Это произойдет в случае увеличения тарифов АО «Казаэронавигация» с 1 января 2016 года.
С соответствующей заявкой компания уже обратилась в Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкуренции. Накануне в ведомстве прошли публичные слушания по данному вопросу.
Как отметил на слушаниях заместитель генерального директора «Казаэронавигация» Марат Дауталиев, тариф предприятия за аэронавигационное обслуживание по внутренним авиарейсам не менялись в течение 17 лет. В настоящее время данный тариф составляет около 2 тыс. тенге на 100 км. Сегодня это одна из самых низких пошлин в СНГ.
- За последние два года предприятие получило убыток по регулируемой деятельности в размере 2,7 млрд тенге. По прогнозным данным текущего года, убыток ожидается в размере 2,6 млрд тенге. Такая ситуация сложилась вследствие утвержденных тарифов ниже стоимости затрат по предоставлению регулируемых услуг и не учитывающих возможность получения прибыли, - посетовал Марат Дауталиев.
В законе «О субъектах естественных монополий» прописано, что тарифы должны быть не ниже стоимости затрат, необходимых для предоставления регулируемых услуг, и учитывать возможность получения прибыли, обеспечивающей эффективность субъектов естественных монополий.
- Учитывая требования законодательства, наше предприятие направило в адрес комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции заявку на утверждение предельного уровня тарифов на регулируемые услуги на период с 2016 по 2020 год с введением в действие с 1 января 2016 года, - сообщил представитель «Казаэронавигации».
На вырученные за счет повышения тарифов средства предприятие намерено реализовать инвестиционную программу, в рамках которой планирует приобрести необходимое оборудование, а также инструментальную систему посадки. Также будут проводиться работы по строительству новых зданий в тех филиалах, где старое находится в неудовлетворительном состоянии.
Между тем, авиакомпании опасаются, что повышение тарифов «Казаэронавигации» и последующее повышение стоимости билетов негативно скажется на уровне внутреннего пассажиропотока.
Замгендиректора «Казаэронавигации» поспешил успокоить перевозчиков, напомнив, что в структуре стоимости авиабилета по внутренним полетам доля расходов на аэронавигационное обслуживание воздушных судов составляет всего 1-2%.
- То есть увеличение тарифов на регулируемые услуги аэронавигации не является экономическим мультипликатором. В процентном соотношении стоимость услуг для авиаперевозчиков повысится на 44%. Авиабилеты могут подорожать максимум на 800 тенге, - сообщил представитель «Казаэронавигации».
При этом господин Дауталиев подчеркнул, что авиакомпании могут изыскать внутренние резервы для того, чтобы сохранить стоимость билетов на прежнем уровне.
Его поддержала и зампредседателя комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Алия Джумабаева.
- Мы примерно прикидывали: для «Эйр Астаны» максимальное повышение тарифов на билеты на внутренние авиарейсы составляет около 800 тенге. Это максимально. В среднем, примерно 300-400 тенге», - сказала Джумабаева.
Решение о том, будут ли повышены тарифы «Казаэронавигации», в антимонопольном органе примут в ноябре.
Адель Нуреева