DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 314,56 Brent 36,55
Великий Шёлковый водовод

Великий Шёлковый водовод

Китайские эксперты предлагают решить проблему дефицита воды в СУАР и ВКО строительством водовода через Казахстан с ресурсной базой России.

08 Октябрь 2018 08:27 6799

Великий Шёлковый водовод

Автор:

Сара Бухина

Китайские эксперты нашли решение насущной проблеме дефицита воды в странах Центральной Азии. Панацеей послужит строительство системы водной магистральной коммуникации и переброска по ней водных ресурсов из Алтайского края в СУАР и Восточный Казахстан.

Соответствующее предложение было изложено в опубликованном недавно исследовании на тему повышения эффективности использования приграничных водных ресурсов России, Китая и Казахстана. Доклад был подготовлен китайской экспертной организацией «Ассоциация по сотрудничеству между Россией, Восточной Европой, Центральной Азией и КНР» и получил широкое освещение в ряде авторитетных китайских СМИ. Abctv.kz приводит краткое содержание документа, текст которого есть в распоряжении редакции.

Потенциальные риски

По словам авторов исследования, хоть в Казахстане дефицит водоснабжения и не является столь же острой проблемой, как в КНР, он всё же «постепенно растёт и становится всё более ограничивающим фактором экономического развития, а также угрозой для окружающей среды».

Прогноз на ближайшие годы не внушает особого оптимизма – китайские эксперты считают, что к 2040 году дефицит водных ресурсов в Казахстане может составить около 12 млрд кубометров, при этом на Восточный Казахстан придётся от 0,5 млрд до 1 млрд куб. м. Данная ситуация в основном будет обусловлена тем, что половина всех водных ресурсов поступает в РК из соседних государств (Китай, Кыргызстан, Таджикистан). А в будущем, по мнению учёных, эти страны будут существенно наращивать собственное потребление воды, что повлечёт за собой уменьшение количества трансграничных вод.

«Согласно отчёту Казахского НИИ водного хозяйства, в ряде городов и почти повсеместно в сельской местности имеющиеся системы водоснабжения в силу их длительного срока эксплуатации, устаревшей системы водоочистки не обеспечивают подачу потребителям воды питьевого качества. К перечню дополнительных угроз для Казахстана относится строительство Китаем канала Чёрный Иртыш – Карамай. В случае завершения этого проекта три крупных казахстанских города (Семей, Оскемен и Павлодар) могут столкнуться с резким дефицитом воды», – сообщают авторы исследования.

Дефицит воды напрямую повлияет и на развитие экономики республики. Китайские исследователи напомнили о том, что Казахстан входит в группу стран, в которых к 2050 году, по оценке Всемирного банка, проведённой в 2016 году, нехватка воды может снизить годовой ВВП на шесть и более процентов.

Однако при эффективной организации системы водопользования данная ситуация может измениться на противоположную.

«По расчётам Всемирного банка, при проведении эффективной политики управления водными ресурсами экономика КНР к 2050 году может дополнительно увеличить свой ВВП на 1-2%, а РК – до 6%», – говорится в докладе.

Две головы – хорошо, а три – лучше

Что же предлагают исследователи в качестве решения? Они отмечают, что китайская сторона заинтересована в импорте водных ресурсов из РФ и регулярно включает данный вопрос в повестку совместных российско-китайских саммитов и комиссий. С Казахстаном проблема трансграничных вод также не единожды обсуждалась, однако по-прежнему остаётся неразрешённой.

«Для достижения ощутимых результатов необходимо время. Если к китайско-казахстанскому сотрудничеству присоединится Россия, то в трёхстороннем формате проблема водоснабжения может быть эффективно решена, удовлетворяя интересам всех трёх сторон. В реализации данного проекта трёхстороннее сотрудничество гораздо продуктивнее двухстороннего (между КНР и Казахстаном) – подобная модель работы также будет проанализирована в рамках работы ШОС», – отмечают авторы исследования.

Никто не в накладе

Восполнять дефицит воды в СУАР и Восточном Казахстане китайские эксперты предлагают за счёт избыточных паводковых вод в объёме 70 млн куб. м, от которых ежегодно страдает Алтайский край РФ. Таким образом, от проекта выиграют все стороны. Кроме того, как заверяют исследователи, налаживание водоснабжения будет выгодно как с экономической, так и с политической точки зрения.

Важный момент также заключается в том, что, кроме строительства базовой инфраструктуры водоснабжения, реализация проекта включает в себя внедрение агротехнологий для эффективного использования водных ресурсов, улучшения коммунального хозяйства и так далее.

Реализацию первого этапа проекта исследователи предлагают начать уже в текущем году. Таким образом, к 2026 году уже будет построена минимально необходимая инфраструктура: магистральный водовод РФ – Казахстан – Западный Китай мощностью 0,6-0,7 млрд куб. м. в год, сеть распределительных трубопроводов, и связанные с ними объекты коммунальной инфраструктуры. Как отмечают авторы исследования, «данный водовод призван покрыть первоочередные потребности региона в воде».

Второй этап рассчитан вплоть до 2040 года и включает в себя мероприятия по внедрению современных агротехнологий и созданию систем очистки воды. Также предусматривается строительство второй очереди магистрального водовода с увеличением общей мощности до 1,8-2,4 млрд куб. м. в год.

Непосредственно для Казахстана исследователи обозначили два основных преимущества от реализации проекта. Во-первых, будет решена проблема с водоснабжением восточных областей страны. Во-вторых, водовод создаст условия для урегулирования проблемы трансграничных вод с КНР.

Миллиарды в трубу

Необходимо отметить, что китайские исследователи ещё не провели проектно-изыскательских работ по предложенному ими проекту водовода. Поэтому оценку бюджета можно считать очень примерной. В расчёте использовалась общая протяжённость водовода в 1200-1500 км, бюджет первого этапа оценивается от 10,3 млрд до 13,4 млрд долларов (в ценах 2018 года).

Финансирование строительства, по словам исследователей, возможно в двух основных вариантах – либо прямыми инвестициями стран-участниц на условиях проектного финансирования, либо привлечением финансирования по линии международных финансовых организаций (МБРР, ЕБРР, ИФК, банка БРИКС).

«Предметное обсуждение схемы финансирования проекта будет возможно после принятия политических решений и достижения договорённостей между правительствами стран – участниц проекта. В целом в сложившейся внешнеполитической ситуации предпочтительнее выглядит первый вариант, предусматривающий прямые инвестиции стран – участниц проекта», – отмечают исследователи.

Также важным моментом является тот факт, что проект, по мнению авторов, «полностью соответствует целям и задачам стратегии «Один пояс, один путь», особенно в части первого этапа, на котором предусмотрено создание инфраструктуры водоснабжения».

Проект имеет перспективы стать частью упомянутой китайской инициативы.

«Россия также планирует интеграцию проекта в рамках Евразийского экономического союза», – резюмируют авторы исследования.

Сара Бухина

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Мой массовый и нудный спорт

«Дворовая физкультура» в Казахстане не будет развиваться ввиду отсутствия системы управления спортобъектами.

25 Февраль 2020 14:46 1743

Мой массовый и нудный спорт

Фото: Олег И. Гусев

24 февраля в ходе правительственного часа в мажилисе обсуждались перспективы развития массового спорта в стране. Депутаты неплохо подготовились и достаточно активно высказывались по этому вопросу.

По словам Гульшары Абдыкаликовой, в Казахстане сфера физкультуры и спорта финансируется по остаточному принципу и занимает лишь 1,4% от ВВП. Затем она добавила, что сейчас в стране не хватает 600 тысяч квадратных метров спортивных площадок:

«Только треть населения Казахстана занимается спортом, тогда как в европейских странах, Канаде, Австралии и Японии этот показатель достиг 60%. В Алматинской, Костанайской областях были закрыты детско-юношеские клубы. В Алматы их вовсе нет. 27% школ не имеют спортзалов, где детям заниматься спортом. К сожалению, нам не удалось возвести здоровый образ жизни в число приоритетных направлений», – резюмировала депутат.

Гульмира Исимбаева посчитала, что количество спортплощадок в стране в два раза ниже необходимого уровня:

«В соответствии с государственными нормативами в сфере архитектуры, градостроительства и строительства, утвержденными приказом министерства экономики РК от 2014 года, в стране должно быть 80 квадратных метров спортивных площадок на каждую тысячу человек. Но на сегодняшний день в стране на тысячу человек приходится 47 квадратных метров спортплощадок».

Но товарищи депутаты не увидели главного.

Давайте рассмотрим развитие массового спорта и использование спортивной инфраструктуры в реале на примере города первого президента.

История началась в начале 2017 года, когда житель Темиртау Валерий Кравченко обратился к акиму Галыму Ашимову с необычным предложением.

«В районе домов 59 и 61 по проспекту Республики находятся останки футбольной площадки – остовы от ограждения с разодранной сеткой, искусственного покрытия там уже нет, а сама клетка заросла травой по пояс. Отдайте эту площадку (по сути, только рамы ограждения) нам во двор, и мы сами ее восстановим».

Аким дал разрешение, и площадку (за собственные средства Валерия и методом народной стройки) демонтировали, перевезли во двор на пр. Металлургов, 3/1, подлатали, и теперь летом там гоняют мяч дети. Желательно, конечно, настелить нормальное покрытие, а не бегать по отсеву, но на это денег нет.

У Валерия Кравченко, к слову, трое сыновей. Старший сын, Владислав, стал футболистом и играет за алматинский «Кайрат». Средний, Егор, – хоккеист команды «Юность» (2008 г. р.). В Караганде родители не платят за тренировки детей, как в Алматы. Самый маленький, Александр, еще ходит в детский сад и пока еще не определился с выбором спортивной секции.

Тем же летом наш герой, приехав в гости к товарищу на 4 «А» квартал, обратил внимание на погибающий хоккейный корт, на котором уже отрывали искусственное покрытие, сняли несколько секций верхнего ограждения из рабицы и утащили калитку с воротами. На площадке были завалены, но еще «на соплях» держались борта.

Через месяц корт своим разграбленным видом уже вызывал жалость.

Новый поход к акиму, обращение к депутатам, вплоть до Мухтара Тиникеева, и долгожданное разрешение на передислокацию получено. Демонтаж производили уже в ноябре, поэтому установкой корта во дворе на Металлургов, 3/1, тем же методом народной стройки занялись следующим летом.

Он получился без искусственного покрытия и меньше проектного, поскольку «траву» и несколько секций просто растащили еще на прежнем месте. Но зато на площадке есть освещение и даже играет музыка!

«На этом корте мы провели уже второй турнир среди дворовых команд на открытом льду: первый – в феврале 2019 года, а второй буквально несколько дней назад», – рассказывает общественник.

Кроме Валерия Кравченко, в Темиртау есть еще два «сумасшедших», которые самостоятельно заливают лед и собирают на игры команды: Александр Реймер (Старый город) и Евгений Пестов (8-й микрорайон).

В нынешнем году на турнир памяти детского тренера Александра Потайчука, кроме трех темиртауских детских дружин, приехала еще и команда «Юность» из Караганды, где играют дети 2008 года рождения.

«Нужны были призы, медали, грамоты, подарки, автобус для юных гостей из области, придумать горячий чай и какое-то питание для пацанов. Носились по городу как угорелые. Помог аким, помогли предприниматели. Когда все закончилось, мы реально перекрестились», – улыбается Валерий.

Второй ежегодный детский турнир по дворовому хоккею на открытом льду памяти детского тренера Александра Анатольевича Потайчука, февраль 2020 года

К чему было такое длинное предисловие? Развитие массового спорта невозможно без свободного доступа к спортивной инфраструктуре.

Хоккейных кортов и хоккейных площадок в свое время в Темиртау установили множество: с 2007 по 2017 год их поставили числом 23. И это еще не считая наличия советских железных коробок, чудом сохранившихся практически в каждом микрорайоне.

Новые корты бодро устанавливали, красиво за них отчитывались, но на баланс ОЖКХ, ОКМС или КСК их не поставили. А поскольку хозяина у этих спортобъектов не было и следить за их состоянием было некому, то начался безнаказанный разгул вандализма.

Был даже интересный случай, дошедший до Верховного суда (!), когда местные жители порезали и сожгли покрытие на корте, а предпринимателя, поскольку он давал трехлетнюю гарантию, суд заставил за свои деньги восстановить искусственную траву.

«Площадки надо брать на городской баланс и выделять деньги на их полноценное содержание. Нужны тренеры, нужна еженедельная заливка льда в зимнее время. А где брать воду, если в подвале каждого дома стоит общедомовой прибор учета? Мы после каждого снегопада по несколько часов машем лопатой на площадке, очищая лед от снега. Кто будет этим заниматься на коммунальном корте – дворник? Смешно сказать, чуть ли не в каждой школе есть корт, но они простаивают, а заливаются и очищаются в городе всего только три. И то только тремя сумасшедшими», – разводит руками Валерий Кравченко.

Следует отметить одну очень интересную деталь: поскольку об этом «народном корте», куда приезжают покататься со всего города, постоянно пишут в соцсетях, то на протяжении нескольких месяцев темиртаусцы привозили на него б/у коньки, защиту, клюшки, свитера, гетры и многое другое из хоккейной амуниции, что тут же раздавалось детворе. По меньшей мере 45 детей свои первые коньки или клюшки бесплатно получили именно здесь.

И, возвращаясь к правительственному часу в мажилисе, приведем мнение депутата Нуржана Альтаева, который правильно предложил изменить приоритеты в развитии массового и профессионального спорта:

«Зачем тратить десятки миллионов долларов, приглашая иностранных спортсменов? Давайте направим эти деньги на строительство спортивных площадок, футбольных полей во дворах наших домов, куда наши дети практически перестали выходить».

Предложение замечательное. Однако на практике мы видим, что даже при наличии спортивной инфраструктуры во дворах у нас в стране нет системы управления ею.

Александр Реймер с командой «Старый город»

Как нет у нас и такого количества сумасшедших энтузиастов, которые будут тратить свое время, деньги и нервы на содержание площадок и организацию занятий с детьми.

И, по всей видимости, лучше старой советской системы детских дворовых клубов с закрепленными к ним своими спортплощадками и тренерами придумать пока нечего.

Олег И. Гусев

Мост через Бухтарму восточноказахстанцы увидят в 2023 году

Стоимость проекта может вновь подвергнуться корректировке.

05 Февраль 2020 10:57 934

Мост через Бухтарму восточноказахстанцы увидят в 2023 году

Фото: Жанар Асылханова

Об этом в ходе пресс-конференции сообщил руководитель управления пассажирского транспорта и автодорог ВКО Нуржан Жумадилов. По данным на сегодняшний день, строительство важного объекта обойдется бюджету в 30,2 млрд тенге. Предполагается, что 90% этих средств выделят из республиканской, 10% – из областной казны. На сегодня из областного бюджета на начало реализации проекта выделено 500 млн тенге. На эти средства проведут работы по обустройству строительного участка, мобилизация техники и другие подготовительные работы.

«В этом году по поручению президента страны планируется начать строительство мостового перехода через Бухтарминское водохранилище в Курчумском районе. До этого была разработана проектно-сметная документация, она остается в силе. Кроме того, подана бюджетная заявка в Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК, комитет автомобильных дорог о выделении средств в этом году в размере 5 млрд тенге. Вопрос о финансировании, по заверению комитета автодорог, будет рассмотрен на уточнение республиканского бюджета в марте. В данный момент конкурсная документация подготовлена, сейчас управление госзакупок и коммунальной собственности области готовится к проведению госзакупок на определение подрядчика», – рассказал Нуржан Жумадилов.

Конкурс объявят до 10 февраля. Кто будет подрядчиком, станет известно в конце апреля. Как начнется строительство, говорит руководитель управления, проектно-сметная документация будет корректироваться.

«Пока срок ПСД действует, начнем. Мост будет расположен на самом узком месте Бухтарминского водохранилища, в районе села Куйган. Работы начнутся с правого берега. Подъездные пути в сторону Куйгана по правому берегу, это 2,5 км, заложены в проект. Также требуется строительство дороги от Казнаковской переправы в сторону Куйгана порядка 15-16 км, это как по проекту будет. На сегодня отдельно проводится и близится к завершению конкурс на технико-экономическое обоснование строительства дороги. Будет построена подъездная дорога и с левого берега», – продолжил глава ведомства.

На сегодня в месяц через Казнаковскую переправу паромом перевозится около 10 тысяч авто. Это притом что работает только один паром, другой вышел из строя. По словам специалистов и местных жителей, после ввода в эксплуатацию моста интенсивность движения повыситься, так как автомобильный поток пойдет со стороны Зайсанского, Курчумского, Катон-Карагайского районов.

«Когда рассматривался вопрос строительства моста по государственно-частному партнерству, рассматривался вопрос платности проезда через мостовой переход. Так как теперь объект будет возводиться за счет государства, пока вопрос платности не рассматривается, но определенная плата, я думаю, будет. Мост будет большой, и его нужно содержать. Я думаю, символическая плата будет, значительно меньшая сумма, чем оплата за проезд на пароме», – отметил руководитель управления пассажирского транспорта и автодорог ВКО Нуржан Жумадилов.

Вопрос строительства мостовой переправы через Бухтарминское водохранилище активно обсуждается на протяжении нескольких лет. В 2017 году inbusiness.kz писал о том, что отсутствие значительно осложняет жизнь курчумских жителей. Из-за труднодоступности за последние годы население района сократилось вдвое, нет рынка сбыта, туризм не развивается, предприятия консервируются. Единственное, что связывает с «цивилизацией», – это паром, который в последнее время тоже создает немало проблем. Власти региона все это время искали источники финансирования проекта строительства двухполосного моста длиной в 1300 метров и шириной 13 метров. Первоначальная стоимость проекта была 11,4 млрд тенге, потом эта сумма поднялась до 35 млрд тенге. Однако желающие взяться за строительство моста зарубежные инвесторы так же быстро исчезали, как и появлялись. Между тем, срок действия проектно-сметной документации на объект истекал.
«Инвесторы хотят быстро вернуть свои деньги. А по условиям акима области возврат средств должен осуществиться в срок не менее 10 лет. Если 30 млрд, то в год областной бюджет 3 млрд тенге потянет. А если большая сумма будет, то будет сложно ее выплачивать. Вот поэтому инвесторы говорят, что придут, но не приходят», – пояснил Нуржан Жумадилов.

Напомним, 19 сентября президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил правительству и акимату ВКО совместно рассмотреть вопрос выделения средств на строительство моста на Бухтарминском водохранилище. Он отметил, что жители Курчумского района ВКО передвигаются посредством старого парома, которому уже более 50 лет. Глава государства указал на то, что данный вопрос важен для района с населением более 20 тыс. человек.

Жанар Асылханова, ВКО

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: