Крупный пожар на заводе ТОО "Мелисса" начался 8 апреля около часа ночи. По предварительной версии, причиной пожара стало нарушение технологического процесса.
"ДЧС ВКО включило практически всю мощь для тушения пожара. Было задействовано 15 единиц техники и 60 человек личного состава. К сожалению, это не первая такая ситуация на объекте. С нового года здесь произошло уже несколько возгораний. В основном, из-за нарушения противопожарной безопасности", - комментирует 8 апреля пресс-секретарь управления ЧС Усть-Каменогорска Марина Лискова.
Более подробную информацию в ДЧС ВКО обещали сообщить после расследования причин инцидента. В том числе и данные по ущербу в результате пожара.
Руководство же компании на вопросы abctv.kz отвечать отказалось. Заместитель директора ТОО "Мелисса" Сергей Скрипник на вопрос о произошедшем пожаре задался ответным: "И что?" и сухо заявил: "В понедельник звоните в приемную".
Директор ТОО Александр Воробьев смог прояснить ситуацию:
"Пока не знаю какой ущерб причинен пожаром. Нет, не дотла сгорел завод. Восстановим. Мне сейчас не до этого. Не нужно никаких комментариев".
Между тем, корреспонденту abctv.kz удалось найти человека, который полгода проработал на данном предприятии. Анатолий Зиновьев в разговоре отметил:
"Это давно уже подсудное дело. И этим должно было закончиться. Там практически каждый день возгорания происходили. В основном, в сушильном барабане. Техника безопасности там никогда не соблюдалась. Бывало, что люк сушильного барабана отрывало и полностью горячим воздухом человека ошпаривало. Человек обжигал лицо, руки, ноги. Также с электрикой были проблемы. При мне у электрика руки обгорели. Одному электрику палец оторвало, другому ногу разодрало током. Производственные травмы были постоянно. К сожалению, даже со смертельными исходами. При строительстве завода двое погибли, леса обрушились и их раздавило. Предприятие выдало семьям погибших компенсацию по миллиону тенге. Руководство старалось, чтобы эти факты не просочились в СМИ. И вот сегодня завод хоть и не работал, смена должна была выйти в понедельник, загорелся. Возможно, поджог, возможно, еще что-то. Кто мог поджечь? Возможно, кто-то из работников. Дело в том, что платить то они не хотели. Зарплаты были очень низкие, работа тяжелая. Может быть, кто-то остался недоволен. А возможно, из-за масляных материалов возгорание произошло".
По его словам, продукция предприятия была востребованной и вагонами отправлялась в Астану. "Конкретно вагоны шли на строительство ЭКСПО. Они отправляли по 2-4 вагона в неделю. В один вагон загружались до 68-ми запрессованных плит стоимостью порядка 13-14 млн тенге. То есть, в неделю они миллионов на 40 железно отправляли", - говорит он.
В ночь пожара, на заводе, по данным из abctv.kz из достоверного источника, пожелавшего остаться не известным, было около 30 прессов OSB-плит. В результате пожара пострадало и дорогостоящее оборудование.
Восточно-казахстанское предприятие ТОО "Мелисса" - единственное в стране по производству ориентированно-стружечной плиты (ОSB), мощностью 30 тыс. кубических метров плиты в год, однако из-за нехватки сырья реальное производство не превысило 12 тыс. кубометров. Для сравнения, в Казахстан ежегодно ввозится порядка 100 тыс. кубометров OSB-плит.
При запуске объекта в ноябре 2015 года компанией сообщалось, что "проект разработали китайские специалисты, они же разместили заказы компонентов производственной линии на десятках машиностроительных предприятий в КНР. Оборудование обошлось в 6 млн долларов. При склеивании OSB-плит используется специальный клей, который на завод будет поставлять предприятие из Нижнего Тагила РФ".
Стоит отметить, что проект был включен в региональную Карту индустриализации, и принял участие в программе "Дорожная карта бизнеса-2020".
Всего в проект, согласно открытой информации, было инвестировано свыше 800 млн тенге. 560 млн из них предоставлены в кредит банком второго уровня. Процентная ставка займа субсидировалось фондом "Даму". Остальные 240 млн тенге - собственные вложения.
В начале нынешнего года, руководство предприятия забило тревогу и рассказало в СМИ о том, что чиновники на местном уровне создают административные барьеры, из-за чего они не могут получить в долгосрочную аренду два лесничества (Подробнее: "Бизнесу ТОО "Мелисса" не хватает леса" ). В итоге деревообрабатывающее производство, по их словам, загружено не на полную мощность, а всего лишь наполовину. Согласно этой информации, предприятие теряет оборотные средства и копит долги перед предприятиями-партнерами.
Жанар Асылханова, Усть-Каменогорск