Напомним, в отчёте ВЭФ о глобальной конкурентоспособности на 2015 – 2016 годы Казахстан занял 42 место среди 140 стран мира, оказавшись между Польшей и Италией, и оставив позади соседнюю Россию, Грузию и Украину.
Некоторых экс-депутатов не воодушевили такие результаты. И перед тем как сложить свои полномочия парламентарии обратились к Премьер-министру с депутатским запросом, в котором просили проинформировать их о том, какие меры принимаются для улучшения позиции Казахстана в столь значимом рейтинге. Ведь Глобальный индекс конкурентоспособности оценивает не только способность стран обеспечить высокий уровень благосостояния своих граждан, но и показывает, насколько эффективно страна использует те ресурсы, которыми располагает.
Несмотря на столь высокую оценку ГИК, экс-депутаты отметили: проблем ещё хватает. Казахстан отстаёт по таким важным критериям, как коррупция, создающая серьёзные барьеры для ведения бизнеса (64 место в индексе), недостаточный доступ к финансированию (63 место), высокие налоговые ставки (31 место), растущая инфляция (115 место). Слабыми являются и такие индикаторы, как здравоохранение и начальное образование (93 место), развитие финансового рынка (91 место), конкурентоспособность компаний (79 место) и инновации (72 место).
Кроме того, согласно ГИК, в Казахстане отмечаются ухудшения по таким показателям, как повышение квалификации персонала (76 место против 62 в 2014 году), обременительность аграрной политики (70 место против 57 в 2014 году), доступность венчурного капитала (59 место против 47 в 2014 году).
Запрос экс-депутатов не остался без ответа. И спустя месяц в Правительстве сообщили, что в 2016 году намерены работать на улучшение позиции страны в рейтинге, и подтянуться по многим проблемным вопросам.
К примеру, по улучшению индикатора "Неформальные платежи и взятки" с 2015 года в Казахстане ведётся работа по предупреждению коррупции, а точнее проводится анализ коррупционных рисков в деятельности госорганов, в том числе в сферах импорта и экспорта, общественной инфраструктуры, налогообложения, получения госзаказов и лицензий. Такому анализу уже подверглись министерства по инвестициям и развитию, здравоохранения и социального развития, сельского хозяйства, культуры и спорта, образования и науки, финансов, национальной экономики. Как отметили в Правительстве, в ходе анализа выявлены системные коррупционные риски, характерные для большинства госорганов: наличие дискреционных сроков, несоответствие процесса фактического оказания госуслуги утверждённому стандарту и регламенту, отсутствие правового регулирования отдельных этапов оказания услуг и другие.
"По результатам анализа выработаны рекомендации по устранению выявленных коррупционных рисков", - уточняется в ответе Правительства экс-депутатам.
Кроме этого, в 2015 году принят Закон "О противодействии коррупции". Теперь в перечень субъектов противодействия коррупции, помимо уполномоченного органа, включены субъекты квазигосударственного сектора, а также общественные объединения.
По "Доступности финансовых услуг", как следует из ответа, совместно с банками второго уровня создана база данных ставок и тарифов по кредитам и депозитам, а также разработана и реализуется национальная программа по повышению финансовой грамотности населения.
По улучшению индикатора "Среднегодовой темп инфляции" в Правительстве сослались на обещания Национального банка к 2020 году достичь целевого уровня инфляции в 3-4%. Отметим, по итогам 2015 года уровень инфляции в Казахстане составил 13,6 процентов.
Для улучшения позиций по индикатору "Развитость финансового рынка" упрощена структура официального списка фондовой биржи путём её разделения на основную и альтернативную площадки по акциям и долговым ценным бумагам, усилена роль фондовой биржи как саморегулируемой организации, введена возможность допуска в официальный список фондовой биржи по упрощённой процедуре ценных бумаг международных финансовых организаций и государственных ценных бумаг, упрощены требования в отношении акций, которые могут быть приобретены банками, а также упрощены требования к аудиторским организациям, проводящим аудит листинговых компаний.
По улучшению индикатора "Конкурентоспособность компаний" в целях защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства, снижения административных барьеров, внедрения прозрачности национального бизнеса, усиления общественного контроля и формирования антикоррупционной культуры в сфере бизнеса между АДГС и НПП было заключено соглашение о сотрудничестве.
По индикатору "Обременительность аграрной политики" в Правительстве соглашаются, позиция ухудшилась, составив в 2014 году 57 место, а в 2015 70 место. Резкое снижение, по их мнению, следствие увеличения господддержки субъектов АПК. Так, в 2015 году объём господдержки АПК составил 174,8 млрд тенге, что почти в два раза больше по сравнению с 2013 годом (88,4 млрд тенге), и на 20 процентов больше по сравнению с 2014 годом (146,6 млрд тенге).
В Правительстве отмечают, что позиция Казахстана по этому индикатору будет и дальше снижаться, так как объёмы господдержки сельского хозяйства будут только расти, и выравниваться до уровня стран ЕАЭС. Согласно расчётов, объём господдержки сельского хозяйства в Казахстане составляет порядка 4 процента к объёму ВВП сельского хозяйства, тогда как в России этот индикатор равен 6 процентам, а в Белоруссии – 7,4 процента.
В Правительстве отмечают, что намерены ежегодно увеличивать и объёмы финансирования исследований, а также развивать аграрное образование и инфраструктуру.
Улучшение позиции, как оказалось ожидается и по такому индикатору, как "Доступность венчурного капитала". Так, в рамках работы с ОЭСР уже получен обзор венчурного рынка Казахстана, который планируется учесть при законотворческой деятельности. Кроме этого, ввиду отсутствия в Казахстане компетентных специалистов в этой области планируется привлечь ведущих международных экспертов и компании в целях выработки соответствующих рекомендаций и проведения консультаций.
Справка: Отчёт о глобальной конкурентоспособности является ежегодным докладом Всемирного экономического форума. Первый доклад был выпущен в 1979 году. С 2004 года Отчёт о глобальной конкурентоспособности ранжирует страны на основе "Глобального индекса конкурентоспособности". Страны оцениваются по 114 индикаторам.
Алина Альбекова