В ЗКО из-за дефицита и дороговизны дизтоплива дорожные компании приостанавливают работу

2974

Из-за введения лимита на отпуск солярки по доступным ценам в регионе могут остановиться и авто-, и железнодорожные перевозки. Решение проблемы найдено, да вот только профильное ведомство не слышит ни бизнес, ни акимат ЗКО. 

В ЗКО из-за дефицита и дороговизны дизтоплива дорожные компании приостанавливают работу

Руководители предприятий в ЗКО бьют тревогу по поводу того, что есть угроза срыва сроков строительства дорог, может встать общественный транспорт в областном центре. Власти области успокаивают общественность тем, что в ЗКО есть запас дизтоплива на 8 дней, сообщает корреспондент inbusiness.kz.

На прошедшем заседании Регионального совета Комитета энергетики, транспорта и ЖКХ Палаты предпринимателей ЗКО по вопросу дефицита дизельного топлива, которое было организовано по инициативе самих бизнесменов, было отмечено, что в настоящее время в ЗКО, согласно постановлению правительства РК, установлена предельная цена на дизельное топливо – 260 тенге. При этом есть лимит на отпуск в одни руки – 100 литров на легковой транспорт и 300 литров – на грузовой транспорт. При покупке дизтоплива сверх лимита его стоимость уже составляет 450 тенге за литр. 

Между тем, как говорят бизнесмены, занятые в дорожном строительстве, в сфере пассажиро- и грузоперевозок, ежедневно автобусы перевозят в Уральске до 80 тысяч человек, и сейчас предприятия в подвешенном состоянии – в регионе есть нехватка дизельного топлива, на ряде АЗС его не продают. Предприниматели задаются вопросом: "Каким образом работать водителям автобусов?" 

Дорожные компании уже встали

Первый заместитель генерального директора ТОО Uniserv Динмухамед Сатбаев рассказал, что компания на данный момент имеет серьезные проблемы с покупкой дизельного топлива. В день вся дорожная техника предприятия потребляет до 35-40 тысяч литров дизельного топлива. Дважды в ТОО Uniserv сделали закуп у оптовых поставщиков ГСМ дизельного топлива по цене 450 тенге за литр, а потом были вынуждены приостановить свою работу, так как закуп такого большого объема дизтоплива по цене 450 тенге за литр абсолютно нерентабелен для предприятия. 
Но сейчас, как подчеркнул Динмухамед Сатбаев, они не могут приобрести в большом объеме дизтопливо даже по цене 450 тенге за литр – его нет на АЗС.

"Наши дорожные предприятия – ТОО Uniserv, ТОО "Темир жол жондеу" в настоящее время работают в отдаленных районах – строят дороги областного и республиканского значения за сотни километров от областного центра. Им наливом дизельное топливо не отпускают по предельной цене – 260 тенге за литр. На АЗС им предлагают цену – 450 тенге за литр. Каждый грейдер, каток и асфальтоукладчик на заправку он не могут гонять на АЗС, им нужно дизтопливо по доступной цене наливом, чтобы везти их бензовозами к месту строительства дорог, – объяснил сложившуюся ситуацию Турарбек Тлемисов.

Аналогичная ситуация, по его словам, возникла и у других компаний.

"Сегодня я разговаривал с руководителем ТОО "Темир жол жондеу" они строят дорогу в поселке Жанибек, закупили у компании "Бином" 23 тысячи литров дизельного топлива наливом по цене 450 тенге, в то время как на ГСМ по смете у них заложена цена – 150 тенге за литр. Во время строительства дорог миллионы тонн грузов перевозятся, и себестоимость строительства при повышении цен на ГСМ резко возрастет. У подрядчиков есть обязательства по ремонту дорог, они не хотят срывать графики сдачи своих объектов. Но вынуждены это делать, чтобы не уйти в убыток. Тем более, сейчас топлива нет в наличии, наливом его не отпускают", – говорит Тлемисов.

По его словам, сейчас от нехватки дизельного топлива также страдают речники – из-за отсутствия горючего ТОО "РечФлот"не могут пригнать свои теплоходы с дачных массивов.

Железнодорожные перевозки могут остановиться

В свою очередь представитель компании ТОО "KazJolTrans", железнодорожными грузоперевозками со станции Уральская, рассказывает, что ранее по договорам с ТОО "Бином" и "Нефтэк", заправщикам поставляли 5-6 тысяч литров дизельного топлива два раза в месяц. А теперь ситуация резко изменилась. 

"После того, как вышел приказ о лимитировании ГСМ, поставщики отказывают нам в поставке дизтоплива по цене 260 тенге за литр. Наши сотрудники нанимают бензовоз, сами ездят по заправкам, по 300 литров набирают ГСМ. В сутки наша потребность в топливе – 350-370 литров. Сейчас у нас сложилась дилемма: работать или нет. По цене 450 тенге за литр солярки заключать договора поставки не можем – по таким расценкам горючего мы будем работать себе в убыток – по ранее заключенным договорам на вагонные перевозки поднять тарифы до конца года нам нельзя. Поэтому приходится добывать дизтопливо по крохам ежедневно. Как работать дальше в таких условиях, не представляем", – вговорит региональный директор ТОО "KazJolTrans" Курмангазы Кажиденов. 

Аналогичная ситуация сложилась и у ТОО "ЖолДорТрансАктобе". По словам ее директора Болата Муфтеева, предприятие оказывает услуги железнодорожных перевозок компании КПО б.в. – разработчику Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения собственными тепловозами. В связи с введением лимита на отпуск дизтоплива им отказали в отгрузке ГСМ наливом. 

Другая точка зрения: запас дизтоплива есть, проверки начаты

Присутствующий на встрече заместитель акима области Темирхана Мендыгалиева в свою очередь пояснил бизнесменам, что под председательством первого заместителя премьер-министра Романа Скляра в областях созданы региональные группы реагирования для борьбы с имеющимся дефицитом нефтепродуктов. 

"На протяжении двух недель мы активно работаем совместно с представителями региональных служб Агентства финансового мониторинга, департамента экономических расследований, департаментом агентства по защите конкуренции, департаментом госдоходов и управлением энергетики по ЗКО, – сообщил Темирхан Мендыгалиев. – У нас были моменты, когда запасы дизельного топлива в области достигали объемов 1,5 тысячи тонн – на 3 дня работы всех видов транспорта. На сегодня у нас имеется достаточное количество дизельного топлива – это запас на 4 тысячи тонн, которого хватит на 8 дней. Тем не менее, все хозяйствующие субъекты, занимающиеся реализацией дизельного топлива, испытывают дефицит. Мы ставим для них задачу отпускать дизельное топливо, прежде всего коммунальным службам и пассажироперевозчикам". 

По словам представителя акимата, уже был прецедент спекуляций на рынке. 

"Две дорожных компании обратились к нам – с тем, что им выдают счета, по спекулятивным ценам. Это ТОО "Темир жол жондеу" и ТОО Uniserv. По этому сигналу, который мы от вас получили, будем разбираться", – заверил чиновник.

По словам руководителя департамента Агентства по защите и развитию конкуренции по ЗКО Салавата Вахитова всем розничным и оптовым реализаторам ГСМ по региону уже были высланы запросы о наличии объемов ГСМ и условиях их реализации, чтобы выяснить, имеет ли место быть нарушение закона.

В адрес департамента Агентства по защите и развитию конкуренции поступили жалобы в отношении двух реализаторов дизтоплива – ТОО VenOil и ТОО Нефтэк Operаting. По этим фактам начаты проверки.

"Хотел бы попросить наших предпринимателей, кто закупает дизельное топливо, в случае, если считаете, что есть нарушения в действиях поставщиков ГСМ, мы готовы расследовать эти факты", – заявил Салават Вахитов.

Представитель департамента госдоходов Руслан Бергенов сообщил, что налоговики вышли на проверку деятельности трех нефтебаз – оптовых реализаторов ГСМ по ЗКО – ТОО "Бином", "Нефтэк" и "БатысАрна", чтобы выяснить: какие остатки нефтепродуктов есть на нефтебазах, сколько реализовано, имеет ли место быть дефицит дизельного топалива у этих компаний.

Проблема глубже: лимитирование дизтоплива интересы казахстанского бизнеса не учитывает

Директор ИП "Бек Транс" Серик Сытдыков пояснил, что его компания занимается грузоперевозками, в том числе международными.

"У нас, грузоперевозчиков региона, складывается впечатление, что все эти ограничительные меры по оттоку топлива из Казахстана в соседние государства разрабатывались людьми, оторванными от реальности. В результате сейчас все сводится к тому, что бизнес призывают жаловаться на релизаторов ГСМ, и к ним принимать меры. Но проблема глубже. Я сторонник того, чтобы между субъектами рынка были адекватные отношения. Нет вины АЗС в том, что они отпускают дизтопливо сверх лимита по высокой цене – они действуют в рамках принятого закона. По факту ситуация сложилась алогичная. Что такое 300 литров на грузовой транспорт? Просто мелочь. К примеру, моя фура едет в Санкт-Петербург. Я трое суток перед рейсом должен ездить на заправку, чтобы взять по лимиту 900 литров и заполнить бак. Что сейчас творится на заправках? Приезжаешь на АЗС – показываешь документы, что ты гражданин Казахстана и хочешь заполнить 1000 литров по 260 тенге, но их не дают. Берите по 450 тенге з литр. Получается, что интересы казахстанского бизнеса не учтены в этом приказе. Выживайте, как хотите!" – говорит Серик Сытдыков. 

По его мнению такого рода запреты могут и до трагедии довести. 

"В Актобе уже есть прецеденты – водители фур дерутся с кассирами, потому что они взяли обязательства, которые нужно выполнить перед заказчиками. Но финансово они ограничены. При чем тут кассиры, они же тоже не виноваты. Мы живем в 21 веке, все грузоперевозчики Казахстана известны. Неужели нельзя создать базу казахстанских перевозчиков с лицензиями, и обеспечить их ГСМ по доступной цене, как это сделано уже с крестьянскими хозяйствами?" – эмоционально высказался Серик Сытдыков. 

По мнению предпринимателя, вся система ограничения отпуска дизтоплива проблему дефицита не решила, а только добавила лишних проблем бизнесу и вызвала агрессию в отношении правительства, госорганов".

Есть решение: Дайте сырье с Карачаганака – будет свое топливо в ЗКО

Член Регионального совета Дина Галиметденова поделилась мнением, что ситуация с дефицитом дизельного топлива могла бы разрешиться в ЗКО, если бы местный нефтеперерабатывающий завод АО "Конденсат" получал сырье с Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения и производил ГСМ для нужд региона.
Коммерческий директор АО "Конденсат" Андрей Баев сообщил, что буквально 5 сентября на совещании с участием вице-министра энергетики завод включили в график на сентябрь 2022 года с поставкой сырья объемом 40 тысяч тонн нефти с Атырауских месторождений. Но проблема в том, что плотность атырауской нефти не соответствует нормативам переработки.

"Нет ни одного завода в Казахстане, кто сумеет превратить нефть, которую нам предлагают с Атырауского терминала, в бензин и дизель. Эта нефть не подходит для переработки. Если бы нам предоставили сырье с Карачаганакского месторождения, которое подходит нам по нормативам, мы могли бы обеспечить ЗКО дизельным топливом полностью по цене 260 тенге за литр, – заявил Андрей Баев. 

Приближается зима и в северо-западном регионе возможна нехватка зимнего дизтоплива, так как казахстанские заводы его не производят. Мы закупаем его в России. 

"Наш завод имеет возможность производить зимнее дизельное топливо. Загрузка нашего завода позволила бы решить проблему с нехваткой дизельного топлива зимой", – говорит Баев.

Казалось бы, решение найдено, да вот проблема, которую признают и чиновники от региона. 

"Мы озвучивали вашу просьбу загрузить завод "Конденсат" карачаганакской нефтью перед министром энергетики Романом Скляром, вопрос с загрузкой завода сырьем поднимался на уровне правительства неоднократно. Но нас на уровне министерств не слышат", – ответил заместитель акима ЗКО Темирхан Мендыгалиев.

Светлана Макарова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться