Евразийская группа (Eurasian Resources Group (ERG) планирует балансировать свою будущую ветряную генерацию маневренной угольной. Об этом в кулуарах круглого стола "Подведение итогов года по развитию возобновляемой энергетики в Казахстане в 2024 году", организованного ассоциацией ВИЭ Qazaq Green в Астане, сообщил руководитель департамента по энергетике горно-металлургической компании Евгений Никитин, передает inbusiness.kz.
На мероприятии обсуждалось применение электрохимических систем накопления энергии, то есть батарей, для растущего сегмента ВИЭ при интеграции в сети. Как известно, генерация ВИЭ переменна, из-за чего при сбавлении выработки "зеленой" электроэнергии требуется ее балансирование маневренными электрическими мощностями.
"Мы считаем, что нужно рассматривать системы накопления наравне с другими возможностями балансирования. Мы для своего проекта ВИЭ – ВЭС "Хромтау-1" по 150 МВт возле Хромтау планируем использовать для балансирования нашу крупнейшую электростанцию Евроазиатской электроэнергетической корпорации (ЕЭК) в Аксу. Оттуда передаем маневренную мощность через автоматическое регулирование частоты и мощности (АРЧМ) системному оператору KEGOC, по сути, развивая концепцию маневренного угля. В ней уголь из условного врага ВИЭ превращается в союзника, то есть когда мы маневрируем углем, то, во-первых, в текущих реалиях это дешевле, во-вторых, происходит плавный поэтапный переход от угля к ВИЭ за счет того, что суммарное потребление угля при повышениях маневрирования снижается. Конечно, концепция маневренного угля сама по себе требует технических решений и нормативных уточнений, но в целом это технически реализовано, к примеру, в северной провинции соседнего Китая ВИЭ именно так и регулируется", – рассказал специалист.
По его словам, маневрирование базовой угольной генерацией с небольшими переделками, конечно же, негативно влияет на надежность и эффективность электростанции. Однако при правильном подходе с технической точки зрения и нормативной базы процесс является управляемым и контролируемым, а главное, переход на ВИЭ при помощи угля становится более дешевым для потребителя на первом этапе, чем накопители, которыми также нужно заниматься, считает он.
В разговоре он уточнил, что ветрогенераторы "Хромтау-1", первая очередь которых подключится до конца года, будут иметь коэффициент использования установленной мощности (КИУМ) 38-40%. Кроме того, в конце ноября ERG подписала соглашение о потенциальном сотрудничестве по строительству ветряной электростанции в районе Экибастуза с установленной мощностью 200 МВт. В целом у Евразийской группы пятью электростанциями в среднем по году генерируется чуть больше 2,1 ГВт, из которых она сама потребляет примерно 1,8-1,9 ГВт, а излишки продаются единому закупщику электроэнергии. "Зеленая" электроэнергия необходима корпорации, чтобы снижать влияние вводимого в Европе трансграничного углеродного налогообложения при экспорте товаров.
"Мы исходим из того, что развитие ВИЭ в группе ERG – это способ сохранить налоги в стране. Потому что наши продукты, которые идут на экспорт в Евросоюз, будут требовать CBAM (carbon border adjustment mechanism – механизм трансграничного углеродного регулирования) – трансграничного углеродного налога с 2026 года. Мы, собственно, и планируем направлять большую часть "зеленой" электроэнергии на эти наши предприятия, чтобы этот налог не платить в Европе, а лучше эти деньги оставлять в Казахстане. Для этого мы и развиваем ВИЭ, чтобы озеленить собственную продукцию, которая с 2026 года будет облагаться углеродным налогом вначале в Европе, а затем, вероятно, и во всех странах мира", – пояснил Евгений Никитин, указав, что такая мобильность с использованием электроэнергии ВИЭ внутри энергосистемы Казахстана будет базисно помогать в экспорте алюминия и ферросплавов, затем, возможно, и железорудной продукции в зависимости от внешней конъюнктуры.
Дополнительным стимулированием развития генерации ВИЭ могло бы посодействовать возвращение нормы льготной транспортировки по магистральным электросетям, которая существовала ранее, полагает представитель горнометаллургической корпорации.
"Норма, которая была в законодательстве изменена этой осенью, говорит о том, что любая транспортировка электроэнергии ВИЭ по двухсторонним контрактам является платной, до этого она была бесплатна. У нас возник некий диссонанс. Мы, с одной стороны, поддерживаем маломасштабные ВИЭ за счет законодательных изменений, но при этом двухсторонние контракты, которые желательно также поддерживать, где есть также заинтересованность бизнеса, наоборот, поддержку убрали. Мы считаем, что двухсторонние контракты, которые не имеют поддержки расчетно-финансового центра (РФЦ) по ВИЭ, должны тоже иметь стимулирование. Один из методов стимулирования, который мог бы быть, — это исключение либо снижение стоимости транспортировки. На этом сфокусировано сейчас наше обсуждение с министерством энергетики", – поделился специалист.
В корпорации предлагают ограничить срок действия по льготной транспортировке "зеленой" электроэнергии, которая не закупается приоритетно РФЦ по ВИЭ, до 2035 года.
"Мы предлагаем со своей стороны такую норму, которая имела бы ограниченный срок действия для того, чтобы двухсторонние контракты можно было бы тоже простимулировать, и тот аргумент, который был принят для того, чтобы норму исключить – что двухсторонние контракты увеличивают затраты системного оператора (KEGOC. – Прим.), но ведь мы условно решили проблему, которой, по сути, еще нет – нет двухсторонних контрактов и нет проблем у системного оператора. Норму если бы сделать с ограниченным сроком, то мы бы, с одной стороны, простимулировали бы развитие двухсторонних контрактов, с другой стороны, мы бы, ограничив сроком, не повлияли бы на деятельность системного оператора. Таким образом, когда двухсторонние контракты заняли бы какую-то более-менее понятную величину и возникло реальное воздействие на деятельность системного оператора, то тогда плата была бы увеличена за транспортировку", – высказал свое личное мнение Евгений Никитин.
Читайте по теме:
Казахстан может стать лидером в ветровой энергетике, уверены в минэнерго РК