RU KZ
В Усть-Каменогорске введена электронная система билетирования в общественном транспорте

В Усть-Каменогорске введена электронная система билетирования в общественном транспорте

08:13 08 Февраль 2021 5076

В Усть-Каменогорске введена электронная система билетирования в общественном транспорте

Автор:

Ольга Ушакова

Новый способ оплаты приведет к прозрачности расчетов, считают в акимате города.

Усть-Каменогорск стал третьим городом республики после Нур-Султана и Алматы, где внедрена электронная система билетирования за проезд в общественном транспорте. Первыми стали трамваи, в которых с 6 февраля 2021 года можно рассчитаться за проезд не только наличными, но и с помощью специальной карты. После внедрения электронной системы билетирования, говорят в трамвайном ТОО «Транспортная компания Усть-Каменогорска», вся полученная за проезд пассажиров сумма становится прозрачной, соответственно, можно говорить уже и о повышении тарифа, субсидировании из бюджета.

Убыточный вид деятельности

Пока в трамваях оплата с помощью карты и наличкой стоит одинаково, но со временем тариф станет дифференцированным, то есть проезд без карты станет дороже.

«Сейчас полная стоимость билета в трамвае – 65 тенге. У нас граждане старше 80 лет ездят бесплатно. А для детей до 15 лет, согласно законодательству, билет на проезд составляет 50% от его полной стоимости, – говорит директор ТОО «Транспортная компания Усть-Каменогорска» Михаил Чайка. – А за многодетных и малообеспеченных полностью все расходы на передвижение покрывает государство».

По словам Михаила Чайки, вопрос о повышении тарифа на проезд в трамвае до 80 тенге (речь идет о проезде с картой) только стали прорабатывать. На предприятии подготовили все расчеты, включив туда только самые необходимые затраты.

«Основные затраты у нас – это налоги, включая НДС, – продолжил Михаил Чайка. – Сейчас нас в связи с пандемией на два года освободили от НДС, и эти деньги мы направим на улучшение инфраструктуры. Вопрос о повышении тарифа решает МИО, мы проведем общественный совет. Вообще, будем действовать по алгоритму».

Михаил Чайка считает: если плата за проезд в трамвае повысится на 15 тенге, то человек, скажем, за 50 поездок в месяц будет тратить на 750 тенге больше. Но это, по его мнению, не так сильно ударит по карману людей. Зато в ТОО «Транспортная компания Усть-Каменогорска» смогут поднять зарплату своим работникам, покупать запчасти, больше денег тратить на улучшение инфраструктуры. Соответственно, если встанет вопрос по субсидированию проезда, то нагрузка на бюджет будет наименьшей, считает Михаил Чайка.

«Вообще, по расчетам, стоимость проезда в трамваях должна быть 97 тенге. Если поднимем до 80 тенге за проезд, то бюджет будет нам выплачивать разницу в 17 тенге. С электронным билетированием все будет прозрачно. Когда будет независимая организация проверять, то пожалуйста – вот вам транзакция, вот деньги. Они будут показывать и городу, и области – вот сколько пассажиров перевезли, и столько денег перечислили», – говорит Михаил Чайка.

Сейчас трамвайное движение в стране существует в трех городах: Усть-Каменогорске, Темиртау и Павлодаре. По словам Михаила Чайки, АО «Трамвайно управление Павлодара» уже давно подняло плату за проезд.

«Павлодар в 2012 году тоже стоил 65 тенге. И трамваи у них были такие же старые. Чтобы взять кредит, они подняли цену до 80 тенге, а проезд в промышленную зону стоит 105 тенге. И там люди к этому нормально относятся, и никакой критики нет, что плату за проезд «задрали». Соответственно, подняв проезд, они могут позволить себе кредит, – говорит Михаил Чайка. – У них повысилась самоокупаемость, хотя это убыточный вид деятельности и он должен субсидироваться из государства».

Государство как реаниматолог

Начиная с 2018 года, трамвайный парк Усть-Каменогорска находится в коммунальной собственности. Сначала, с марта по декабрь 2018 года, он был в доверительном управлении социально-предпринимательской корпорации «Ертыс», затем трамвайное предприятие – ТОО «Транспортная компания Усть-Каменогорска» перешло под «крышу» городского акимата, и его учредителем стало ГУ «Отдел финансов Усть-Каменогорска». Уполномоченный орган – ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Усть-Каменогорска».

«Считаю, трамвайный парк Усть-Каменогорска спасли, вернув в коммунальную собственность, – говорит Михаил Чайка. – Многие высказывают недовольство, что деньги в него вливают, но кто же должен содержать? Хотя мы по форме собственности ТОО, к бюджету никакого отношения не имеем. Нам не имеют права выделять деньги, только по финансово-экономическому обоснованию (ФЭО) может быть увеличение уставного капитала. Наш учредитель в лице отдела финансов решает вопросы по реорганизации, по продаже имущества».

В 2020 году ТОО «Трамвайное предприятие Усть-Каменогорска» приняло участие в дорожной карте занятости. Ему было выделено 340 млн тенге, на которые были выполнены работы по ремонту контактных сетей, замене проводов, опор, системы подвеса, замене трамвайных путей – частично по городу.

За два года, пока предприятие в коммунальной собственности, удалось отремонтировать 2,2 км изношенных путей. Всего их протяженность – 29 км, и в плане ТОО «Транспортная компания Усть-Каменогорска» отмечено, что необходимо за пять лет отремонтировать больше половины трамвайных путей.

Также здесь за два года заменили 8 км контактных сетей. (всего их 29 км).

«У нас есть три тяговые подстанции, которые занимаются электропитанием контактной сети. Там не было ремонта с 1993 года. Мы это все отремонтировали, заменили кровлю. Помимо этого, начали программу по реставрации трамваев, кузовной ремонт. Ведутся работы по покупке новых трамваев. Были сделаны запросы по ценовым предложениям с Усть-Катавского завода. Там один трамвай стоит 33 млн тенге, из Белоруссии мы запросили – там 356 тыс. долларов. Сейчас Украина закупает трамваи из Германии, б/у, с 10-летним сроком эксплуатации, стоимость одного – 46 тыс. евро. Если успеем с оформлением документации, тоже сможем купить в Германии. Еще в Праге продают свои трамваи. Они все после капремонта, со сроком службы эксплуатации, прекрасное состояние. В общем, все рассматриваем. А дальше будем принимать решение – что сможем и что не сможем потянуть».

В 2021 году для участия в дорожной карте занятости в ТОО «Транспортная компания Усть-Каменогорска» разработали проект, ПСД по реконструкции и модернизации городских трамвайных путей, но уже на других улицах, с заменой опор, контактного провода. Стоимость проекта – 1,6 млрд тенге. К слову, он уже прошел экспертизу и получил положительное заключение.

Сейчас у ТОО «Транспортная компания Усть-Каменогорска» на балансе находятся 49 трамваев, из них на ходу – 28. Когда предприятие передавали в коммунальную собственность, их было 26, но из них были в рабочем состоянии считанные единицы, говорит Михаил Чайка.

«13 трамваев, купленных в Алматы, они пока числятся на балансе СПК «Ертыс», мы ими пользуемся по договору безвозмездного пользования. Ремонтируем их, но они не наша собственность пока. Я планирую их забрать», – говорит Михаил Чайка.

Ежесуточный пассажиропоток в трамваях Усть-Каменогорска до пандемии составлял 18 тыс. человек в сутки. Это удельный вес в 12% среди общего пассажиропотока города. При этом в Усть-Каменогорске 44 автобусных маршрута и всего три – трамвайных. В разгар ЧП, карантинных мероприятий пассажиропоток в трамваях упал на 30%, но на сегодня он восстановился до 13 тыс. 220 человек в сутки.

И вновь предстоит… приватизация?

Конечно, большим потрясением для общественности Усть-Каменогорска стало Постановление правительства РК от 29 декабря 2020 года № 908 «О некоторых вопросах приватизации на 2021-2025 годы», где в числе объектов, подлежащих передаче в частную собственность, значится ТОО «Транспортная компания Усть-Каменогорска». Это общественники считают уже издевательством.

Дело в том, что история нахождения в частной собственности трамвайного парка Усть-Каменогорска довольно-таки печальна. Трамвайный парк Усть-Каменогорска находился в частной собственности более 20 лет, до марта 2018 года, и его финансовое положение за это время стало очень незавидным.

В 90-е годы оно было приватизировано со всей социальной инфраструктурой, при этом ремонт и содержание путей не входили в зону ответственности новых владельцев предприятия, а оставались на государстве. Вскоре новые владельцы АО «Трамвайный парк Усть-Каменогорска» продали детсад, общежитие парка, внутри самого акционерного общества постоянно возникали скандалы, в результате чего несколько совладельцев оказались за решеткой. Но эти скандалы прорывались и наружу, будоража общественность. В трамвайном парке менялись акционеры, вытеснялись прежние владельцы, и те высказывали все свои претензии общественности. В конфликт были втянуты и акиматы, и правоохранительные органы. Деньги в развитие предприятия владельцы не вкладывали, и даже наоборот – территория парка постоянно уменьшалась, ее распродавали, и на этих земельных участках строились торговые комплексы. Финансовое положение предприятия было очень плачевным. В то время эксперты в качестве одной из причин называли наличие большого объема черного нала, неучтенных денег, которые владельцам парка попадали от перевозок пассажиров.

В марте 2018 года имущество теперь уже ТОО «Трамвайный парк Усть-Каменогорска» ушло с молотка, и победу на аукционе одержала социально-предпринимательская корпорация «Ертыс», учредителем которой является акимат ВКО. В то время в Усть-Каменогорске поднялся шум, что бэушные трамваи для парка, которые приобрела «Ертыс», якобы стоили неоправданно дорого. Кстати, в ТОО «Транспортная компания Усть-Каменогорска» уточняют, что СПК «Ертыс» купила трамваи в Алматы по 9 млн тенге за каждый, продав свою собственность – социальный рынок «Жардем». В то время, по словам Михаила Чайки, новые трамваи, которые покупало предприятие из Павлодара, оценивались в более 350 тыс. долларов, что значительно выше. Теперь на павлодарском предприятии висит кредит, и сейчас ему приходится нелегко.

В целом государству удалось вдохнуть в жизнь в растерзанное предприятие.

Поэтому общественники Усть-Каменогорска недоумевают – а зачем опять приватизировать парк, в который вложены большие средства государства?

«Транспорт, стратегические объекты – они должны быть в коммунальной собственности, – говорит общественница Елена Березинская-Абилова. – И нужно учитывать особенности региона. Если брать, к примеру, предпринимательство в Нур-Султане и Алматы, то там финансовый и стратегический менеджемент самого состояния предпринимательства несколько иной, нежели у нас. Состояние предпринимательства на сегодняшний день в Усть-Каменогорске – отсутствие риск-менеджмента, стратегического планирования. И никто из предпринимателей не знает, что с ними будет через пять лет. И поэтому такая ситуация складывается. А что касается трамвайного парка, то у нас уже есть горький опыт, который мы имели возможность наблюдать. Думаю, нет смысла наступать на одни и те же грабли».

Ольга Ушакова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!