По расходам на привлечение туристов республика занимает 50-е место в мире, а вот по эффективности этих трат – на 125 месте, рассказала atameken.info президент Столичной ассоциации туризма Рысты Карабаева.
Обзор статданных по туризму за 2014 год подтверждает уже известное: из Казахстана выезжает больше туристов, нежели приезжает в страну. Так, за предыдущий год из республики было совершено 10,45 млн выездов, что почти в два раза больше показателя 2010 года (6 млн).
При этом 9,3 млн раз казахстанцы совершали поездки в страны СНГ. Самые востребованные направления – Россия (4,5 млн), Кыргызстан (3,5 млн) и Узбекистан (1,2 млн). Цели поездок, поясняет глава Столичной ассоциации туризма Рысты Карабаева, разные. Самая популярная формулировка – «по частным делам» – характеризует 8,4 млн поездок прошлого года, по служебным делам покидали пределы страны 1,7 млн раз, туристических же поездок насчитывается 287 526.
Излюбленным местом отдыха казахстанцев была и остается Турция, отмечает Рысты Карабаева, хотя поток наших туристов на турецкие пляжи заметно снизился. Так, в 2010-м в эту страну путешествовали 200 тысяч казахстанцев, в 2012 году – 420 тысяч, а в 2014 году – 350 тысяч человек. На втором месте по посещаемости – Китай. За 2014 год туда выезжало 336 тысяч казахстанцев. Третье направление – Объединенные Арабские Эмираты (112 тысяч человек). К слову, в 2010 году в ОАЭ выезжали 79 тысяч казахстанцев.
- Растет количество выезжающих в Грузию, – сообщила президент Столичной ассоциации туризма. – Если в 2010 году туда было совершено всего 2724 поездки, то в 2014-м количество выезжающих в эту страну возросло почти в 7 раз. Таких результатов грузины добились благодаря активной рекламе своей страны в Казахстане, а также наличию прямых перелетов из Алматы круглогодично и из Астаны в летнее время. Нельзя не отметить и увеличение выездов в Южную Корею в 3 раза – за 2014 год насчитывается почти 21 тысяча выездов. 120 тысяч человек выезжали в европейские страны.
По сравнению с растущим выездным туризмом, по словам Рысты Карабаевой, цифры въездного тризма особо не радуют. Так, в 2014 году иностранные граждане приезжали в нашу страну 6,3 млн раз. При этом 2,1 млн прибытий зафиксировано из Узбекистана, из Кыргызстана – 1,3 млн, 137 тысяч из Таджикистана и 1,7 млн из России.
- Смотря на такую статистику, понимаешь, что большинство въезжающих в страну едут, как гастарбайтеры. Ну и, конечно, большая доля гостевого туризма, когда ностальгирующие бывшие соотечественники едут проведать своих родственников и друзей. В целях отдыха и туризма в Казахстан приехали всего 56 тысяч человек, – констатирует глава туристской ассоциации. – Плюс гостевые и деловые туристы. Многие у нас считают: если человек приехал по служебным делам, то он не турист. Как же не турист, если он проживает в хороших и дорогих отелях, посещает рестораны, музеи и другие достопримечательности, оставляя в Казахстане деньги?
Согласно статданным, в 2014 году в казахстанских отелях было размещено всего 3,8 млн человек, из них 679 тысяч иностранцев-нерезидентов РК. При этом в пятизвездных отелях, которых по всему Казахстану насчитывается 20 единиц, обслуживалось 15% туристов, в отелях без категории – 45%.
Однако процент заполняемости мест размещения по Казахстану составил только 22%. Эта цифра, по словам Рысты Карабаевой, считается основным показателем развитости туризма. По ее словам, 60% – это показатель, к которому мы должны стремиться, развивая туризм.
- 60 процентов – это когда инвестиции и все наши затраты на развитие туризма оправданы, когда мы можем говорить об эффективности управления туризмом, – подчеркнула Карабаева. – Почему мы не дотягиваем? Кто-то говорит о плохом обслуживании в отелях. Но это не главная причина. На мой взгляд, проблема в отсутствии спроса – нет туристов. Казахстан – дорогая дестинация (место для посещения, – прим. ред.), по сравнению с соседями – Узбекистаном, Кыргызстаном. Третья причина – у нас стопроцентно государственное управление туризмом. Причем, госорганы, курирующие туризм, не консолидированы, работают сами по себе, со своими правилами, показывая неэффективность управления.
По словам президента Столичной ассоциации туризма, в отчете о конкурентоспособности предприятий в сфере путешествий за 2013 год из 140 стран Казахстан занимает 50-место по доле расходов на сектор путешествий и туризма в структуре государственного бюджета, а по эффективности маркетинговых мероприятий по привлечению туристов – 125 место. Для сравнения, Китай по расходам находится на 54 месте, а по эффективности – на 42-м. Австралия по расходам – на 59 месте, по эффективности – на 32 месте.
- Эти цифры показывают, что тратим мы на привлечение туристов достаточно средств, а эффективность – нулевая. Нам пора изменить ситуацию. Необходимо выстроить грамотную туристскую маркетинговую политику на государственном уровне, разработать уникальное туристское предложение, поднять стандарты качества обслуживания. Это все возможно только в случае, если будут налажены коммуникации между туристскими организациями и связь между курирующими туризм госорганами и бизнесом. То есть нам всем надо начать работать сообща, – считает Рысты Карабаева.
По ее мнению, в Казахстане есть все для развития туризма. К примеру, в Алматы и Астане развит бизнес-туризм, в Южном Казахстане есть памятники Шелкового пути. Развитию туристической сферы будет способствовать и проведение всемирной выставки ЕХРО в 2017 году.
- Для Казахстана сейчас открываются новые перспективы. Есть возможности по развитию пляжного туризма на озерах Алаколь, Балхаш, Шалкар. Только в Северном Казахстане имеются более трех тысяч озер. Почему бы не привлекать туда туристов? Если навести там порядок, научить местное население строить бизнес и переманить всех казахстанцев, которые ездят на Иссык-Куль, можно развить внутренний туризм. То есть не обязательно сразу делать ставку на привлечение иностранных туристов в страну, надо начать со своего населения – привлечь их, тем самым, мы будем оставлять деньги в своей стране, а не вывозить за рубеж. У нас все есть для этого, просто мы пока не научились работать, – заключает Рысты Карабаева.
Арина Ризван