Переговоры контактной группы по сирийскому урегулированию шли более семи часов
Более чем семичасовые переговоры 19 представителей стран и организаций в венском отеле «Империал» подошли к концу. Но глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров неслучайно закончил совместную пресс-конференцию со своим американским коллегой Джоном Керри и спецпредставителем ООН Стефаном де Мистурой словами «Wewillbeback», процитировав Арнольда Шварцнегера в фильме «Терминатор». В ближайшие две недели, более точную дату политики назвать не смогли, контактная группа по сирийскому урегулированию соберется вновь.
По итогам этих переговоров, главы МИД США, РФ, Саудовской Аравии, ОАЭ, Катара, Египта, Ливана, Турции, Иордании, Германии, Франции, Италии, Великобритании, Ирака и Ирана, а также замглавы МИД КНР, спецпосланник ООН по Сирии, представитель Лиги арабских государств и верховный представитель ЕС по внешним делам Федерика Могерини приняли совместный документ, в котором значатся 9 согласованных пунктов, с которыми согласны все участники переговоров.
При этом, Керри заявил, что все стороны в течение периода до следующего раунда переговоров, будут прорабатывать возможности для соглашений по более широкому кругу вопросов, которых осталось немало. И самым главным из них по-прежнему остается судьба сирийского лидера Башара Асада.
Сторонами согласованы следующие пункты:
- Единство Сирии, ее независимость, территориальная целостность и светский характер – фундаментальны;
- Государственные институты Сирии остаются неизменными;
- Права всех сирийцев независимо от этнической принадлежности и вероисповедания должны быть защищены;
- Важно объединить все дипломатические силы, чтобы прекратить войну;
- Гуманитарный доступ должен быть обеспечен на всей территории Сирии, и участники должны увеличить поддержку для перемещенных лиц в самой Сирии и беженцев в принимающей стране;
- ИГИЛ и другие террористические группировки подлежат уничтожению;
- В рамках политического процесса представителям правительства и оппозиции Сирии предстоит под эгидой ООН договориться о заслуживающем доверия, инклюзивном управлении, включающем представителей всех религиозных групп. За этим должны последовать принятие новой конституции и свободные выборы под наблюдением ООН, в которых будут принимать участие все сирийцы, в том числе живущие за рубежом;
- Политический процесс в Сирии должны направлять сами сирийцы, и сирийский народ решит судьбу Сирии;
- Строны вместе с ООН изучат возможности достижения и реализации общесирийского перемирия параллельно с возобновлением политического процесса.
Де Мистура с оптимизмом выступил стороной-примирителем разногласий между двумя главенствующими державами в данном вопросе – России и США, Как связующее звено между во многом несогласными Москвой и Вашингтоном, де Мистура отметил, что прогресс, достигнутый на этих переговорах налицо. Ведь за столом переговоров оказались стороны с принципиально разными взглядами на урегулирование в Сирии и судьбу Асада. Однако, « они говорили друг с другом», и договорились продолжить встречи в том же формате.
- Еще несколько недель назад мы не могли представить себе, что Россия, США, Саудовская Аравия, Иран и многие другие участники сядут за стол переговоров. Мы сегодня встречались в течение семи часов, и никто не вышел, никто не был не согласен по основным вопросам, - заявил де Мистура. - Мы сблизили свои позиции и будем стремиться к заключению перемирия. Политический процесс поддержан всеми сторонами. Все это идет к новой конституции, проведению выборов в соответствии с международными критериями.
На спецпредставителя ООН по Сирии и его команду возложили большую ответственность - участники встречи в Вене обратились к ООН с просьбой собрать представителей правительства и оппозиции для начала политического процесса.
Российский министр отметил, что это одна из важнейших достигнутых в Вене договоренностей. ООН также займется формированием делегации сирийской оппозиции. Ведь сейчас, по словам Лаврова, единой оппозиции не наблюдается.
Ну и, пожалуй, самое главное, о чем смогли договориться в Вене – это возможное прекращение огня в Сирии в течение последующих 4-6 месяцев. При этом под этот пункт не подпадают террористические организации.