В Казахстане парализован рынок детского питания

844

«Комитет по защите прав потребителей при регистрации продукции демонстрирует некомпетентность», – заявил президент Казахской академии питания, академик Торегельды Шарманов

В Казахстане парализован рынок детского питания

«Комитет по защите прав потребителей при регистрации продукции демонстрирует некомпетентность», – заявил президент Казахской академии питания, академик Торегельды Шарманов.

Парализован рынок детского питания, БАДов, пищевой продукции для спортсменов, беременных и кормящих женщин, утверждает Шарманов. В декабре 2014 года функции государственной регистрации и перерегистрации этой продукции были переданы из Министерства здравоохранения в Комитет по защите прав потребителей Министерства национальной экономики РК, и с этого периода выдача свидетельств практически остановилась.

- Компании стали получать отказы в регистрации. Абсурдность этих отказов повергает казахстанских импортеров в шок. Существует определенный стандарт, по которому готовятся документы. Он десятилетиями функционировал, и все было нормально. Однако теперь вполне конкретные пункты стандарта работники комитета стали домысливать, и давать заявителям отказ. Во-первых, отказ приходит только через месяц, а это слишком долго. Во-вторых, отказ приходит сначала по одному пункту, потом через месяц – по другому, еще через месяц – по третьему и так далее. А сразу все свои замечания нельзя высказать? Работа встала полностью, – сердится глава Казахской академии питания.

Галина Земскова, председатель Ассоциации БАД в РК, также прокомментировала ситуацию:

- Даже те, кто вносит абсурдные исправления по требованию комитета, все равно получают новые отказы. Так, комитет требует предоставлять все документы по продукции. Это в принципе невозможно, потому что любой производитель оформляет только один утвержденный для его страны документ и высылает импортеру. Качество продукции подтверждается различными документами: сертификатом качества, паспортом безопасности (качества), сертификатом анализа, удостоверением о качестве. В стандарте четко написано, что заявитель должен предоставить только один документ из общего перечня – тот, который ему дал производитель. Все эти документы он не может дать! Так как же можно требовать такое?

Общественники недовольны еще и тем, что в последние три месяца поменялись три состава сотрудников комитета. Получается, что документы от заявителя попадают к одному сотруднику, он предъявляет свои замечания, заявитель их устраняет. Через 2-3 недели выясняется, что документы рассматривает уже другой сотрудник, который предъявляет уже другие претензии. На многочисленные почему ответ, как правило, следующий: «Никто ничего не знает, предыдущие сотрудники в отпуске, уволились или заболели».

 - Кто эти сотрудники, какую научную степень они имеют, чтобы делать замечания по научным отчетам и экспертным заключениям, выданным профессорами и докторами наук? – качает головой Галина Земскова. – Мы не понимаем, что это. То ли абсолютная некомпетентность комитета, то ли спланированная акция массовых отказов под абсурдными предлогами, чтобы все предприниматели перенесли регистрацию и, соответственно, оплату за услуги из Казахской академии питания в структуру СЭС, перешедшей из подчинения Минздрава в подчинение комитета? В итоге казахстанские производители уже начали останавливать производство и сокращать рабочие места, а импортеры – останавливать импорт продукции в Казахстан. Часть предпринимателей, не выдержав такого давления, переносят регистрацию и оплату за нее в Россию, где тот же стандарт читается так, как он написан и никак иначе. Может, казахстанскому бюджету не нужны деньги?

Любопытно, что в момент замораживания регистрации комитетом, появилась новая компания, которая предлагает услуги регистрации (2500 долларов за одну позицию) в течение двух недель по представленным копиям документов, никаких оригиналов и нотариально заверенных документов не требуется. Галина Земскова предложила открыть государственный реестр и удостовериться в том, что ряд компаний уже получили такие удостоверения.

 - Интересно, насколько они законны? Почему пакет документов, подготовленный Казахской академией питания, месяцами не может пройти регистрацию, а документы, подготовленные неизвестной посреднической компанией, проходят ее успешно? – задается она вопросом.

Сара Дюсекова, генеральный директор представительства фармкомпании «Риа Панда» в Казахстане, также высказала свою точку зрения:

- С марта этого года невозможно работать. Специалисты просто неграмотные! Если экспертные заключения по нашей продукции, подписанные профессорами, – не документы, то что тогда вообще можно считать документами? Мы платили в среднем 120 миллионов тенге в год налоговых отчислений. А сейчас налоговая стала интересоваться, почему стали меньше платить. Так товар ни зарегистрировать, ни ввезти невозможно, значит, и продавать нечего. Откуда возьмутся налоги?

Торегельды Шарманов добавил, что детское питание и продукты для спортсменов в Казахстане не производят, и если не регистрировать импортные товары, рынок обеднеет.

 - Тогда страну захлестнет волна контрафактной продукции. Понятно, как это отразится на здоровье населения. Мы намерены бороться за свои права. Обратимся в Генеральную прокуратуру в порядке надзора. Если и Генпрокуратура не отреагирует должным образом, тогда нужно будет разбираться уже в судебном порядке, – заключил академик.

 

Вера Ляховская

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться