Настоящий ажиотаж и возмущение шымкентцев вызвало сообщение о том, что 6,5 км велодорожки в городском дендропарке стоят 500 млн бюджетных тенге, передает корреспондент Inbusiness.kz.
Пост-возмущение написал общественный активист Амангельды Калыбек на своей странице в "Фейсбуке". А комментарии под ним ясно показали, что горожане разделяют мнение общественника. При встрече Амангельды показал так и не заасфальтированную дорогу на своей улице и засохшие деревья и туи по двум соседним с ней автотрассам микрорайона Достык. Деревья, а также розы, уверяет активист, высадили лишь весной 2020 года. Сейчас вдоль проезжей части красуются только высохшие остовы и палки. Стоит уточнить, что живет активист в микрорайоне Достык, построенном еще в 2006 году по инициативе тогдашнего акима города Умирзака Амета.
"Наша беда – это коррупция в системе госуправления от самого верха до самого низа, по вертикали и по горизонтали. Меня возмутило то, что бюджет города транжирится таким образом. Нагло, неприкрыто, и вы сами видели среднюю рыночную стоимость строительства велодорожек. Это все дорого, по завышенным ценам, якобы это все делается во благо горожан. Но на самом деле, если они хотят сделать работу, благоустроить город и обеспечить работой людей во время карантина, пусть приедут вот на нашу улицу. Здесь никакого асфальта исторически не было, проблемы с вывозом мусора – его по две недели не вывозят, с питьевой водой постоянные перебои. Вот я даже могу назвать конкретный адрес: Шымкент, микрорайон Достык, улица Тилектес. Приезжайте – делайте, мы будем только рады. Не перекапывайте улицы города, не переделывайте то, что недавно было сделано и построено", – призвал представителей городской власти шымкентский активист Амангельды Калыбек.
Сегодня власти мегаполиса устроили для журналистов брифинг на выезде, прямо в реконструируемом в очередной раз дендропарке, и объяснили, что их просто неправильно поняли. Это вся работа стоит около 500 млн тенге, а исключительно прогулочный велотрек всего-то 134 млн.
"Проект был изготовлен в 2018 году, из бюджета 2019 года было предусмотрено 490 млн тенге. Стоимость на сегодня после конкурса составляет 458 млн тенге. Выиграло ТОО ПМК-7. Велодорожка – 134 млн тенге, беговая дорожка – 94 млн тенге, освещение – порядка 100 млн. Кроме этого, предусмотрены еще беседки, урны, благоустройство территории. Проект начался в марте, завершение – декабрь текущего года, на сегодня 50% проекта выполнено, освоено порядка 230 млн тенге", – сообщил руководитель управления строительства Шымкента Ербол Ахметов.
Стоимость все равно большая: километр – 20 млн 600 тысяч тенге. Сейчас уже сделано почти 4 км велодорожки, но более всего ужаснуло журналистов, что асфальтовое покрытие положили прямо поверх детской железной дороги.
На самом деле детская железная дорога – это уникальный аттракцион, построенный в городе 40 лет назад. Это настоящая узкоколейка, по которой ходил маленький тепловоз с вагонами. Несколько лет назад из бюджета даже выделялись приличные суммы на реконструкцию двух станций. Хотя сам поезд в последний раз проехал свои 6,5 км почти 10 лет назад. На его маршрут и рельсы уже покушался аким Абдрахимов, изветсный своей любовью к двухколесным, который как раз и предлагал убрать металл и устроить на этой трассе велодорожку от начальной до конечной станции. Даже успели демонтировать часть рельсов. Но тогда общественность города выступила с резкой критикой, и идею свернули.
И вот получается, что мысль о возрождении прекрасного и любимого горожанами объекта развлечения и отдыха вообще закатали под асфальт для нужд любителей двухколесных прогулок. Чиновники попытались заверить, что раз рельсы не убрали, значит, и при возможной реанимации детского поезда он якобы прекрасно уживется с новым покрытием. Хотя и неспециалистам понятно, что это невозможно.
"Во-первых, детская ж/д дорога уже лет 10 не работает. Главное, сохранилась основа, ж/д осталась. При восстановлении детской ж/д дороги не понадобится больших расходов, потому что рельсы стоят и шпалы лежат. Под велодорожку заняли от силы 700-800 метров. При приближении поезда велосипедисты могут его пропустить. Мы как раз на 6,5 км внесли несколько предложений, чтобы сделать съезды уступить дорогу", – уверяет директор ГККП "Шымкентский государственный дендрологический парк" Бейбит Мошкалов.
Напомним, в 2009 и 2010 годах, то есть всего 10 лет назад, шымкентский дендропарк пережил грандиозную реконструкцию: были заменены входная арка (в старой строители обнаружили трещины), прилегающая к ней площадь, пешеходные дорожки, заменено около шести километров асфальта и вычищено дно озера, сделана дорога вокруг него, построена аллея молодоженов, водопад и мост, ограда вокруг парка. Общая стоимость более 460 млн тенге. Однако в 2018-м входную арку снова реконструировали и опять переложили плитку у входа, сейчас ее снова меняют. Два года назад было истрачено 200 млн тенге из областного бюджета. Кстати, тогда директор парка Бейбит Мошкалов обещал, что в сумму проекта заложен и телескоп, которым смогут пользоваться все посетители. Но короткий опрос среди коллег показал, некоторые видели его закрытым в будке, но никто так ни разу и не посмотрел через него на звезды.
Дендропарк был разбит в 1980 году по инициативе Асанбая Аскарова (в то время руководителя Чимкентской области) на месте городской свалки на 151 гектаре. Сейчас осталось 117 га. И насчитывал 500 тысяч деревьев и 1360 видов кустарников редких и экзотических пород. Одновременно открылась и детская железная дорога, которой присвоили имя Героя Советского Союза Гани Муратбаева.
Мира Бахытова, Шымкент
Подпишитесь на наш канал Telegram!