– Какие основные черты характеризуют поколение Z и какие из них могут быть ключевыми для привлечения внимания этой аудитории?
– Поколение Z (родившиеся с середины 1990-х до начала 2010-х годов) выросло в цифровую эпоху. Они владеют технологиями на интуитивном уровне и используют их для общения, развлечений и даже самовыражения. Это поколение крайне активно потребляет информацию, довольно легко переключается между разными платформами и задачами, отчего им свойственно ожидать мгновенных результатов.
Зумеры ценят прозрачность и честность в коммуникации с брендами: ложные обещания и несоответствия быстро приводят к потере доверия. Также к потере доверия могут привести неэтичные практики в бизнесе и отсутствие социальной ответственности. Поэтому МСБ (малому и среднему бизнесу. – Ред.) стоит обратить внимание на персонализацию своих предложений для зумеров, присутствие в социальных сетях и быструю реакцию на события. Залог успеха – быть честными в общении с аудиторией, предлагать решения и никого не обижать.
Зумеры лояльнее относятся к ненавязчивому контенту в Сети, который позволяет выбирать, продолжать просмотр или нет. Главное, чтобы он был короткий, визуальный, интерактивный, аутентичный и направленный на личную связь с аудиторией, и тогда любой бренд или компания вне зависимости от размера и сферы деятельности будет иметь преимущество на рынке.
– Какие цифровые платформы и социальные сети предпочитает поколение Z и какие стратегии могут использовать МСБ для эффективного взаимодействия с ними?
– Зумеры отдают предпочтение тем каналам коммуникации, которые предоставляют наиболее удобные и мгновенные способы общения и получения информации. Для того чтобы в контакте с аудиторией произошел "мэтч", представителям бизнеса следует сконцентрировать свое внимание в первую очередь на TikTok. Популярность коротких видеоформатов и челленджей делает эту платформу одной из главных для поколения Z. Но не все так просто – при создании контента важны креативность, оригинальность и правильно подобранный звук.
Следом идет Instagram, так как визуальный контент (фото, видео) и интерактивные функции (сторис и Reels) обеспечат МСБ высокую вовлеченность. Совет: важно не просто везде создать аккаунты, а на постоянной основе размещать релевантный контент, который, помимо визуальной части, позволит задавать вопросы, оставлять комментарии, голосовать, делиться своим мнением и вызовет желание "зашерить" информацию о продукте или бренде среди своих подписчиков.
Свою популярность у зумеров сохраняет YouTube: подкасты, интервью, образовательные программы, развлекательные шоу, видеоблоги и другой видеоконтент позволяют подробно раскрыть интересные темы и создать более глубокую связь с аудиторией. Ну и, конечно же, Twitch – стриминг-платформа, которая дает возможность взаимодействовать с аудиторией в режиме реального времени.
Для эффективного взаимодействия МСБ с Gen-Z необходимо помнить, что это поколение ценит аутентичный контент – реальные истории, закадровые моменты и пользовательский контент (UGC). Используйте микроинфлюенсеров для привлечения аудитории и клиентов – связь с ними будет значительно сильнее, а следовательно, доверие к вашему бренду и компании. Вишенкой на торте станет добавление интерактивных элементов (опросы, челленджи, конкурсы и т. д.) – зумеры привержены чувствовать вовлеченность и более тесную связь с брендом.
– Какие виды контента и коммуникации могут быть наиболее привлекательными для поколения Z и какие каналы распространения контента стоит использовать для достижения этой целевой аудитории?
– Зумеры потребляют разнообразный контент, поэтому стоит обратить внимание на различные форматы и исходить из платформы размещения. К примеру, TikTok, Instagram, YouTube больше подойдут для размещения креативного и забавного видеоконтента: мемы, юмористический, легкий и развлекательный контент. Тогда как WhatsApp и Telegram зумеры используют исключительно для быстрого и персонализированного общения. Для более глубокого и аналитического контента подойдут блоги и подкасты, а вот пользовательский контент (UGC) привлечет аудиторию при создании контента для бренда.
Какие бы формат или платформу ни выбрали представители МСБ, всегда стоит быть "во всеоружии" при создании контента – есть всего 8 секунд, чтобы привлечь их внимание.
– В чем основные отличия в потребительском поведении поколения Z по сравнению с предыдущими поколениями и какие адаптации в продуктах или услугах могут быть востребованы этой аудиторией?
– Так как поколение Z формировалось в иных информационно-технологических, социально-экономических и политических условиях, как потребители они привыкли к мгновенному доступу к информации и принятию решений на основе первых впечатлений. Отсюда и появляется следующее отличие – тратить деньги на впечатления и опыт (путешествия, мероприятия, короткое онлайн-обучение и т. д.), а не на материальные вещи. Причем при выборе товара зумеры принимают во внимание этическую и экологическую составляющую производства товаров, так как чувствуют ответственность и хотят лично быть причастными к уменьшению воздействия на окружающую среду, сохраняя при этом свой скромный и экономичный подход к покупкам.
Важно помнить, что благодаря доступу к информации в Сети (поисковики, соцсети, приложения) для зумеров нет проблем "засерчить" любую информацию о продукте или компании. Именно поэтому надо быть честными с аудиторией, иначе обман сразу же вскроется.
– Каким образом МСБ могут использовать технологии и инновации, чтобы создать персонализированный и уникальный опыт для клиентов поколения Z?
– Во-первых, все больше и больше возможностей нам открывает ИИ, причем это касается бизнеса в том числе. Сегодня любая компания без больших ресурсозатрат может позволить себе внедрять технологии и инновации в свой продукт и маркетинг, достаточно просто спросить чат GPT: "Как персонализировать контент под поколение Z?". Все, можно как минимум интегрировать модели в свои чат-боты для улучшения клиентского сервиса. Это поможет наладить взаимодействие с клиентами и быть с ними на связи 24/7.
Во-вторых, используя эффективные инструменты для продвижения, вовлекать аудиторию и строить с ней диалог для взаимодействия. В этот момент крайне важно отслеживать эффективность, иметь возможность измерить успех и оценивать само влияние на восприятие бренда пользователями.
Так, к примеру, видеоролик "Чина" активно продвигался в TikTok с использованием ключевых инструментов для увеличения узнаваемости бренда, включая полноэкранные рекламные ролики TopView и поддержку формата In-Feed Ads, в течение почти недели. Благодаря данной интеграции удалось увеличить узнаваемость рекламы бренда на 20%, что значительно превысило стандартные показатели как для категории средств по уходу за собой, так и для рынка в целом. Результат оказался настолько ошеломительным, что превзошел все показатели не только по Казахстану, но и по СНГ за весь 2023 год – свыше 814 млн раз пользователи TikTok использовали мелодию и снимали с ней контент.
Такого результата может достичь любой бизнес, не обязательно вкладывать миллионы, главное – соблюдать баланс "креатив + правильное сочетание форматов + смелость пробовать новое" и быть на одной волне с аудиторией, чтобы она могла взаимодействовать с контентом, который ей демонстрируется.
– Какие инструменты аналитики и метрики следует использовать для измерения эффективности стратегии привлечения клиентов из поколения Z и какие показатели являются наиболее значимыми в этом контексте?
– Для увеличения охвата, вовлеченности и прибыли МСБ необходимо не только совершенствовать контент, но также вести аналитику, которая сегодня является одним из базовых компонентов любой стратегии и основой успешного маркетинга в социальных медиа: позволяет понять пользователей, улучшить продукт/услугу, а также повысить конкурентоспособность. К счастью, аналитика сейчас доступна каждому, но важно правильно выбрать аналитические инструменты, позволяющие легко и точно оценить маркетинговую активность, иначе неправильные данные могут привести к катастрофе.
– Какие будущие тенденции и изменения в поведении поколения Z следует учитывать при разработке стратегии привлечения клиентов и какие шаги можно предпринять для подготовки к этим изменениям заранее?
– Подготовка к изменениям потребует стратегического подхода и готовности адаптироваться к новым реалиям. Главный совет для МСБ – инвестируйте в технологии, будьте активными в цифровой среде и прислушивайтесь к потребностям и ценностям вашего целевого поколения. Важно понимать, что эти рекомендации не являются сиюминутными трендами, а представляют собой путь, по которому будет развиваться рынок в течение ближайших 10-15 лет. Пока поколению Z придет на смену новое поколение "альфа" с собственными уникальными ценностями и характеристиками. Подготовьтесь заранее, чтобы успешно адаптироваться к изменениям, которые неизбежно наступят в будущем.
Изображение StockSnap с сайта Pixabay