И если руководитель общественного фонда "Мир Евразии" Эдуард Полетаев в беседе с Кульпаш Коныровой напомнил о подзабытом термине "импортозамещение", отметив, что Казахстан завозит даже зубную пасту, то политолог Талгат Калиев, отвечая на вопрос о досрочных президентских выборах, заметил, что кандидат, который в предстоящей политической гонке станет вторым, вполне может стать первым на следующих выборах.
Почему все вспыхнуло сразу одновременно?
Эдуард Полетаев, руководитель общественного фонда "Мир Евразии":
Да, сегодня мы наблюдаем повышенную "конфликтогенность" по внешним границам Казахстана, однако причины их происхождения везде разные. Протесты в Иране имеют разную природу, если сравнивать их с причиной ситуации между Россией и Украиной. Или, к примеру вспыхнувшие вновь конфликты между Кыргызстаном и Таджикистаном, а также между Арменией и Азербайджаном, также имеют разную историю. Но, как вы заметили, выстрелили они почти одновременно либо один за другим. Некоторые эксперты называют это "постковидным" синдромом – это когда в мире из-за локдуана все замерло. Теперь вновь возникли запросы на решение давно застоявшихся проблем.
Талгат Калиев, политолог:
Сейчас мы видим период жесткой турбулентности, в который мы только вступили. И динамика турбулентности только нарастает: в России объявлена частичная мобилизация, которая перерастет со временем в полную, обострилась ситуация в Иране и на Южном Кавказе, на киргизско- таджикской границе. Нынешняя волна турбулентности продлится не менее 5- 7 лет с моментами некоего угасания и нарастания. И это, несомненно, может оказать влияние на нас, и в этой ситуации нам важно оптимально пережить в условиях максимальной стабильности.
Адиль Каукенов, китаист:
Большое внимание СМИ сегодня уделяют украинско-российскому конфликту, в то время как одним из главных стержней в современной экономической системе являются китайско-американские отношения, которые сегодня постепенно идут к расколу. Китай нарастил в последние годы экономическую мощь, политическую и военно-техническую и становится серьезным конкурентом США. А Тайвань – это та точка, через которую может произойти разрыв между Китаем и США. В этой ситуации Казахстану надо понимать, кто для нас приоритет и с кем у нас больше возможностей для сотрудничества. Республике важно максимально нейтрально сохранить свою многовекторную политику.
Что касается конфликтов внутри самого региона, в Центральной Азии, то не стоит слишком драматизировать из-за участившегося киргизско-таджикского конфликта. Центральная Азия в целом находится в достаточно спокойной зоне, если сравнить ее с Африкой или Ближним Востоком. Кыргызстан и Таджикистан демонстрируют позитивный настрой и стремятся взаимодействовать в разрешении конфликта, несмотря на истерику в СМИ. Нет ощущения, что эти две центральноазиатские республики хотят схлестнуться в "кровавой мясорубке", не желая слушать друг друга.
Как выжить Казахстану в таких турбулентных условиях?
Талгат Калиев, политолог:
Ранее уже не раз говорилось о создании новых альтернативных маршрутов для экспорта и импорта для Казахстана. Это был один из важных вопросов зарубежного турне нашего президента. Например, развитие транскаспийского маршрута в обход России. В нем заинтересованы Китай и европейские страны, это означает, что следует ожидать нового притока инвестиций.
Эдуард Полетаев, руководитель общественного фонда "Мир Евразии":
Что касается транскаспийского коридора, то я не стал бы возлагать большие надежды, так как там сложная логистика, вспыхнувший вновь конфликт между Арменией и Азербайджаном может стать серьезным сдерживающим фактором. Нельзя скидывать со счетов необходимость более длительного времени для возведения необходимой инфраструктуры.
Для нас сегодня важнее было бы провести реальную диверсификацию экономики, которая все еще остается сырьевой, и доходы бюджета зависят от поставок нефти и металлов на мировые рынки. Плюс континентальная замкнутость, которая ставит нас в зависимость от соседних стран. И здесь, на мой взгляд, не нужно выдумывать высокие технологии, а нужно просто понять, какие товары мы можем производить сами. Как выяснилось, Казахстан закупает такую элементарную вещь, как зубная паста. Мы ее не производим, хотя в советское время у нас было востребованное производство в Актау, где ее производили на основе полезных солей. То есть реальное импортозамещение позволит нам не зависеть от скачка мировых цен на сырье.
Внеочередные президентские выборы и геополитический котел
Эдуард Полетаев, руководитель ОФ "Мир Евразии":
С одной стороны, политическая власть уже испытала потрясения и момент истины был в январе 2022 года, когда ситуация показала, что действующий президент вполне легитимный. Он мог бы остаться и до ранее указанного президентского срока, но тут важно было показать инвесторам, которые попридержали свои деньги и приостановили новые проекты, чтобы понять, в чьих же руках власть. Ведь переходный период в республике был характерен двоевластием.
Токаев сегодня ведет активную презентацию "нового Казахстана" без коррупции и кумовства, чтобы показать мировому сообществу и в первую очередь инвесторам, что переходный период в стране закончился, что нет двоевластия, которое критиковали, что он будет двигаться и вести страну вперед, к новым реалиям.
Талгат Калиев, политолог:
На мой взгляд, проведение внеочередных президентских выборов в Казахстане – это одно из оптимальных решений для выхода республики из нынешней турбулентной волны. Но тут вопрос в другом: кто сможет составить конкуренцию Касым-Жомарту Токаеву? Действующий президент в силу того, что его предвыборная программа известнее, в более выигрышной позиции. Рейтинг достаточно высокий, и конкуренцию ему составить будет сложно. Предстоящие выборы интересны тем, что тот, кому удастся взять второе место, имеет все шансы на следующих выборах занять первое место.