Такого развития ситуации после принятия самостоятельного закона о службе пробации не исключает заместитель председателя Комитета уголовно-исполнительной системы (КУИС) МВД Мейрам Аюбаев.
Портал atameken.info взял эксклюзивный комментарий у генерал-майора после завершения экспертной встречи по вопросам развития службы пробации в Казахстане.
После вступления в силу 1 января 2015 года нового Уголовно-исполнительного кодекса уголовные инспекции по всей стране были преобразованы в службы пробации (сама служба была внедрена в 2012 году). В настоящее время применяются два вида пробации: условно-приговорная – к условно осужденным к ограничению свободы, а также постпенитенциарная, которая применяется к досрочно освобожденным и к лицам, состоящим под административным надзором органов внутренних дел.
В настоящее время в данных службах, относящихся к системе КУИС МВД, работает 1342 сотрудника. По нормативам, в среднем на одного офицера службы пробации в городе приходится 50 подучетных в год, в сельской местности – 40.
- К имеющимся видам пробации мы предполагаем добавить досудебную и пенитенциарную. Впервые в СНГ все четыре модели внедрили в Молдове (кстати, здесь подучетных называют клиентами, – прим. авт.), и эффективность такого подхода не заставила себя ждать. Впрочем, об эффективности данного альтернативного метода наказания мы можем судить уже по нашей статистике: если за 9 месяцев прошлого года на учете службы пробации состояло 34 656 человек, то за этот же период текущего года – 41 093. То есть число осужденных в закрытых учреждениях уменьшилось на 6 тысяч и на столько же увеличилось в службах пробации. Это как сообщающиеся сосуды. И если в прошлом году повторно совершили преступления 463 состоящих на учете службы, то в этом году – 263. Минус 200 преступлений, за каждым из которых стоит жизнь и права законопослушных людей, – отметил Мейрам Аюбаев.
Добавим, что в 2014-м в розыске числилось 111 подучетных, а в текущем – 70.Также в прошлом году социальную и правовую помощь получили 7182 подопечных службы пробации, в этом – почти 16 тысяч.
Меньше беглецов и меньше сидельцев стало благодаря комплексу мер, направленных на гуманизацию законодательства и более широкое применение альтернативных методов наказания. По информации замглавы КУИС, к 2019 году ожидается и принятие отдельного – самостоятельного закона о службе пробации. В связи с чем мы поинтересовались у генерал-майора, означает ли это возможное создание в стране самостоятельной структуры по исполнению наказаний.
- Когда законопроект о службе пробации будет рассматриваться, на исходе будет ставиться вопрос подучетности. Поэтому сейчас вопрос о том, появится ли в Казахстане ведомство по исполнению наказаний, преждевременный. В рамках принятия закона он решится. Но я не исключаю такой возможности, – заявил Мейрам Аюбаев.
Отметим, что ранее о необходимости появления в стране Агентства по исполнению наказаний заявляла экс-региональный директор представительства Международной тюремной реформы (PRI) в Центральной Азии Сауле Мектепбаева. Причем подчиняться такая служба, по замыслу инициаторов идеи, должна напрямую президенту.
Сам вопрос создания подобной структуры госпожа Мектепбаева связывала с необходимостью кардинальных перемен в структуре пенитенциарной системы.
- Мы должны подчеркнуть внимание к вопросу преодоления тюремного наследия на политическом уровне. Таким шагом могло бы стать создание самостоятельного госоргана по исполнению наказаний. Агентство, предположим, имеет самостоятельный бюджет, собственную политику. Решения принимаются самостоятельно, следовательно, и уровень ответственности выше. Агентство может сделать акцент на ресоциализации, социальной работе с осужденными, а не просто контроле за отбытием наказания, – отмечала глава представительства PRI.
Между тем, эксперты критически оценивают подобное предложение. Так, секретарь комитета по законодательству и судебно-правовой реформе мажилиса Светлана Бычкова полагает: высокий КПД может быть и в действующем КУИС, в его нынешнем виде.
- Здесь принципиально важно, как работают соответствующие службы. Можно и на уровне отдельного министерства по исполнению наказаний не в полной мере реализовывать свои возможности, – считает депутат.
Директор Юридического института Национального исследовательского Томского госуниверситета, профессор Владимир Уткин категорически против выделения уголовно-исполнительной системы в самостоятельную структуру.
- Предложения вывести из министерства то или иное ведомство во многом связаны со стремлением обеспечить самостоятельность бюджета. А вообще эта идея политически абсолютно некорректна и, по сути, означает создать в государстве министерство наказания. Даже при Берии и Сталине не было министерства наказания. ГУЛАГ подчинялся НКВД, МВД. А в наших демократических условиях создавать такое спецведомство, агентство, департамент – как угодно назовите… Это как у Оруэлла – министерство правды. Представьте: будут министерства культуры, здравоохранения и …наказания, – говорит российский эксперт.
Кстати, попытки создать самостоятельное ведомство по исполнению наказаний время от времени предпринимаются в самой России и в Украине. А в Кыргызстане таковое уже имеется и именуется государственной службой исполнения наказаний.
Между тем, наш портал поинтересовался у руководства КУИС судьбой электронных браслетов, предназначенных для подопечных пробационной службы. Напомним, ранее глава МВД говорил о том, что для внедрения электронного слежения потребуется 7 млрд тенге. Калмуханбет Касымов называл и конкретные даты реализации проекта: 2017 год – для внедрения системы и 2018-й – для наступления эры «браслеточников».
Как сообщил нам Мейрам Аюбаев, сейчас идет процесс защиты бюджетной заявки на закуп браслетов, а уже с 5 декабря в Астане стартует трехмесячный пилотный проект по внедрению электронных «оков».
- Сейчас изучаются фирмы, которые предлагают соответствующую продукцию. Юридическое поле для внедрения браслетов подготовлено еще в 2012 году в УИК, – напомнил нам зампред КУИС, затруднившись назвать цену вопроса.
А вот вопрос со строительством частных цугундеров в стране, похоже, уже решен. Вернее, колоний, построенных по формату государственно-частного партнерства.
- В настоящее время идет активный отбор кандидатов, которые будут участвовать в строительстве колоний. Типовые проекты готовы по шести климатическим зонам страны, в Южно-Казахстанской области акимат уже выделил землю. 30 процентов подготовительных работ, думаю, уже осуществляются. Вообще мы планируем построить новые колонии везде, но основной разговор ведется по ЮКО. Нам нужны новые колонии, вместо 47 нынешних, работающих еще с 30-40 годов. В новых колониях будут все виды режима: и следственный изолятор, и колония, и колония-поселение, – рассказал нам о будущих острогах, соответствующих международным стандартам, представитель КУИС.
Ну и напоследок – цифры по тюремному населению страны. По данным господина Аюбаева, общая численность данной категории составляет 40 896 человек (снижение по сравнению с прошлым годом на 6 тысяч). Из них в колониях отбывают срок 35 124 осужденных, в следственных изоляторах находится 5772 человека. На 100 тысяч казахстанцев приходится 275 заключенных. Неплохие показатели, учитывая, что сразу после приобретения независимости и до 1996 года мы находились в тройке лидеров по количеству сидельцев на душу населения после США и России.
На одного заключенного из бюджета в этом году предусмотрено 750 тысяч тенге.
Адель Нуреева