Вагоны где? В Караганде!

Вагоны где? В Караганде!

12:18 26 Сентябрь 2018 3637

Вагоны где? В Караганде!

Автор:

Семен Данилов

Актюбинские предприниматели пожаловались на очередную нехватку грузовых вагонов и, как следствие, штрафы со стороны АО «КТЖ – Грузовые перевозки». Дефицит сезонно возникает из-за доставки угля в регионы Казахстана из Карагандинской области.

В адрес РПП (Региональная палата предпринимателей) Актюбинской области участились обращения предпринимателей, осуществляющих перевозку грузов, а именно щебня, железнодорожным транспортом, касательно выставляемых штрафных санкций со стороны филиала (АФ) АО «КТЖ – Грузовые перевозки (ГП)» за неисполнение плана перевозки.

В процессе ж.-д. перевозок участвуют сам перевозчик – АФ АО «КТЖ – ГП» – собственник дороги и грузоотправитель – субъект предпринимательства, при наличии собственных вагонов. В случае отсутствия собственных вагонов с привлечением на договорной основе собственника подвижного состава – АО KTZ Express, АО «КазТемирТранс», АО «Астык Транс» и других.

В РПП на вопрос abctv.kz пояснили, что по правилам перевозок грузоотправитель не позднее 14 календарных дней до начала планируемого месяца предоставляет перевозчику плановую заявку на следующий месяц. После по мере согласования общего плана составляется подекадный план, который также подлежит согласованию.

«При этом на практике не всегда представляется возможным произвести загрузку продукции как по технологическим причинам со стороны грузоотправителя, так и по вине собственника подвижного состава. Так вот, в большинстве случаев подобного рода инциденты возникают как раз-таки по вине собственника подвижного состава. И, в принципе, грузоотправитель по своей сути не виноват. Говоря простым языком, ему собственник вагонов таковых не предоставляет в необходимом объёме.

Впоследствии грузоотправители сталкиваются с проблемой наложения на них штрафных санкций уже перевозчиком, что создаёт существенную финансовую нагрузку и барьер в развитии предпринимательства. На сегодняшний день общая сумма наложенных штрафных санкций за 2016-2017 годы только по четырём компаниям составляет более 7 млн тенге (ТОО «Акшат-Актобе», АО «Коктас-Актобе», ТОО «Ортамакс», ТОО «АгроТрейд»)», – говорит заместитель директора по правовым вопросам Палаты предпринимателей Актюбинской области (РПП) Руслан Куйшинов.

По словам юриста РПП, перевозчик, основываясь на ст. 702 Гражданского кодекса РК и ст. 77 Закона РК «О железнодорожном транспорте», налагает штрафные санкции на грузоотправителя за невыполнение заявленных плановых перевозок, со ссылкой на непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств.

«Возникает довольно интересная и запутанная ситуация. Например, чтобы перевезти груз из точки А в точку Б предпринимателю необходимо 100 вагонов, но у него их нет. Заключается договор с собственником вагонов – АО KTZ Express и перевозчиком – АО «КТЖ – ГП» для их доставки по своим ж.-д. путям. Контракты заключены, заявка подана. Но KTZ Express поставляет лишь 50. Получается, что бизнесмен не провёз по путям «КТЖ» указанное количество вагонов. Перевозчик налагает штрафные санкции на предпринимателя, но при этом говорит, что тот может в регрессном порядке взыскать их с собственника вагонов. Но здесь вины предпринимателя нет, ведь он, не имея своих вагонов, обратился к собственнику подвижного состава, компании – дочке «КТЖ». Палата предпринимателей полагает, что необходимо внести соответствующие изменения в нормы действующего законодательства в части исключения нормы штрафных санкций в отношении грузоотправителей за невыполнение плана перевозок. Ведь все судебные решения выносятся в пользу «КТЖ», – отмечает Руслан Куйшинов.

Возникает вопрос, почему, собственно, предприниматель должен искать вагоны, если он заключает договор с перевозчиком. АО «КТЖ» раздробилось, обзаведясь различными дочерними структурами. Одна отвечает за вагоны, другая – за локомотивную тягу и пути и так далее. Это не только вопрос актюбинских предпринимателей – это системная проблема по всему Казахстану, считают в Палате предпринимателей.

«Сумма штрафа взыскивается только по решению суда. Если у клиентов есть какие-то претензии, пожалуйста, пусть решают через суд. На основании заявок грузоотправителя «КТЖ» планирует свой локомотивный парк, состояние путей. То есть уже несёт какие-то определённые расходы. Говорить о том, что компания никаких убытков не несёт при невыполнении плана перевозок грузоотправителем, будет неправильно. У нас своего вагонного парка нет. Отправитель имеет право арендовать подвижной состав не только у KTZ Express, но и у других компаний. Но взыскивать штрафы через суд мы имеем полное законное право. Инициатор перевозки – это только отправитель. Мы не обязаны заключать договоры с владельцами вагонов. Мы оказываем только услуги – локомотивная тяга и железнодорожные пути. Это раньше был инвентарный парк, находившийся в собственности государства. Была единая организация. Теперь всё отдали в конкурентную среду», – объясняет в свою очередь заместитель директора филиала АО «КТЖ – ГП» Бахытжан Бирманов.

У предпринимателей своё мнение. По их мнению, действия «КТЖ – ГП» незаконны.

«Мы считаем действия перевозчика незаконными. Он ссылается на ст. 702 Гражданского кодекса РК и ст. 77 Закона РК «О железнодорожном транспорте», где указано, что грузоотправитель несёт штрафные санкции либо за непредъявление груза, либо за неиспользование вагонов. Если бы это было в действительности, то применение штрафных санкций было бы уместно. Но груз со стороны предпринимателя был предоставлен. Весь подвижной состав, предоставленный KTZ Express, также был задействован. В данном случае вины предпринимателя нет», – считает юрист ТОО «Акшат-Актобе» Фаиза Азизова.

Данная история продолжается с сентября 2016 года. Именно с начала осени большая часть порожняка уходит в Караганду под уголь для отопительного сезона. Все поставщики актюбинского щебня страдают в этот период.

«АФ АО «КТЖ – ГП» начали подавать иски на нашу компанию с октября 2017 года. Первый иск – за сентябрь 2016 года. Потом за октябрь 2016 года. И совсем недавно за ноябрь 2016 года. Мы неоднократно участвовали в совещаниях, где присутствовали аким области (Бердыбек Сапарбаев), представители KTZ Express, которые ссылались на нехватку вагонов. Есть протоколы совещаний, в них указано, что большая часть вагонов используется для доставки угля в регионы Казахстана. Также их сдавали в аренду для поставок в Российскую Федерацию. К примеру, если мы заявляли 1200 вагонов, нам было предоставлено только 850», – поясняет юрист Азизова.

Компания в регрессном порядке взыскивает штрафную сумму с KTZ Express. Сумма штрафа, которую с грузоотправителя взыскал перевозчик за сентябрь 2016 года, 515 тысяч тенге. Кроме этого, ТОО «Акшат-Актобе» как проигравшей стороне, пришлось возместить истцу 51 тысячу тенге госпошлины плюс расходы на судебных исполнителей – 90 тысяч за наложение ареста и столько же за снятие. 515 тысяч тенге в регрессном порядке у KTZ Express отсудили, а вот остальные расходы уже взыскать в этом случае невозможно.

Семен Данилов

13909

Материалы по теме:

ceny-na-muku-v-kazahstane-mogut-povysitsya-na-5-7

mvd-i-minkultsport-obsuzhdayut-sozdanie-turistskoj-policii

regulyarka-khl-«barys»-podnyalsya-na-shestoe-mesto-na-vostoke

chinovniki-nashli-novyj-sposob-«raspila»-byudzheta

beton-shtopanyj-chast-chetvertaya-uvlazhnennaya

загрузка

×