На единственном в Восточном Казахстане угольном разрезе, принадлежащем АО "Каражыра", в 2018 году планируют увеличить добычу твердого топлива на 1 млн тонн и перераспределить его поставки потребителям с осени и зимы на весенне-летний период. Таким образом предполагается избежать негативных факторов отопительного сезона 2017/18: дефицита угля, огромных очередей в пик сезона, спекуляций. Помимо этого, железнодорожники, ТЭЦ, исполнительные власти требуют от предприятия повысить качество угля, не отклоняться от графика поставок.
Мало и некачественно
В прошлом отопительном периоде от АО "Каражыра" в адрес теплоэнергетических предприятий, начиная с августа и до декабря 2017 года наблюдались нарушения в сроках поставок, в марте-апреле 2018 года уголь со станций Дегелен и Ушкулын поступал так называемым сгущенным подходом, то есть, в короткий срок скапливалось большое число вагонов, кроме того, качество угля вызывало много нареканий у потребителей – теплоэнергетических предприятий, населения. На ТОО "ВЭУС", которое занимается реализацией бытового угля населению, несколько месяцев были огромные очереди автомашин. И если в ТОО "ВЭУС" цена за тонну угля была 8050 тенге, то до конечного потребителя она доходила на уровне 15-24 тысяч тенге за тонну. Вследствие повышенного содержания в техническом угле пустой породы, камней на ТЭЦ выходили из строя выгрузочные механизмы и техника. Эксплуатационный запас угля на теплоэнергетических предприятиях, начиная со второй декады декабря до конца отопительного сезона, даже в сильные морозы, был ниже нормативного. В филиале АО "КТЖ – Грузовые перевозки" – "Восточно-Казахстанское отделение грузовых перевозок", которое выгружало получаемый уголь с АО "Каражыра", по причине некондиционного твердого топлива не укладывались в технологические сроки оборота вагонов, затягивался простой вагона под одной грузовой операцией. Из-за этого железнодорожники Восточно-Казахстанского отделения грузовых перевозок первыми стали бить тревогу, обращаться за разрешением ситуации в акимат ВКО для выработки совместных решений с ТЭЦ, АО "Каражыра". По данным самих угольщиков, качество их продукции не всегда соблюдалось, из-за того что работать приходилось с колес вследствие повышенного спроса на нее. По словам коммерческого управляющего АО "Каражыра" Асета Сыдыкова, с октября 2017 года им пришлось работать за себя и "за того парня".
"Майкубинский угольный разрез внезапно в октябре прошлого года не поставил уголь. Майкуба объявила о своей несостоятельности, – сообщил г-н Сыдыков. – В декабре они объявили, что закрыли технику в боксы. Только Усть-Каменогорской ТЭЦ майкубинцы в III квартале 2017 года не поставили 170 тысяч тонн, а в I квартале – 120 тысяч тонн. Из этого объема мы им закрыли 275 тысяч тонн. "Каражыра" выполнила перевозки с плюсом на 500 тысяч тонн к уровню 2016 года, из-за Майкубы по востоку взяли дополнительный объем, ухудшив качество угля, что с акиматом было согласовано".
Все хотят "Каражыру"
По данным Асета Сыдыкова, за 2017 год только железнодорожным транспортом с разреза "Каражыра" перевезено 6,7 млн тонн угля. Автомобильным транспортом – свыше 400 тысяч тонн бытового угля. По итогам 2017 года, экспорт угля возрос на 462,3 тысячи тонн, или на 63,4% к уровню 2016 года.
"В Караганде действуют 36 угледобытчиков, в Павлодаре – восемь. Но в Усть-Каменогорске цена на бытовой уголь была 8050 тенге за тонну, в Семее – 7200, на разрезе "Каражыра" – 5806 тенге. А в Караганде и Павлодаре цена на добываемое у них твердое топливо достигала 11000-14000 тенге. Поэтому от нас к ним был большой поток. Помимо этих регионов, мы поставляли уголь в Россию, Алматы, а в ВКО был ажиотаж", – отмечает Асет Сыдыков.
Железнодорожники рассказали, что ТОО "ВЭУС", снабжающее население региона углем, реализует до 40% твердого топлива объектам малого и среднего бизнеса, у которых нет подъездных путей. Поэтому жителям ВКО угля не хватает, возникают огромные очереди, не исключен ценовой сговор среди тех, кто предоставляет услуги автотранспорта по развозке угля с ТОО "ВЭУС" до конечных потребителей. По мнению железнодорожников и представителей АО "Каражыра", необходимо вмешательство власти для разрешения этой ситуации.
Сдвиг по срокам
По словам Асета Сыдыкова, в этом году они приняли решение собрать заявки на поставки угля в весенне-летние месяцы. АО "Каражыра" планирует в мае-июле обеспечить твердым топливом Павлодарскую, Алматинскую, Карагандинскую области и приграничные районы Российской Федерации.
"И тогда нагрузки в октябре-ноябре на ВКО не будет. От того, что у нас уголь дешевый, не есть хорошо. Из других регионов все равно будут приезжать и забирать его", – высказался Асет Сыдыков.
По его данным, АО "Каражыра" в ВКО имеет семь контрактов с ТЭЦ, 22 контракта с малыми городами. Это Курчатов, Аягоз, Шемонаиха, Курчум, Катон и другие. Также есть грузополучатели, которые по статусу являются бюджетными: школы, больницы, библиотеки, а также воинские части, пограничная служба. На выездном совещании представителей Минэнерго РК на АО "Каражыра" в феврале было принято решение о переносе централизованных поставок для организаций пограничных служб, Минобороны, АО "НК "КТЖ" с октября-ноября на июнь-июль.
Как рассказал на недавнем совещании с заместителем акима ВКО Сериком Актановым директор Семейского отделения грузовых перевозок Марлен Кокрекбаев, который занимается погрузкой твердого топлива с АО "Каражыра", производственный план погрузки за первые пять месяцев этого года с разреза превысил 200 тысяч тонн. Предоставляемых железной дорогой вагонов достаточно для перевозки угля.
"Производственный план погрузки на июнь у АО "Каражыра" составит 280 тысяч тонн, а на июль планируют перевозку порядка 400 тысяч тонн. В сравнении в прошлым годом, перевозка угля идет с плюсом. До 1 августа будут запасы твердого топлива на ТЭЦ", – отметил г-н Кокрекбаев.
По данным АО "Каражыра", на развитие разреза до 2020 года выделены инвестиции в размере 40 млн долларов. В 2018 году объемы добычи угля, по информации г-на Сыдыкова, на АО "Каражыра" доведут до 8 млн тонн, а до 2020 года – до 10 млн тонн в год. Для обеспечения роста погрузки угля предприятие закупило два экскаватора с объемом ковша 10 и 23 кубических метра, четыре "БелАЗа" грузоподъемностью в 220 тонн. Предприятие увеличивает долю экспорта. Только за пять месяцев этого года достигнут его рост на 52,2 тысячи тонн. По словам Асета Сыдыкова, предприятию удалось решить вопрос качества продукции, улучшить его.
Один из важных вопросов связан с поставками бытового угля. В прошлом году для Семейского региона было отгружено 212 тысяч тонн, что на 20% больше первоначального плана. В этом году из-за возросших потребностей погрузка увеличится на 10 тысяч тонн. По Восточно-Казахстанскому отделению грузовых перевозок в 2017 году объемы выгрузки составили 404 тысячи тонн, что позволило выполнить план по бытовому углю на 116%. На этот год в адрес Восточно-Казахстанского отделения грузовых перевозок запланирована перевозка 510 тысяч тонн. Это на 89 тысяч тонн больше в сравнении с 2017-м. Сейчас угольщики призвали население ВКО покупать уголь не с сентября, как это было в предыдущие годы, а уже сейчас. Им даже это, как утверждают на АО "Каражыра", более выгодно.
"Уголь, который добываем и продаем летом, более высокого качества, – говорит Асет Сыдыков. – Его добыча ведется в дневное время, когда светло. Он сухой, выше нормативов ГОСТа, такой уголь оригинален. Такой только на экспорт отправлять. В осенне-зимнее время, когда день короткий, а ночь длинная, добыча производится при условиях искусственного освещения. Есть испарина, потому что уголь теплый, а на улице холодно, и испарина "тенит". Добытчик принимает за уголь вкрапления, примеси, и добытый уголь соответствует ГОСТу, но он не такой уникальный, еще он влажный. Уголь, добытый летом, более качественный и калорийный. Главное – хранить его правильно, под закрытым навесом, чтобы избегать попадания дождя, солнечных лучей, чтобы он не окислялся".
Ольга Ушакова, Усть-Каменогорск