В Усть-Каменогорске решили дойти до президента

3434

Жители Восточного Казахстана написали петицию, требуя отменить постановление главного государственного санитарного врача ВКО, продлившее карантин.

В Усть-Каменогорске решили дойти до президента Фото: Максим Морозов

Вслед за предпринимателями, которые подают исковое заявление в суд на противозаконное, по их мнению, постановление главного государственного санитарного врача ВКО Гуляим Тагаевой, в Восточном Казахстане взбунтовались общественники. Они сформировали петицию на имя президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева об отмене противозаконного ограничения свободы передвижения в Восточно-Казахстанской области.

Подписанты просят главу государства, как гаранта прав и свобод граждан, принять срочные меры по отмене постановления ГГСВ ВКО № 7 от 12 мая 2020 года и обеспечить конституционное право граждан на свободу передвижения без комендантского часа и необоснованных на текущий момент спецпропусков, использование которых в отсутствие ЧП носит дискриминационный характер, а также обеспечить право граждан на труд с условием соблюдения законодательно установленных санитарных требований.

И это открытое обращение к главе государства за считанные часы обрело множество сторонников – оно разлетелось по месседжерам, соцсетям. Как рассказал inbusiness.kz юрист и общественник в Восточном Казахстане Роман Честных, один из авторов и подписантов петиции, ее текст появился вечером 13 мая в ФБ на его странице – в 22:30. Спустя несколько часов, на утро 14 мая, под ней уже подписались около 9 тыс. человек. Сбор подписей продолжается.

"Бардак должен быть остановлен, – призывают авторы петиции. – Письменные заявления с аналогичным текстом направлены также в адрес Генеральной прокуратуры РК, прокуратуры ВКО, комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг министерства здравоохранения Республики Казахстан.

Кодекс ни при чем

Далее авторы петиции напомнили, что после окончания действия ЧП в связи с пандемией коронавируса COVID-19 вышло постановление главного государственного санитарного врача (ГГСВ) РК, в котором установлены меры по предупреждению заболеваний COVID-19, не включающие ограничение свободы передвижений в населенных пунктах. Согласно Кодексу РК о здоровье народа и системе здравоохранения, порядок осуществления ограничительных мероприятий установлен правилами осуществления ограничительных мероприятий, в том числе карантина, на территории Республики Казахстан, не предусматривающими возможность ограничения свободы передвижения для неопределенного круга граждан.

Но позже, 12 мая, несмотря на законодательно установленный перечень требуемых мероприятий, появилось постановление ГГСВ ВКО г-жи Тагаевой о продлении карантинных мер на территории Восточно-Казахстанской области № 7, которое датировано 11 мая 2020 года и устанавливало продление карантина также задним числом, с 11 мая.

"Постановление разработано со ссылкой на подпункт 4) пункта 13 статьи 21 Кодекса РК о здоровье…, который рассматривает принятие решений в зависимости от установленных нарушений требований законодательства РК в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, то есть определяет порядок действий при выявлении конкретных нарушений, что неприменимо без конкретизации лиц. Постановлением ГГСВ ВКО года в нарушение правил осуществления ограничительных мероприятий… установлены необоснованные ограничения (!) движения автомобильного транспорта по режиму "день-ночь" и "четный-нечетный день", а также разрешено пешее передвижение населения исключительно при наличии пропусков (!)" – говорится в петиции.

К слову, подпункт 4 пункта 13 статьи 21 Кодекса РК о здоровье народа и системе здравоохранения буквально говорит вот о чем: "Для принятия решения по результатам государственного санитарно-эпидемиологического контроля и надзора в зависимости от установленных нарушений требований законодательства Республики Казахстан в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения должностными лицами санитарно-эпидемиологической службы издаются следующие акты… пп 4 – 4) постановления главных государственных санитарных врачей о:

  • проведении санитарно-противоэпидемических и санитарно-профилактических мероприятий;
  • временном отстранении от работы физических лиц;
  • запрещении ввоза, производства, применения и реализации продукции, предназначенной для использования и применения населением, а также в предпринимательской и (или) иной деятельности;
  • запрещении производства, применения и реализации новых видов сырья, продукции, химических веществ, технологического оборудования, механизмов, процессов, инструментария в случае признания их опасными для жизни и здоровья людей;
  • приостановлении деятельности или отдельных видов деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица в соответствии с Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях".

Вот поэтому не только авторы петиции, но и все жители ВКО и особенно Усть-Каменогорска, где санитарно-эпидемиологическая ситуация по коронавирусу благополучна, недоумевают: какое отношение эти положения кодекса имеют к нынешней ситуации?

Авторы петиции уверены: такие меры в части комендантского часа и ограничения на свободу передвижения с применением пропусков предусмотрены Законом РК "О чрезвычайном положении" и могут применяться только в условиях ЧП, их применение и неправовое наказание за их нарушение в период без объявленного ЧП является нарушением конституционных прав граждан Республики Казахстан и противоречит правилам осуществления ограничительных мероприятий…

"Происходящее в нашем регионе после окончания действия ЧП в части ограничения свободы передвижения воспринимается правовым беспределом, вызывающим чрезвычайно негативное отношение к абсурдным и противоправным требованиям, невозможным после окончания ЧП. Абсурдность заключается во многих деталях, вызывающих негативный отклик, среди которых:

  • передвижение личным транспортом ограничено в будни и запрещено в выходные, что делает бессмысленным формальный запрет на передвижение в переполненном общественном транспорте;
  • формально разрешаются отдельные виды деятельности, но противоправное ограничение свободы передвижения также ограничивает и трудовую деятельность", – пишут подписанты.

При этом они напоминают, что на республиканском уровне разрешается работа непродовольственных магазинов площадью до 2 тыс. кв. метров, а в ВКО – работа таких объектов площадью не более 500 кв. метров, что дополнительно ограничивает возможность работы для части людей, которые и так находятся в сложной экономической ситуации.

Также, в отличие от республиканских требований, в ВКО введен необоснованный запрет несовершеннолетним находиться на улице и общественных местах без сопровождения совершеннолетних родственников.

"Мы понимаем важность общего противодействия распространению заражения COVID-19 и готовы к соблюдению разумных и обоснованных санитарных требований согласно постановлению ГГСВ РК, без нарушения прав и свобод, гарантированных Конституцией РК", – резюмируется в петиции.

Ответ "Чемберлену"

В пресс-службе департамента контроля качества и безопасности товаров и услуг inbusiness.kz сообщили, что готовят якобы опровержение по поводу незаконности постановления главного государственного санитарного врача ВКО г-жи Тагаевой № 7, которое опирается на постановление ГГСВ РК № 33.

"Мы пока готовим текст, а комментировать это будет сама главный государственный санитарный врач", – подчеркнули в пресс-службе ДККБТУ ВКО.

Ранее, вечером 13 мая, вышло постановление ГГСВ ВКО № 8, которое внесло дополнения и изменения в постановление № 7, но сути в продленных по Восточному Казахстану карантинных мерах не изменило.

Ольга Ушакова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться