должен разобраться. Мы предлагали не раз создать рабочую группу и разобраться в вопросе, но ранее этот вопрос не был поддержан управлением пассажирского транспорта и автодорог и не был поддержан департаментом полиции. Они объяснили отсутствием необходимости. Мы даже подготовили проект соглашения. После чего от управления пассажирского транспорта был получен ответ, что именно они хотят своим приказом создать рабочую группу, но и это не было сделано», – признался заместитель директора НПП «Атамекен» Шымкента Кайрат Акенов.

Кайрат Акенов отметил, что создавать коммерческие стоянки вдоль автотрасс в Шымкенте, в принципе, запрещено по закону, исключение сделано только для Нур-Султана и Алматы.

СПРАВКА: В соответствии с частью 2 ст. 109 Земельного кодекса РК, земельные участки из земель общего пользования, за исключением тротуаров и велосипедных дорожек, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам во временное землепользование под размещение сооружений облегченного типа (торговые палатки (павильоны), киоски, объекты наружной (визуальной) рекламы и другие объекты сервиса) без ущерба для общего пользования. При этом предоставление участков из состава земель общего пользования, в том числе на обочинах дорог (улиц, проездов), для размещения торговых рынков, платных автостоянок (автопарковок), за исключением платных автостоянок (автопарковок), расположенных в полосах отвода улиц города республиканского значения, столицы, в соответствии с законодательными актами об особом статусе города Алматы и статусе столицы Республики Казахстан, не допускается. Земельные участки из земель общего пользования могут предоставляться в частную собственность только после исключения их из состава земель общего пользования.

Но и выяснить, кем регламентируется работа этих паркингов, не удалось. При этом уполномоченные органы не смогли даже назвать точное количество подобных стоянок в третьем мегаполисе страны. Представитель департамента полиции Серик Жаксылыков попросту сбежал от интервью журналистов, сославшись на занятость. А специалист департамента госдоходов признался, что не владеет информацией.

«Налоги именно за платные стоянки оплачиваются в 10-кратном размере. Например, за 1 кв. метр, если мы за простые земли берем 9,1 тенге, платные автостоянки уже, получается, 91,7 тенге. Получается за три тысячи квадратных метров за год 275 тысяч тенге. Насчет стоянок я сейчас точную информацию не знаю. Нет информации», – ответил ведущий специалист департамента госдоходов по городу Шымкенту Мейржан Егизбаев.

Парковку тормозит закон

Стоит отметить, что поднятый НПП вопрос теневых доходов и в целом неудобства подобных паркингов для водителей и предпринимателей поддержал аким Шымкента Ерлан Айтаханов в ходе встречи с предпринимателями в середине ноября. Он даже поручил СПК Shymkent организовать в мегаполисе 15 стоянок вдоль дорог по всем правилам. Но и тут камнем преткновения стал Земельный кодекс.

«Официальной парковки ни одной нет. Нам поручили – организуйте 15 парковок, вот госакты, сделайте платные парковки. Но, когда мы начали разбираться, там законодательное ограничение есть. При этом ограничены все, не только выделенные СПК. Шымкенту дали статус города республиканского значения, но в Земельном кодексе закон не обновили. Чтобы дать разрешение на парковку с правой стороны от дороги, чтобы стояли так, как в Алматы или Нур-Султане, нужно внести изменения и дополнения именно в Земельный кодекс. То есть добавить Шымкент в список республиканских городов, которые могут заниматься платными парковками», – пояснил советник председателя СПК Shymkent Балтабай Абдикеримов.

Резолюцией Совета по защите прав предпринимателей было решено обратиться к дорожной полиции с просьбой демонтировать незаконные платные парковки. В целях оперативного решения вопроса вновь инициирован вопрос создания рабочей группы, в нее пригласили представителей полиции, акимата, управления госдоходов, службы экономических расследований и СПК Shymkent. Также будет отправлен запрос в палату с предложением по внесению дополнений в Земельный кодекс.

Мира Бахытова, Шымкент

https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/ulIKgvvO.jpeg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/JVod1wYI.jpeg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/u2WUNhqQ.jpeg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/SQEkSkNH.jpeg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/EkBQfxy1.jpeg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/Rxn1k0Rj.jpeg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/ICqnsTuA.jpeg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/8TiCo8HE.jpeg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/VTqsPSeS.jpeg

Генеральная прокуратура начала внеплановую проверку в МИИР

22 Октябрь 2020 13:52 2663

Генеральная прокуратура начала внеплановую проверку в министерстве индустрии и инфраструктурного развития Казахстана, сообщает КазТАГ со ссылкой на информационный сервис Qamqor комитета по правовой статистике и специальным учетам Генпрокуратуры.

«Объект проверки – государственное учреждение «Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан», – говорится в документе, ссылку на который опубликовал известный казахстанский журналист Михаил Козачков.

Проверка является внеплановой и проводится в период с 5 октября по 3 ноября. Орган, назначивший проверку, – Генпрокуратура.

«Вопрос проведения проверки (и предмет проверки. – КазТАГ): об утверждении правил технической эксплуатации автотранспортных средств. Приказ министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года № 547. Зарегистрирован в министерстве юстиции Республики Казахстан 30 октября 2015 года № 12 221», – сказано в документе.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Лебедь, рак и щука шымкентских автобусов – часть II

17 Сентябрь 2020 08:03 6331

Автобусники Шымкента написали письмо президенту Касым-Жомарту Токаеву.

Владельцы 11 автобусных компаний Шымкента обратились за помощью к президенту страны Касым-Жомарту Токаеву, передает корреспондент inbusiness.kz.

Предприниматели уверяют, что они получили уведомления о расторжении договоров на обслуживание городских маршрутов, хотя те были заключены до 2028 года. Самое страшное, по словам бизнесменов, что ради этих долгосрочных контрактов они приобрели автобусы в кредит, а теперь им нечем платить по счетам.

«Аким говорит, приобретайте новые автобусы, хорошо, мы согласны, а как быть с кредитами?! Те кредиты, которые наши ребята взяли на подвижной состав, кем они будут оплачены?! У кого 100 млн тенге, у кого 140, 135, 60 млн, которые под залог, под 30% ребята приобрели. Вопрос остается открытым. Как нам дальше жить? У меня (в ассоциации) на сегодня около 3 тыс. человек – это наши механики, слесари, водители, наши семьи. Если посчитать, в каждой семье по четыре-пять человек, это 20 тысяч остается за бортом. Мы вынуждены обратиться к президенту Токаеву с нашими больными вопросами», – говорит председатель ассоциации «Южавтотранс» Дархан Каюпов.

В ассоциацию входят сегодня 22 из 24 автобусных компаний, всего две недели назад inbusiness.kz писал, что все они и получили уведомления о расторжении договоров за нарушение договорных обязательств. При этом предприниматели уверяют, что их заставляют брать в кредит новые машины, приобретенные по линии БРК-лизинг АО «Социально-предпринимательская корпорация Shymkent» для специально созданного инвестиционного проекта «Шымкент-бас».

«У нашей компании вообще только 65-й маршрут остался, 52-й забрали. А мы провели обновление и купили в кредит 10 машин, 21 млн тенге должны банку. Как начался карантин, мы не можем заплатить, и средств нет дальше работать. А они говорят, приобретайте новые машины у СПК Shymkent. Причем нам говорят, что если договариваемся об условиях, то это будет секрет между СПК и перевозчиком, который мы не имеем права никому разглашать», – делится заместитель директора ТОО «Санжар-моторос» Бердибай Алтаев.

300 машин на дизеле было куплено АО «СПК Shymkent» в 2019 году и 590 на газе в 2020-м. При этом власти не раз говорили, что все автобусы уже в городе, теперь выясняется, что с газовым двигателем поступили в Шымкент всего 100 машин. Предприниматели сетуют, что из-за карантина потеряли 60% пассажиров. А теперь власти предлагают распродать имущество и взять новые машины в лизинг.

«Из 24 компаний только пять или шесть обновили состав. Вы же видите, даже газели ездят, в которых в полный рост невозможно стоять. Есть и такие перевозчики. И мы, как управление, отвечающее за эту отрасль, хотим, чтобы у горожан были комфортные автобусы. У нас 78 маршрутов, на сегодня из них 10 маршрутов вообще не функционируют. Перевозчики взяли, но не выезжают на них. Да, они убыточные. Но у одного перевозчика два-три, до десяти маршрутов. Если один убыточный, то другие прибыльные, он за счет этих маршрутов содержит убыточные», – предлагает предпринимателям нехитрую математику заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автодорог Мухтар Коканбаев.

При этом, по информации Мухтара Коканбаева, автобусы «Шымкент-бас» ежемесячно субсидируются на 250 млн тенге. Субсидии на обслуживание социальных маршрутов также получают компании «Т-Бас» и «Ман-Онтустик».

Также перевозчики поднимают вопрос отсутствия заправочных мощностей. В Шымкенте пока существует всего одна газозаправочная станция. В сутки можно заправить метаном 320 машин, две новые ГЗС обещают построить к новому году.

Обращение к президенту автобусники отправили в Акорду почтой и с большой надеждой ждут его помощи.

Напомним, 5 сентября по этому же вопросу состоялось очередное заседание совета по защите прав предпринимателей, после которого управлению пассажирского транспорта настоятельно порекомендовали отозвать уведомления о расторжении договоров. После этого бизнесмены даже ходили на прием к заместителю акима города Максуту Исахову, но говорят, что безрезультатно. Правда, теперь в управлении заявляют, что их неправильно поняли, уведомления, мол, были лишь об устранении многочисленных нарушений.

Мира Бахытова, Шымкент

Справка: акционерное общество «СПК Shymkent» образовано 13.09.2018 года в соответствии с приказом № 10. Учредителем и акционером общества является акимат г. Шымкента в лице ГУ «Управление финансов города Шымкента».


Подпишитесь на наш канал Telegram!