Вертолетный завод ждет госзаказов

Жанболат Мамышев Жанболат Мамышев
14762

"Еврокоптер Казахстан" занимается лишь обслуживанием вертолетов.

Вертолетный завод ждет госзаказов

ТОО "Еврокоптер Казахстан инжиниринг", созданное в 2011 году для производства вертолетов, вынуждено уже более года заниматься обслуживанием техники и обучением/переобучением пилотов. Компания была создана в 2010 году на паритетной основе на основании рамочного соглашения между АО "НК "Казахстан инжиниринг" и EUROCOPTER (Франция/Германия). С того времени компания успела произвести и поставить клиентам в Казахстане 26 вертолетов ЕС 145. 18 из них были приобретены комитетом по ЧС министерства внутренних дел, восемь – министерством обороны.

"ЕС 145 – 18 вертолетов КЧС приобрело, восемь вертолетов – министерство обороны. Плюс мы два легких вертолета собрали ЕС 130 в 2015 году. Последний вертолет – ЕС 145 был собран в конце 2014 года", – сказал главный менеджер ТОО "Еврокоптер Казахстан инжиниринг" Александр Савельев в ходе посещения городских объектов в рамках подготовки очередной сессии столичного маслихата.

Государство прекратило приобретать вертолеты после покупки 26 машин, хотя изначально планировалось поставить 45 вертолетов.

"Нужны заказы. Нужны государственные потребности. 26 мы собрали, и для комитета по чрезвычайным ситуациям, и министерства обороны оказалось достаточно того количества. Хотя мы видим, что у них еще есть потребность в покупке", – сказал он.

Компания способна производить до 10 вертолетов ежегодно. При этом, к примеру, на большом рынке соседней России есть официальный дилер по продаже вертолетов. Но российская компания является стопроцентной "дочкой" франко-немецкой Airbus Helicopters, поэтому более заинтересована в продаже не казахстанских вертолетов, полагает г-н Савельев.

Единственной коммерческой сделкой вне заказов КЧС и МО для казахстанского завода оказалась поставка двух легких вертолетов ЕС 130 в 2015 году, но этим все и закончилось. Теперь завод специализируется на обслуживании и обучении.

Минобороны и КЧС проводят обслуживание своих вертолетов и обучают/переобучают своих специалистов на специальном тренажере.

"Заказы (от МО и КЧС на обучение/переобучение летно-технического персонала. – Прим. автора) до конца года практически. На ежедневной основе", – сказал Александр Савельев.

Инспекция одного вертолета занимает полтора-два месяца. На обслуживание залетают и вертолеты из других стран.

В частности, в настоящее время на заводе проходит обслуживание вертолет ЕС-145 монгольской авиакомпании А Jet. Представитель монгольской авиакомпании уточнил abctv.kz, что всего авиакомпания владеет двумя вертолетами ЕС-145, перевозя на них туристов по Монголии и выполняя другие заказы. В Монголии представлены в основном российские вертолеты, но данная авиакомпания сделала выбор в пользу ЕС-145 ввиду комфортности и недорогой стоимости перелета. Для того чтобы пройти обслуживание в Астане, вертолет совершил две дозаправки на пути из Монголии. Ранее "Еврокоптер Казахстан" также обслуживал вертолет из Якутии, три туркменских вертолета с выездом в Туркменистан.

Комплектующие для компании поставляются из Германии, Франции и Японии (Kawasaki). Взлетная масса вертолета ЕС 145 составляет 3585 килограммов, вместимость – до 10 человек плюс два пилота. Мощность одного двигателя – 750 лошадиных сил. При отказе второго двигателя вертолет может лететь на одном двигателе. Дальность полета без дозаправки около 700 километров.

В компании из 39 сотрудников работают всего два иностранца, но они занимают ключевые позиции – гендиректора и финансового директора.

Товарищество с ограниченной ответственностью "Еврокоптер Казахстан инжиниринг" создано в целях реализации проекта вертолетного производства в Республике Казахстан на основании рамочного соглашения между АО "НК "Казахстан инжиниринг" и EUROCOPTER (Франция/Германия) от 27 октября 2010 года.

ЕС 145 – многофункциональный вертолет. В операциях на суше и на море ЕС 145 является лидером в своем классе среди вертолетов среднего класса и в категории вертолетов с двумя двигателями. С вместимостью до 12 мест для пилотов и пассажиров, этот многоцелевой вертолет сочетает в себе последние разработки компании "Еврокоптер", такие как современный дизайн салона, усовершенствованные системы авионики и электроники. ЕС 145 предлагает проверенную бесшарнирную несущую систему с монолитной титановой втулкой и улучшенные лопасти несущего винта, обеспечивающие низкий уровень шума и вибрации. Вертолет ЕС 145 оснащен двумя двигателями Turbomeca Arriel 1E2, которые обеспечивают высокую производительность и существенный запас мощности даже в случаях, когда один из двигателей не работает. Надежность двух двигателей вертолета ЕС 145 увеличивается за счет полностью разделенной топливной системы, тандемной гидравлической системы, двойной системы электроники и дублирующей системы смазки главной трансмиссии. Кроме того, интегрированные аспекты безопасности включают в себя энергопоглощающий фюзеляж и сиденья, а также ударопрочные топливные элементы. Также вертолет ЕС 145 позволяет выполнять операции по категории А, вплоть до операций первого класса, согласно единым авиационным требованиям по коммерческим воздушным перевозкам JAR-OPS 3. В сравнении с другими вертолетами в своем классе ЕС 145 предлагает значительно больший салон, который обеспечивает отличную видимость для пилотов, экипажа и пассажиров, просторный салон без перегородок и уникальную возможность для боковой и задней погрузки.

Жанболат Мамышев