В Шымкенте нет ни одной законной придорожной парковки

4421

Откуда в мегаполисе появились платные парковочные места, выясняли представители НПП "Атамекен".

В Шымкенте нет ни одной законной придорожной парковки

В Шымкенте прошло очередное заседание Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции НПП "Атамекен" под председательством Мелеса Сейтжанова. Встречу, к слову, уже не в первый раз посвятили созданию незаконных платных автостоянок вдоль полосы отвода автомобильных дорог.

Специалисты НПП провели мониторинг, в ходе которого проверили несколько придорожных паркингов, на которых некие помощники собирают с водителей деньги, и не нашли никаких подтверждающих законность их работы документов. Хозяева паркингов тоже не выявлены. Ответить на вопросы, кем и как регламентируется работа платных парковок, пригласили представителей управления пассажирского транспорта автомобильных дорог, департамента полиции и АО "СПК Shymkent", как инициаторов навести порядок в этом секторе городской среды. Но чиновники из управления автодорог проигнорировали приглашение на совет.

Членам Совета по защите прав предпринимателей предъявили фотографии, снятые на платных парковках по улицам Айтеке би, Жибек жолы, Аймаутова – в районе рынка "Айна". Впрочем, и без фотодоказательств все шымкентские автолюбители отлично знают: остановился за знаком "Платная парковка", жди – придет парковщик и потребует заплатить. Стоимость – 100-200 тенге, парковщики выдают водителям сомнительного вида чеки с непонятными печатями. Также известно, что выручку они сдают хозяину парковки, какой-то процент идет им на зарплату. Самое удивительное, что уполномоченные органы эта проблема совсем не волновала.

"Город очень большой. Мы всего пять-шесть парковок охватили за полдня объезда. Сколько уходит мимо кассы и налогов, очень много, департамент госдоходов должен разобраться. Мы предлагали не раз создать рабочую группу и разобраться в вопросе, но ранее этот вопрос не был поддержан управлением пассажирского транспорта и автодорог и не был поддержан департаментом полиции. Они объяснили отсутствием необходимости. Мы даже подготовили проект соглашения. После чего от управления пассажирского транспорта был получен ответ, что именно они хотят своим приказом создать рабочую группу, но и это не было сделано", – признался заместитель директора НПП "Атамекен" Шымкента Кайрат Акенов.

Кайрат Акенов отметил, что создавать коммерческие стоянки вдоль автотрасс в Шымкенте, в принципе, запрещено по закону, исключение сделано только для Нур-Султана и Алматы.

СПРАВКА: В соответствии с частью 2 ст. 109 Земельного кодекса РК, земельные участки из земель общего пользования, за исключением тротуаров и велосипедных дорожек, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам во временное землепользование под размещение сооружений облегченного типа (торговые палатки (павильоны), киоски, объекты наружной (визуальной) рекламы и другие объекты сервиса) без ущерба для общего пользования. При этом предоставление участков из состава земель общего пользования, в том числе на обочинах дорог (улиц, проездов), для размещения торговых рынков, платных автостоянок (автопарковок), за исключением платных автостоянок (автопарковок), расположенных в полосах отвода улиц города республиканского значения, столицы, в соответствии с законодательными актами об особом статусе города Алматы и статусе столицы Республики Казахстан, не допускается. Земельные участки из земель общего пользования могут предоставляться в частную собственность только после исключения их из состава земель общего пользования.

Но и выяснить, кем регламентируется работа этих паркингов, не удалось. При этом уполномоченные органы не смогли даже назвать точное количество подобных стоянок в третьем мегаполисе страны. Представитель департамента полиции Серик Жаксылыков попросту сбежал от интервью журналистов, сославшись на занятость. А специалист департамента госдоходов признался, что не владеет информацией.

"Налоги именно за платные стоянки оплачиваются в 10-кратном размере. Например, за 1 кв. метр, если мы за простые земли берем 9,1 тенге, платные автостоянки уже, получается, 91,7 тенге. Получается за три тысячи квадратных метров за год 275 тысяч тенге. Насчет стоянок я сейчас точную информацию не знаю. Нет информации", – ответил ведущий специалист департамента госдоходов по городу Шымкенту Мейржан Егизбаев.

Парковку тормозит закон

Стоит отметить, что поднятый НПП вопрос теневых доходов и в целом неудобства подобных паркингов для водителей и предпринимателей поддержал аким Шымкента Ерлан Айтаханов в ходе встречи с предпринимателями в середине ноября. Он даже поручил СПК Shymkent организовать в мегаполисе 15 стоянок вдоль дорог по всем правилам. Но и тут камнем преткновения стал Земельный кодекс.

"Официальной парковки ни одной нет. Нам поручили – организуйте 15 парковок, вот госакты, сделайте платные парковки. Но, когда мы начали разбираться, там законодательное ограничение есть. При этом ограничены все, не только выделенные СПК. Шымкенту дали статус города республиканского значения, но в Земельном кодексе закон не обновили. Чтобы дать разрешение на парковку с правой стороны от дороги, чтобы стояли так, как в Алматы или Нур-Султане, нужно внести изменения и дополнения именно в Земельный кодекс. То есть добавить Шымкент в список республиканских городов, которые могут заниматься платными парковками", – пояснил советник председателя СПК Shymkent Балтабай Абдикеримов.

Резолюцией Совета по защите прав предпринимателей было решено обратиться к дорожной полиции с просьбой демонтировать незаконные платные парковки. В целях оперативного решения вопроса вновь инициирован вопрос создания рабочей группы, в нее пригласили представителей полиции, акимата, управления госдоходов, службы экономических расследований и СПК Shymkent. Также будет отправлен запрос в палату с предложением по внесению дополнений в Земельный кодекс.

Мира Бахытова, Шымкент

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться