В Большой Степи – законы джунглей?

2591

У Министерства сельского хозяйства закралось подозрение, что крестьяне злоупотребляют либеральностью властей

В Большой Степи – законы джунглей?

У Министерства сельского хозяйства закралось подозрение, что крестьяне злоупотребляют либеральностью властей при получении субсидий. Поэтому Минсельхоз меняет порядок их выплаты.

- Для того чтобы государство давало на отрасль больше денег, мы должны показать эффективность выделяемых средств. Субсидии же расслабляют наши предприятия, позволяют им плыть по течению. В некоторых из них производительность оставляет желать лучшего. В результате у нас не срабатывает закон рынка, который гласит: «Сильнейший должен выживать, слабейший – отходить в сторону и давать дорогу сильнейшим», – сказал министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков в одном из своих публичных выступлений.

По мнению Мамытбекова, к 2020 году успешные сельчане смогут увеличить доходы в пять раз, а потому помогать нужно сильнейшим, а не слабейшим. Новый порядок субсидирования будет запушен в 2017 году. Бюджет, формируемый отдельно в каждом регионе, будет зависеть от сформированного портфеля эффективных проектов.

Исполнительный секретарь Минсельхоза Арман Евниев считает, что субсидии должны зависеть не только от площади посевов и объема ежегодных сборов, но и от ряда других критериев. Те хлеборобы, которые при одинаковом размере надела добиваются большей результативности, применяют инновационные методы и выращивают востребованную рынком культуру, могут претендовать и на больший размер субсидий. В то же время, министерство не намерено затевать крутых реформ в сфере субсидирования растениеводства, приобретений удобрений и гербицидов.

Чтобы вовлечь крестьян в реальный мир бизнеса и дать рыночные ориентиры Минсельхоз намерен создать в регионах центры маркетинговой информации, где сельчан будут не только информировать, но и обучать. Будет также субсидироваться приобретение новой сельхозтехники на ретроспективной основе (выплата – после завершения проекта). Кроме того, будет поддерживаться внедрение новых технологий. При этом большую часть бюджетных денег направят на увеличение объема субсидирования процентной ставки при лизинговых операциях с финансовыми институтами.

По словам Евниева, внедрение новой системы поддержки сельчан будет всецело опираться на показатели эффективности хозяйств, и поэтому не исключено, что какая-то часть из них обанкротится…

Крестьяне консервативны по своей природе. И потому к реформам министерства относятся с недоверием, а то и с откровенным скепсисом.

- Сейчас мы работаем по такой схеме: подаешь заявку – собираешь засеянные гектары, фиксированная цена на дизтопливо. Если покупаешь гербициды казахстанского производителя, то субсидируется до 50 процентов затрат, а за импортные – только 30 процентов.  На сегодня хорошие субсидии остались на масличные культуры, – поделился с atameken.info один из костанайских фермеров.

Вопрос о применении инновационных методов, вызывает у сельчан усмешку.

- Если человек трудится нормально и получает урожай по старой технологии, значит, работа ведется правильно. А если кто-то якобы что-то внедряет, но его урожай ниже, значит, есть проблема. Надеюсь, при субсидировании будут смотреть на конечный результат, а не на навороченные технологии, – говорит руководитель крестьянского хозяйства.

А вот слова министра о том, что сельчан расхолаживает господдержка, крестьян возмущают. Директор ТОО «Ыстык жер» Серикжан Жакупов полагает, что в Астане не осведомлены об истинном положении дел на селе:

- Они говорят, что мы на субсидиях сидим, как на игле, и что от этого пора отвыкать, что мы пользуемся старой техникой. Но куда нам деваться? На какие барыши обычному фермеру сооружать новые площадки и теплицы? Какие инновационные проекты – о чем вообще речь?! Мы ежегодно под снегом оставляем огромное количество урожая, потому что вывезти его не можем, да и некуда – какие могут быть новинки? Сначала надо залатать старые дыры, создать базу для нас, а потом что-то требовать. Мы бы и сами рады избавиться от недобросовестных фермеров, но в большинстве своем таких нет. Нас просто хотят закрыть, чтобы оставить земли крупным хозяйствам.

Собираясь оказывать поддержку сильнейшим, Минсельхоз игнорирует тот факт, что крепкие хозяйства способны и сами, без помощи Астаны, справиться с кризисом. Проблема – в деньгах. Сельский бизнес испытывает жесточайший дефицит в тенговых кредитах, поскольку все финансовые институты под благовидным предлогом замораживают ликвидность наличности.

- Сейчас активно обсуждается тема субсидий сельхозпроизводителям, где грядут серьезные реформы. Но предприниматели-хлеборобы нам откровенно заявляют: нам важнее не размер субсидий, а дешевые оборотные средства, полученные в срок, чтобы мы могли весной отсеяться, – заявил председатель правления Национальной палаты предпринимателей Аблай Мырзахметов на недавнем заседании дискуссионного клуба «Атамекен».

Очевидно, что казахстанскому бизнесу, неважно сельский он или городской, нужны так называемые длинные и дешевые кредиты. Только в этом случае бизнес высвободится из-под опеки государственных управленцев и научится действовать самостоятельно.

 

Алексей Банцикин

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться