Об этом inbusiness.kz сообщили в комитете транспорта МИИР РК. В целях улучшения сервиса ведомством ежегодно проводятся обследования поездов на уровень сервиса в пассажирских вагонах, а также по качеству оказываемых услуг.
По итогам проверки перевозчикам, которые нарушили требования вышеуказанных правил, принимаются меры по привлечению к административной ответственности.
Вместе с тем на постоянной основе сотрудниками транспортного контроля осуществляются проверки пассажирских поездов. И неудивительно. Ведь в последнее время все чаще пассажиры жалуются на сервис казахстанских поездов. Среди жалоб – антисанитария в поездах, опоздание рейсов, отсутствие кондиционеров и возможности проветривания. Почему встречается такой сервис у перевозчиков, разбирался inbusiness.kz.
О чем говорят факты
К сожалению, не все активно проявляют свою гражданскую позицию, как это сделала недавно жительница Атырау, решившая навестить в праздничные выходные своих родных. По пути женщине стало плохо из-за невыносимой жары и отсутствия кондиционера, на что она пожаловалась в местные органы и СМИ. А ведь уже второй месяц лета на дворе, и таких пострадавших может быть масса.
Вагоны вводят в эксплуатацию неподготовленными, не проверяют наличие исправности окон и кондиционеров. Старые, изношенные вагоны пытаются ремонтировать на месте. В этом корреспондент inbusiness.kz убедилась на собственном опыте, проехав в вагоне № 2 сообщением Костанай – Астана еще 31 мая. Перевозчик – ТОО "Турксиб Астана".
Так как билеты на хорошие места были раскуплены загодя, пришлось ехать на верхней полке плацкарта (место № 38). Тогда тоже стояла жара и поезд простоял в пекле весь день до отправления. И, хотя поезд тронулся около 20:00, нагретый вагон советской эпохи изготовления требовал срочно проветрить помещение. Пассажиры кинулись открывать окна. Да не тут-то было! Окна оказались закрытыми наглухо, да еще и залеплены снаружи то ли монтажной пеной, то ли пластилином. Только одно-два окна кое-как открыли. Одной пассажирке, Гульзие-апай, ехавшей на поминки в Астану, стало плохо. Подскочило давление и плюс давал о себе знать приобретенный за годы нелегкой вдовьей жизни сахарный диабет. Тут даже у здоровых людей самочувствие ухудшится – ощущения, будто заперты в горячей консервной банке, пот градом и дышать нечем. О кондиционере вообще речи нет, здесь элементарно окно невозможно было открыть.
Вызванный проводник, как ни пытался, не смог сам открыть окно. Механик пришёл не сразу, а лишь спустя час. Как оказалось, в других вагонах тоже жаловались на неисправности. В итоге после 40-минутной возни, окно все-таки открыли, и пассажиры с облегчением вдохнули свежего воздуха. Правда, пришлось буквально оторвать раму с окна. Впрочем, на фото автора видно, как это проделывают несколько сотрудников поезда. Но уже закрыть окно ночью при сквозняках было проблематично.
Весь негатив и ругань недовольных пассажиров проводники берут на себя. Но по большому счету, не они-то виновны в том, что поезда такие "допотопные" (но не все так считают – дальше, вы узнаете почему). Билеты люди покупают, а сервиса никакого. Ранее мы уже писали о росте цен и причинах задержки поездов.
Между тем, согласно приказу министра по инвестициям и развитию РК от 30 апреля 2015 года № 545 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа и почтовых отправлений железнодорожным транспортом", пассажирские вагоны оборудуются общим и индивидуальным электрическим освещением, системой вентиляции и отопления, туалетными кабинами.
В случае неисправности системы кондиционирования воздуха в вагоне проводником вагона или начальником пассажирского поезда о данном факте сообщается в соответствующую организацию, уполномоченную на проведение восстановления и ремонта оборудования в вагоне для принятия оперативных мер по устранению данной неисправности. В этом случае составляется акт в трех экземплярах с участием пассажира (в случае его обращения), следующего в данном вагоне для подтверждения факта неисправности и проводника вагона или начальника пассажирского поезда. В акте указывается факт неисправности кондиционирования воздуха в вагоне и причины неисправности (если данные причины известны).
Но, видимо, или до организации не доходят людские жалобы, или так реагируют халатно, раз с мая казахстанцы продолжают "вариться" в поездах без открывающихся окон и кондиционеров. А ведь едут не только взрослые, а пожилые и дети.
Это пассажиры и проводники такие…
Стоит отметить, что, помимо АО "Пассажирские перевозки", есть 11 частных перевозчиков. Частные перевозчики занимают 25% рынка. Частники появились после 2008 года, их поезда курсируют только внутри страны. При этом качество услуг у частных перевозчиков разное. Оно может быть как на уровне КТЖ, так и хуже. Например, в вагонах может быть грязно, встречается старое постельное белье, может дуть из окна. В составе поезда не всегда есть вагон-ресторан. Из типов вагонов доступны только купе и плацкарт. В купейных вагонах, как правило, есть кондиционер, а биотуалета нет. В одном поезде могут сочетаться как новые, так и старые вагоны. Перевозчики стараются обновлять вагоны, но происходит это медленно.
Одним из частников как раз является ТОО "Турксиб Астана", о котором выше шла речь.
Как сообщила корреспонденту inbusiness.kz инженер производственно-технического отдела ТОО "Турксиб Астана" Гульнара Шенгелбаева, на все факты и обращения, которые к ним поступают от недовольных пассажиров, перевозчиком предоставляются ответы о том, действительно ли этот вагон оборудован или нет.
"Есть вагоны, например, такой конструкции, где не предусмотрены кондиционеры. Вагоны разные, и разные ситуации. А если антисанитария, то это значит, что проводник нерадивый. Сейчас и сами пассажиры хитрые. Только вчера пассажир проехал в комфортном поезде сообщением Костанай – Караганда – абсолютно новый и чистый вагон, там не к чему придраться. Он написал публично, что окна грязные. Начальник поезда Алия Асанова подала на него в суд за клевету. Пассажиры такие стали – проедут и хотят деньги вернуть, начинают всякое писать…" – делится инженер.
На вопрос, почему все-таки так сложно в вагонах открыть окна в жару, представитель ТОО "Турксиб Астана" ответить затруднилась.
По ее словам, по состоянию на 1 июня все вагоны прошли проверку.
"Мы не можем обеспечить население 100% новыми вагонами, но кондиционеры есть, розетки тоже, купе для инвалидов присутствуют. Единственное, что биотуалетов нет. У нас проводятся плановые совещания. Когда проводники заступают, то мы работаем с ними – каждый раз проводим инструктаж, чтобы правильно обслуживали пассажиров. Но каждому мозг не включишь, хотя вроде объясняешь постоянно", – отмечает сотрудник частного перевозчика.
Со слов Шенгелбаевой, всего вагонов в количестве 100 единиц, которые следуют по трем направлениям. Это поезда маршрутом 621 Костанай – Аркалык, 327 Костанай – Караганда и 43 Костанай – Алматы. В 621-м практически все вагоны новые, в поезде 327 – новые стопроцентно, в поезде 43 – 19 вагонов, из них 5 новых, остальные 14 старые. Но, насколько старые и каких годов выпуска, инженер не уточнила.
"Все вагоны пригодные к эксплуатации – проходят соответствующие ремонты. Вообще, срок эксплуатации вагона – 44 года, спустя это время вагоны списывают. По срокам службы все они соответствуют, мы за этим следим", – подчеркнула представитель ТОО "Турксиб Астана".
Какие последствия для здоровья могут быть
Между тем на запрос inbusiness.kz в минздраве проинформировали, что в случае длительного пребывания человека в закрытом помещении без кондиционера и отсутствия системы вентилирования может произойти тепловой удар – самое опасное для здоровья последствие воздействия жары на организм. Тепловой удар происходит, когда организм не способен охладить себя в жаркую погоду: потовыделение неэффективно и температура тела быстро подскакивает, достигая иногда 41 градуса Цельсия и больше в течение 15 минут (!). Это может вызвать тяжелые последствия для нервной системы и проявиться затемнением сознания, спутанностью сознания или судорогами, а также нарушением работы других жизненно важных органов. Если человеку, пострадавшему от теплового удара, немедленно не будет предоставлена помощь, это может привести к смерти или к постоянной инвалидности.
Риск пострадать от теплового удара повышен у пожилых людей, у младенцев и детей с рождения до 4 лет, у людей, страдающих от сердечно-сосудистых заболеваний, от избыточного веса, от хронических болезней, принимающих определенные лекарства, а также в случае острой болезни или в случае недостатка жидкости в организме (обезвоживания).
Симптомы теплового удара: температура тела свыше 39.5 градуса Цельсия, покрасневшая, горячая и сухая кожа (без пота), учащенный пульс, сильные головные боли (включая чувство "биений сердца" в голове), головокружение, тошнота, затемнение сознания и спутанность сознания.
Тепловое истощение – менее опасное, чем тепловой удар, последствие пребывания на жаре, которое может случиться после пребывания на жаре в течение нескольких дней, если человек не пьет достаточно жидкости. Риск пострадать от теплового истощения выше у пожилых людей, у людей с повышенным кровяным давлением и после физической нагрузки в жарком месте.
Симптомы теплового истощения: обильное потовыделение, бледность, боли в мышцах, усталость, слабость, головокружение, головные боли, тошнота или рвота и склонность к потере сознания. Кожа обычно в этом случае холодная и влажная, пульс учащенный и слабый, дыхание быстрое и поверхностное. Температура может быть нормальной. Если пострадавшему не будет предоставлена помощь, его состояние может ухудшиться и может случиться тепловой удар.
Что необходимо делать в случае теплового истощения?
Специалисты минздрава рекомендуют снять давящую одежду, охладить организм (например, при помощи мокрых полотенец), охладить помещение или перейти в помещение, в котором работает кондиционер, пить воду или иные прохладительные напитки маленькими глотками и контролировать ситуацию.
В случае ухудшения состояния пострадавшего, например в случае рвоты, затемнения сознания или спутанности сознания, необходимо немедленно обратиться за получением медицинской помощи.
Даже у вполне здоровых людей в жаркий период могут возникнуть проблемы со здоровьем: участиться пульс, появиться одышка, ощущение нехватки воздуха, головокружения, сдавленность в груди и т. д. Все это результат повышенной нагрузки на сердце. Люди с заболеваниями сердечно-сосудистой системы в этот период особенно уязвимы – это гипертоники, пациенты с ишемической болезнью сердца (ИБС), высока вероятность приступов стенокардии. Пациентам с заболеваниями сердечно-сосудистой системы в жаркий период времени необходимо придерживаться ряда правил, которые позволят сохранить сердце здоровым: необходимо своевременно принимать назначенные медикаменты. Людям, страдающим артериальной гипертонией, необходимо регулярно контролировать свое артериальное давление.
Больным сахарным диабетом нужно более тщательно следить за уровнем сахара в крови. Кардиологи советуют избегать летом употребления алкоголя, особенно это касается всех видов алкогольных напитков. Во время сильной жары у людей увеличивается частота сердечных сокращений, повышается давление, расширяются периферические сосуды, отекают ноги, возрастает вероятность образования тромбов. Особенно вредны для здоровья резкие температурные скачки. Первое время работе сердца помогают резервные силы организма, но они не безграничны.
Для того чтобы снизить нагрузку на сердце в жаркое время года: желательно исключить из рациона питания жирную и тяжелую пищу, уменьшить потребление соли и соленых продуктов. Употреблять не менее 400 г фруктов и овощей, отдавать предпочтение нежирной морской рыбе, использовать исключительно растительные масла (масло грецкого ореха, масло зародышей пшеницы, масло миндального ореха, тыквенное масло), предупреждают специалисты.
Исследования показывают, что взрослые старше 65 лет, люди с сердечно-легочными и другими хроническими заболеваниями, а также очень маленькие дети особенно уязвимы к воздействию жары.
"Наиболее уязвимы в летнее время люди, страдающие избыточным весом, с низким артериальным давлением или больные с повышенной функцией щитовидной железы. Также следует выделить мужчин и женщин старше 65 лет, детей, c врожденным пороком сердца. Основными причинами смертельных исходов в жаркие дни могут быть ишемическая болезнь сердца, диабет, заболевания органов дыхания, несчастные случаи (утопление), а причинами госпитализации – заболевания сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, почек, нервной системы, эпилепсия", – отмечают в ведомстве.
Аномально жаркая погода может негативно влиять на организм больных сахарным диабетом. При высокой температуре сосуды кожи расширяются, чтобы лучше отдавать избыточное тепло с потом. Вместе с потом организм теряет соли и микроэлементы, их дефицит влияет на сердечно-сосудистую систему. Важно уметь отличать перегревание от гипогликемии. При перегревании могут возникнуть помутнение сознания, обморок, судороги. Это же иногда бывает и при гипогликемии. В таких ситуациях больному диабетом необходимо провести определение уровня сахара крови.
В жару также снижается аппетит, из-за чего пациент с сахарным диабетом может пропустить прием пищи или съесть значительно меньше. Это может стать причиной гипогликемической реакции, особенно на фоне лечения инсулином или препаратами сульфонилмочевины.
Рекомендуется выпивать 2-3 литра жидкости в течение дня, чаще контролировать сахар крови и артериальное давление, не забывать принимать рекомендуемые лекарственные препараты. Также нельзя оставлять инсулин в жарком помещении и на солнце, а при транспортировке стоит использовать специальную сумку-контейнер. В случае ухудшения состояния пациента, необходимо обратиться к врачу, добавили в минздраве.
В 502 вагонах не предусмотрены кондиционеры
Как сообщили inbusiness.kz в комитете транспорта МИИР РК, на сегодняшний день по территории страны эксплуатационный парк вагонов для перевозки пассажиров составляет 2173 единицы, из них согласно конструкции завода изготовителя СКВ (система кондиционирования воздуха) предусмотрена в 1671 вагонах, не предусмотрена в 502 вагонах.
Во всех 1671 вагоне, курсирующих в составах пассажирских поездов, СКВ работают в технически исправном состоянии, окна открываются.
При этом в 502 вагонах без СКВ окна открываются во всех купе, кроме аварийных, которые открываются при аварийных ситуациях. В составах поездов отсутствуют неисправные вагоны, заверил госорган.
"Все вагоны, в том числе 502 вагона без СКВ, соответствуют всем требованиям правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа и почтовых отправлений, а также правил технической эксплуатации. Вагоны без СКВ подлежат исключению согласно их сроку службы в ближайшие годы, в связи с чем экономически нецелесообразно их модернизировать для оборудования СКВ", – отметили в комитете.
На данный момент МИИР РК проводится работа по поставке с 2025 по 2030 гг. 537единиц высокотехнологичных вагонов, оборудованных экологически чистыми туалетными комплексами, электрическими розетками, системой видеонаблюдения, USB, а также системой кондиционирования воздуха по технологии швейцарских вагонов "Штадлер". Также в текущем году ожидается поставка новых 50 пассажирских вагонов постройки АО "ЗИКСТО", в которых также предусмотрены СКВ.
Почему поезда опаздывают и как можно получить компенсацию
В настоящее время по железнодорожной магистральной сети для повышения эффективности перевозочного процесса и увеличения маршрутных скоростей реализуются крупные масштабные проекты по дальнейшей эксплуатации ж/д путей.
Для этого предоставляются "технологические окна" для проведения ремонтно-путевых работ, при этом в целях обеспечения безопасности движения поездов и недопущения внештатных ситуаций установлены предупреждения по ограничению скорости. Это влияет на опоздание поездов.
"Задержки сохраняются, но незначительно. Они связаны с увеличением объема работ по ремонту инфраструктуры. Проведение путевых работ необходимо для обеспечения жизнедеятельности железной дороги, безопасности движения поездов, а также для своевременной подготовки инфраструктуры к перевозкам массовых социальных грузов (зерно, уголь) в осенне-зимние периоды", – отметили в комитете транспорта МИИР.
В текущем году проводятся работы по оздоровлению пути в объеме свыше 1,1 тыс. км, предусмотрена замена свыше 108 тыс. шпал и 634 комплектов стрелочных переводов.
Как утверждают в министерстве, в случае задержки поезда можно получить компенсацию. Необходимо взять обязательную отметку о количестве задержанных часов у дежурного по вокзалу на конечном пункте прибытия на проездном документе (билете).
Далее с этим документом и с удостоверением личности следует обратиться в любую кассу КТЖ, чтобы получить положенную по закону компенсацию. В соответствии со ст. 80, п. 3, Закона "О железнодорожном транспорте", за опоздание пассажирского поезда предусмотрена выплата штрафа в размере 3% от стоимости билета за каждый час задержки.
Как можно доказать нарушения со стороны перевозчика?
В департаменте санитарно-эпидемиологического контроля на транспорте комитета санитарно-эпидемиологического контроля минздрава РК отмечают, что в случае если пассажир стал свидетелем (очевидцем) нарушений требований санитарно-технического, гигиенического характера со стороны перевозчиков в пути следования железнодорожным, воздушным либо водном транспортом, то он вправе обратиться с заявлением (жалобой) в департамент санитарно-эпидемиологического контроля на транспорте и его территориальные управления. Отмечено, что внеплановые проверки в отношении объектов и субъектов проводятся строго и по основаниям, предусмотренным в соответствии с Предпринимательским кодексом РК и обязательной регистрацией в органах по правовой статистике и специальным учетам с предварительным уведомлением субъекта контроля и надзора за сутки.
Заявителям рекомендуют в качестве доказательств зафиксировать с помощью фото, аудио или видео факт нарушений со стороны перевозчика, уточнить наименование перевозчика, контактные данные и сохранить проездной билет. Обращение может быть подано электронным способом через портал Egov.kz, выбором услуги "Подача жалобы", а также путем направления обращения на почту: pr.dsekt@outlook.com, либо на бумажном носителе принести в канцелярию департамента по адресу: г. Астана, ул. Карасай-батыра, 2а, или в любой территориальный орган департамента. В обращении необходимо указать сущность и обстоятельства имевшего место нарушения санитарных норм и правил с приложением вышеуказанных материалов.
Срок рассмотрения обращения составляет 15 рабочих дней со дня поступления. При рассмотрении обращения в порядке административного производства заявитель вправе дополнительно предоставлять сведения и материалы, имеющие значение для всестороннего и полного изучения. В случае неподтверждения фактов нарушений законности заявителю будет направлен предварительный ответ с последующим обсуждением замечаний и предложений. При несогласии с принятым решением и мотивированным ответом в соответствии с требованиями АППК заявитель имеет право на обжалование действий (бездействий) должностных лиц и принятых решений административного государственного органа. Срок рассмотрения жалобы составляет 20 рабочих дней со дня поступления.
"Согласно ст. 144 Предпринимательского кодекса РК, основанием для назначения внеплановых проверок должны быть конкретные факты и обстоятельства с целью предупреждения и устранения непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства", – заключили в ведомстве.