Обесценившиеся после Медного бунта российские копейки использовались в присырдарьинских казахстанских городах, считают археологи.
Копейки, обесценившиеся в результате неудачных денежных реформ русского царя Алексея Михайловича Тишайшего, проникали в присырдарьинские казахстанские города и использовались здесь в качестве денежных знаков. Так считают археологи, обнаружившие в Сауране 25-килограммовый клад медных монет. Сотрудники Туркестанской археологической экспедиции Института археологии имени Маргулана нашли его на городище Сауран под занавес нынешнего полевого сезона.
На сегодня это самый большой из кладов, обнаруженных на территории южноказахстанских городов периода казахского ханства.
Но, кроме того, находка значима тем, что она выявляет некоторые важные особенности монетно-денежной системы присырдарьинских городов во второй половине XVII века и их торгово-экономических отношений с другими странами.
Наряду с монетами собственной чеканки в этот период в Сауране пользовались копейками второго русского царя из династии Романовых – Алексея Михайловича (1645-1676 гг.), что свидетельствует о тесных экономических связях с Россией.
Подробнее о находке и ее предварительной оценке в эксклюзивном интервью Atameken.info рассказал начальник Туркестанской археологической экспедиции, главный научный сотрудник Института археологии имени Маргулана Ербулат Смагулов.
Ербулат Акижанович, как был обнаружен этот клад? Существует распространенное мнение, что клады обычно находят случайно.
- Да, чаще всего так, наверное, и бывает. Но в данном случае… Впрочем, судите сами. Археологи Туркестанской археологической экспедиции Института археологии имени Маргулана (Алматы) регулярно проводят мониторинг памятников археологии в Туркестанском оазисе (районе) Южно-Казахстанской области. И при этом каждый раз обнаруживаются следы деятельности «черных» искателей.
По мере того, как в специализированных магазинах расширяется ассортимент бытовых металлоискателей и они становятся все доступнее по цене и привлекательнее по качеству, расширяется круг людей, для которых увлечение поиском археологических артефактов становится промыслом. Ведь порой находка средневекового или древнего редкого металлического изделия может окупить все затраты на поиск – сам «металюшник», бензин, пропитание и прочее. Поэтому все чаще на поверхности городищ и поселений, всевозможных «тобе» мы видим небольшие «закапушки», которые свидетельствуют о том, что здесь из культурного слоя городища был изъят некий металлический объект – монета или какое-то бытовое изделие (кувшин, чернильница, подставка под светильник). Изъятые из историко-культурного контекста, иначе – из культурного слоя городища, эти изделия во многом теряют свою историческую ценность. Но если это незаурядные декоративные изделия, то сохраняется их материальная ценность, когда они появляются на прилавках антикварных лавок и в частных коллекциях. Чаще они оказываются далеко за пределами нашей страны и при этом теряют адрес своего происхождения, скрываясь порой за общим определением – «Средняя Азия».
Принимаются ли какие-то государственные меры в борьбе с этим явлением –«черными археологами» или «копателями»?
– Я что-то не слышал о таких мерах. Но упреждая такие явления, мы взяли за правило сканировать металлоискателем поверхность исследуемых нами городищ. И при этом появляются весьма интересные находки, которые в иной ситуации вполне могли бы «уйти» на черный рынок и пропасть для науки. Так случилось и в этом сезоне, когда лаборант, сканировавший в свободное от раскопа время поверхность городища Сауран, обнаружил большой медный клад монет. После изъятия, предварительной очистки и взвешивания общий вес меди оказался около 25 кг. Столь внушительные монетные клады этого времени на Сауране, да и на других городищах Южного Казахстана, пока не известны. Вот и судите – случайно или закономерно был найден этот клад?!
К какому времени относится столь внушительная находка?
– Предварительное время захоронения (сокрытия) клада определить было несложно. Клад нашли почти на самой поверхности культурного слоя. Известно, что последний период, когда Сауран существовал как крупное поселение, это XVII век. В первой половине XVIII века, согласно данным письменных источников, да и археологическим наблюдениям, Сауран деградирует до незначительного аула. То есть наиболее вероятной датой клада оказывался именно XVII век. Это подтвердил и предварительный анализ собрания медных монет клада. А в нем мы видим три основные группы: преимущественно мелкие округлые монетки с непонятными значками (вероятнее всего, местный сауранский чекан), просто нарезанная медная проволока, и, что весьма показательно, масса медных копеек русского царя Алексея Михайловича, выпускавшихся в России в 1655-1663 годах.
По представлениям, сформировавшимся в науке наших дней, такой состав клада свидетельствует об упадке товарно-денежных отношений, наблюдавшемся во второй половине XVII века и до середины XVIII века в связи с застоем в экономике не только в южноказахстанском регионе, но и во всей Средней Азии. В этом контексте интересно присутствие в значительном количестве медных копеек, выпускавшихся в России в рамках денежной реформы царя Алексея Михайловича Тишайшего. Как известно, когда избыточная эмиссия медных копеек, которые чеканились на пяти монетных дворах привела к их обесцениванию, эти реформы закончились знаменитыми Медными бунтами. В свою очередь это вызвало расстройство денежного обращения, дороговизну и голод. Крестьяне отказывались продавать зерно, а купцы – товары за медь.
Вскоре после Медного бунта, случившегося в Москве, а также ряда народных волнений в других городах, в том числе Новгороде и Пскове, чеканка медных копеек в России была прекращена. На монетных дворах возобновилась чеканка серебряных копеек, а медные монеты были изъяты из обращения, и в течение месяца после отмены реформы казна выкупала медные копейки по курсу: 100 медных копеек за одну серебряную. В казне российского государства образовался избыток мелкой медной монеты, который частично был «слит» на зарубежные рынки. То есть можно сказать, что ошибки своей неверной внутренней политики Россия решала за счет своих соседей.
Время проникновения обесценившихся российских копеек на рынки присырдарьинских городов, через которые проходили караванные пути, соединяющие Россию со Средней Азией, относится к 50-60 годам XVII века. Сюда они попали, видимо, как металл – товар. Но структура местного денежного хозяйства того времени благоприятствовала их внедрению как денежных знаков, так как они и по весу, и по внешнему облику, и по технике исполнения мало чем отличались от мелкой меди местных провинциальных чеканов.
Каково научное значение данной находки для истории Казахстана?
– Окончательную оценку этому кладу можно дать только после его основательного изучения специалистом-нумизматом. Такие договоренности у нас уже имеются. Пока же можно сказать, что, по всей видимости, состав клада достаточно полно сможет характеризовать монетное обращение во второй половине XVII века в Казахском ханстве, юбилей которого мы отмечаем в этом году на государственном уровне. Его детальное изучение прояснит особенности розничного товарно-денежного обращения на рынках южноказахстанских городов.
Клара Ларина