RU KZ
В СКО безопасность дорог не соответствует требованиям регламентов ТС

В СКО безопасность дорог не соответствует требованиям регламентов ТС

12:17 27 Июнь 2016 1203

В СКО безопасность дорог не соответствует требованиям регламентов ТС

Автор:

Диана Слинькова

Фото: Диана Слинькова

Пятая часть дорожно-транспортных происшествий и нарушений ПДД происходит не по вине водителей. 

По данным местной полицейской службы, пятая часть всех ДТП в области происходит не по вине водителей, а из-за небезопасных дорог. Среди самых распространенных причин таких аварий - несоответствующие дорожные условия (скользкое, неровное покрытие, ограниченная видимость, плохое состояние обочин), неудовлетворительное состояние дорог (ямы, ухабы, люки), которые заставляют водителей выезжать на полосу встречного движения, нарушая дорожную разметку, несоответствие дорожной разметки, дорожных знаков, работы светофоров, а также нарушение требований по нанесению разметки, установки знаков и светофоров.

Напомним, решением Комиссии ТС технический регламент «Безопасность автомобильных дорог» вступил в силу еще 15 февраля 2015 года, и 1 сентября текущего года заканчивается переходный период его действия для Казахстана. Впрочем, по словам директора департамента Комитета по техническому регулированию и метрологии по СКО Василия Чепухина, большинство требований регламента совпадают с положениями многих ГОСТов, которые действуют в Казахстане с 1993, 2007, 2011 годов, а, значит, должны соблюдаться уже много лет, а не только последние полтора года.

Подчеркнем: требования ко всем этим позициям изложены в нормативных документах, принятых в 1985, 1993, 1995, 1999, 2001, 2003 2007 годах, задолго до появления Таможенного союза и введения в действие его техрегламентов.

Узнав положения этих ГОСТов, североказахстанцы будут немало удивлены, представив, какими прекрасными могли быть местные дороги, если бы предписанные документами требования к ним соблюдались. К примеру, вот это: «Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью». Дальше – больше: оказывается, автомобильные дороги с большой интенсивностью движения (более 3000 автомобилей в сутки) могут иметь не более 0,3 квадратного метра повреждений на квадратный километр, причем ликвидировать эти повреждения необходимо в течение пяти суток. Чуть менее строгие требования предъявляются к дорогам с менее интенсивным движением, но даже на улицах и дорогах местного значения допускается не более 2,5 квадратного метра повреждений на квадратный километр, а максимальный срок ликвидации – 10 суток. Важный момент: предельные размеры отдельных просадок, выбоин и тому подобное не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

Увы, представленные департаментом Комитета по техническому регулированию и метрологии по СКО фотографии и те реальные картинки, которые горожане каждый день видят на улицах Петропавловска, пока никак не вяжутся с этими требованиями.

Дороги с ямами и ухабами – далеко не единственное нарушение норм и требований. Среди других – неправильное нанесение разметки и установки дорожных знаков и светофоров.

«Согласно ГОСТу 3634, принятому еще в 1999 году, на проезжей части не допускается отклонение крышки люка смотрового колодца относительно уровня покрытия более двух сантиметров. Люки должны устанавливаться ушками вдоль основного направления движения транспорта с надписью  наименования инженерной сети, навстречу движущемуся транспорту. У нас все наоборот: на некоторых перекрестках ушки поперек, возвышаются над покрытием далеко не на два сантиметра, машина проехала, картером задела – и на протяжении перекрестка все в масле. Или дождеприемники: на дорогу их положили, даже крышками не закрыли, вдоль всей обочины не закрыты, колесо туда попадет – уже неприятность. Стоп-линия должна наноситься за три метра до светофора (а при расположении над проезжей частью – за 10 метров), а у нас на улицах зачастую нет и двух метров. Некоторые знаки установлены на проезжей части, их задевают автобусы и грузовые автомобили. В то же время ремонтная вставка, которая может применяться при наращивании дорожного полотна, в настоящее время не практикуется ни проектными организация, ни эксплуатантами. Есть случаи, когда не соблюдается высота установки светофоров, правила их расположения на проезжей части, рекламно-световые табло на перекрестках создают визуальные помехи водителям, отвлекают внимание от сигналов светофора», - рассказал главный специалист департамента Комитета по техническому регулированию и метрологии по СКО Вадим Маршаков на заседании регионального штаба по разработке и адаптации проектов технических регламентов Таможенного союза.

При этом, по словам Вадима Маршакова, устранять вышеуказанные нарушения следует в течение не более суток с момента их обнаружения, а замена разрушенных крышек и решеток должна быть проведена в течение трех часов. Надо ли говорить, что пока все это – из области фантастики…

На заседании штаба, где, как предполагалось, должны были прозвучать предложения и рекомендации по вопросу технического регулирования дорожно-транспортной инфраструктуры, самое большое, что удалось сделать - выяснить, кто должен следить за состоянием дорожного полотна и соблюдением других мер безопасности (местная полицейская служба и органы ЖКХ, как собственник) и нести ответственность (коммунальное предприятие, на балансе которого находится объект). По большому счету – разговора не получилось, хотя здесь присутствовали и выступали и полицейские, и представители сектора автомобильных дорого городского отдела ЖКХ и областного филиала АО НК «КазАвтоЖол».

Однако, по замечанию председателя штаба – заместителя акима области Мухтара Манкеева - их выступления представляли собой обычные отчеты о работе, никоим образом не касаясь заявленной темы. Как верно подметил после заседания депутат городского маслихата Александр Казанцев, «говорили обо всем, только не о техрегламенте». Главная же тема прошла стороной, потому что обсуждать ее представителям профильного департамента было просто не с кем. Некоторые чиновники из заинтересованных органов признавались, что… еще не знакомились с этим документом.  Между тем  целью заседания  штаба было не только выявление условий и причин, влияющих на количество ДТП и нарушений ПДД, но и разработка предложений и рекомендаций по вопросу технического регулирования дорожно-транспортной инфраструктуры, чтобы  снизить аварийность на автомобильных дорогах и повысить безопасность дорожного движения. 

Судя по выступлениям, работа в этом направлении более-менее ведется только местной полицейской службой: ее сотрудники, выходя на дежурство, исследуют свой маршрут, в том числе и состояние улично-дорожной сети. Об открытых люках, неработающих светофорах, неудовлетворительном состоянии дорожного полотна незамедлительно сообщается в дорожно-техническую инспекцию Управления административной полиции. Впрочем, сюда же посоветовал обратиться заместитель начальника местной полицейской службы ДВД СКО Айдын Байматов за предложениями по улучшению работы в этом направлении.

Странно только, что водители, желающие обжаловать протоколы административных правонарушений в случаях, если виной ДТП или нарушения правил дорожного движения послужила разметка или неправильная установка знака, за консультацией обращаются не к полицейским, а в департамент по техническому регулированию и метрологии.

Диана Слинькова, Петропавловск