/img/tv.svg
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 184,31 Пшеница 465,40
Велодорожки в Алматы: убрать нельзя оставить

Велодорожки в Алматы: убрать нельзя оставить

Почему решение акимата убрать велодорожки, чтобы освободить место для парковок, поссорило алматинцев в соцсетях.

22 Август 2019 10:29 8535

Велодорожки в Алматы: убрать нельзя оставить

Решение перенести велодорожки на двух центральных улицах – Кунаева и Байтурсынова, для того чтобы одну сторону дороги освободить для парковок, городские власти приняли по предложению Общественного совета Алматы и городской Палаты предпринимателей «Атамекен». Казнет буквально взорвался комментариями, обсуждая эту новость…

Почему гудит Казнет

На пресс-конференции в акимате Алматы председатель Общественного совета Рахман Алшанов, рассказал, что бизнес страдает из-за велодорожек. В качестве доказательства были приведены цифры. Так, по улице Кунаева было 392 объекта малого бизнеса, но после появления велодорожек 11 закрылись (магазины цветов, ювелирные салоны и бутики). По Байтурсынова из 255 объектов соседства с велодорожками не выдержали донерная и аптека, а еще значительно снизились доходы у двух ресторанов и суши-бара. В ТД «Восход» закрылась половина бутиков, а из бизнес-цента по Байтурсынова съехала половина арендаторов.

Понятно, что эта новость поссорила пользователей соцсетей. Одни считают, что все велодорожки, какие только есть, из города надо убрать. 

«Правильно делают, – пишут комментаторы в Facebook, – исправляют недоработанные ошибки прежнего мэра-реформатора, по идее, тот и сам должен был изменить ситуацию, когда всем стало очевидно, что малый бизнес вдоль улиц начал умирать».

Другие, в основном любители двухколесного транспорта, считают, что популярность велосипеда в Алматы с каждым годом растет и эту отличную тенденцию надо поддерживать, как только можно, и развивать.

Третьи же говорят, что, прежде чем принимать такие серьезные решения, надо все обсудить, причем со всеми заинтересованными сторонами.

«…Я сейчас приветствую ликвидацию излишних велодорожек, разрешение парковок для облегчения доступа к магазинам. Потому что в Казахстане есть три крупных источника доходов страны – нефть, металлы и алматинский МСБ. И алматинский МСБ я люблю больше, чем велосипедистов (кстати, в Швейцарии велосипедистки есть просто потрясающей красоты, и все равно парковки разрешены), – написал на своей странице в Facebook финансовый консультант Расул Рысмамбетов. – Я так люблю МСБ, что помогал бесплатно им, а сейчас предлагаю акимату провести почти бесплатный анализ налоговых сборов по всем улицам. Акимат уже подвел итоги и подтвердил опасения МСБ-активистов, что налоги в районах безудержной велосипедизации – снизились. (…) Понятно, Байбек проводил урбанистический эксперимент, и часть этого эксперимента прижилась, а часть надо подчищать и исправлять. Я благодарен нынешнему акимату, что он протянул руку помощи микро-мало-среднему бизнесу в Алматы».

Какими могут быть урбанистические эксперименты

Десять лет назад экс-аким Ахметжан Есимов сказал, что к 2020 году около 2% автотранспорта будут заменены велосипедами. 

«Я считаю, что это очень мало, – тогда же уточнил Есимов. – Но, тем не менее, мы хотим внедрить опыт и создать велосипедные дорожки».

И с тех пор в Алматы всеми силами продвигался педальный транспорт.

Проект, предложенный иностранными консультантами, предполагал благоустройство некоторых улиц, которые должны стать удобными для горожан.

«Нужно сделать так, чтобы люди меньше пользовались машинами и больше пользовались велосипедом и общественным транспортом, – говорил Йерун Буис, сотрудник голландской компании «Виттвен энд Бос» и консультант департамента городской мобильности. – Это проект не для машин, общественного транспорта или велосипедов – это для города. Это нужно, чтобы воздух стал чище, чтобы было меньше пробок, заторов и чтобы город стал более привлекательным».

Удобство для горожан подразумевало удобство для всех и для бизнеса чуть ли не в первую очередь. По мнению голландского специалиста, маленьким магазинчикам вдоль улиц стало тяжело из-за того, что люди перестали ходить пешком.

Действительно во многих странах как раз велосипедные дорожки помогли городу стать лучше. К примеру, в США, как пишет портал letsbikeit.ru, бизнес, построенный на привлечении велосипедистов, оценивается в 6 млрд долларов, а общая выгода от рекреационных велопоездок может достигать 133 млрд.

«Государственные предприятия и частные компании все чаще замечают, что появление велосипедной инфраструктуры хорошо сказывается на их бизнесе, способствует росту доходов и стимулирует развитие местных сообществ».

letsbikeit.ru приводит и результаты некоторых исследований.

«Летом 2012 года группа по развитию велодвижения под названием Transportation Alternatives проводила исследования в нижнем Истсайде. Оказалось, что лишь незначительная доля клиентов – порядка 4% – приезжает в кафе и рестораны на машинах. А вот на велосипедах – целых 23%. Интересно, что эти замеры перекликаются с данными замеров в голландском Утрехте, где на 26% клиентов-велосипедистов приходится 17% автовладельцев».

И это объясняют очень просто:

«Скорость велосипедистов заметно ниже, чем у машин, так что они успевают уловить доносящийся с ресторанной кухни аромат блюд, а то и рассмотреть, что именно находится на тарелках у посетителей этого заведения».

Из рассказа жителя Broad Avenue (Мемфис, штат Теннесси) можно сделать вывод, что некогда затрапезный район стал одним из самых модных мест в городе благодаря выделенной велосипедной полосы, соединяющей популярный прогулочный маршрут с соседним парком.

«В результате этого район смог привлечь более 6 млн долларов частных инвестиций: здесь появилось 15 новых предприятий, 30 помещений были отремонтированы. Скорость автомобильного потока снизилась, появились новые покупатели из числа велосипедистов».

Есть удачный пример и в Алматы. Предприниматель Андрей Прокопенко, комментируя новость о велодорожках и бизнесе, написал, что его компания только выиграла от велосипедной инфраструктуры. На своей странице в Facebook больше месяца назад предприниматель писал:

«В магазине «Танкурай. Сладкий рай» велосипедистам кофе на вынос – скидка 10%, еще и бесплатная зарядка для велосипеда. Идем в ногу со временем».

Но так удачно получилось не у всех. Большинство предпринимателей твердо уверены, что лучше вблизи их заведения будет парковка для машин, а велосипедная инфраструктура, наоборот, все только портит.

Когда экономия обходится дорого

«Проблема в том, что там как не было инжинирингового проекта так и нет, – говорит Елена Ерзакович, директор общественного фонда Velofriends. – Тогда на этом акимат сэкономил и сейчас экономит. В результате много домыслов и некорректная информация, что велодорожки уберут совсем. Но, чтобы перенести велодорожку, с точки зрения инжиниринга нужно переделать намного больше, чем при текущем решении. Как было и как будет и в какую сумму все обойдется, можно сказать только тогда, когда есть инжиниринговый проект, а его, как я понимаю, никто не готов обнародовать».

То есть велодорожки по этим улицам делались с наименьшими затратами для бюджета, поэтому и не были произведены расчеты и учтены рекомендации экспертов. В итоге начал страдать бизнес, а в конечном счете и бюджет, так как проблемы бизнеса всегда сказываются на налоговых поступлениях.

«Я сама в прошлом году была на встрече с предпринимателями, – продолжает Ерзакович, – с представителями «Атамекена» мы обсуждали возникшие у бизнесменов проблемы. И все сошлись на мнении, что да, какой-то бизнес проигрывает, но какой-то, напротив, выигрывает. Тогда же пришли к выводу, что необходимо полноценное исследование, чтобы понять, действительно велосипедисты снижают доходы бизнеса или, наоборот, способствуют развитию. Нужен четкий анализ, проведенный с помощью различных инструментов, потому что на самом деле очень много факторов влияют на бизнес. И те данные, которые приводятся, для специалистов звучат неубедительно».

По словам Ерзакович, тогда, во время встречи, бизнесмены в основном были недовольны тем, что решения принимают без обсуждения.

«Сейчас, когда заявляют, что улица будет перестроена, опять возникает недоумение. Меня и моих коллег, которые долгие годы занимаются программой развития вело- и пешеходных улиц, смущает тот факт, что решение принимается без привлечения экспертов. Надо взвесить все «за» и «против» прежде чем принимать такие важные для города решения», – говорит Елена Ерзакович.

Катерина Клеменкова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: