ВИЭ заработают на девальвации

Куралай Абылгазина Куралай Абылгазина
9410

Министерство энергетики определилось с механизмом валютной индексации тарифов на электроэнергию, получаемую от возобновляемых источников энергии (ВИЭ). 

ВИЭ заработают на девальвации

Вскоре ведомство презентует новый механизм в правительстве. Фиксированные тарифы на электроэнергию ВИЭ будут повышены, если рост курса доллара превысит 25% в годовом выражении.  

В марте 2016 года сенат принял поправки, предусматривающие ежегодную индексацию фиксированных тарифов на электроэнергию, генерируемую ВИЭ, с привязкой к изменению курса тенге по отношению к иностранной валюте. Однако поправки не включали в себя сам механизм индексации. На сегодня стоимость зеленой электроэнергии до сих пор формируется по старому методу – применяются тарифы 2014 года, ежегодно индексируемые с учетом инфляции.  Последний раз тарифы были пересмотрены в октябре.  По данным министерства национальной экономики индекс потребительских цен в сентябре 2016 года по сравнению с сентябрем 2015 год составил 116,6%. Таким образом, после индексации тарифы сформировались на уровне: ветровые электростанции - 26,44 тенге за киловатт-час (кВтч), солнечные (фотоэлектрические преобразователи солнечной энергии) -  40,35 тенге/кВтч, малые гидроэлектростанции - 19,48 тенге/кВтч. Для сравнения "Экибастузская ГРЭС-2" (угольная генерация) продает электроэнергию по 8,66 тенге/кВтч.

Новый механизм Минэнерго позволяет индексировать тарифы на инфляцию и курс доллара, если его рост превысит 25% в годовом выражении. Тариф будет сформирован на 70% с учетом инфляции и только на 30% в зависимости от курса доллара.

"Учет изменения валютного курса (при индексации – прим.авт) будет в том случае, если разница будет выше 25%, то есть произойдет существенный скачок. При этом будет индексироваться на 30% от изменения валютного курса, 70% - от инфляции. Если такого скачка не будет, то тариф проиндексируется на инфляцию. Пока законодательство обсуждается, трудно прогнозировать, что механизм вступит в силу", - уточнили предлагаемые поправки в пресс-службе Минэнерго.

Спасти инвестора
Ранее abctv.kz сообщал, что правительство рассмотрит предложения Минэнерго в декабре этого года. По словам вице-министра энергетики Бакытжана Джаксалиева, решение привязать тарифы к доллару продиктовано необходимостью сохранить инвестиционную привлекательность проектов по возобновляемой энергетике в Казахстане. При утверждении тарифов на ВИЭ (в тенге) в 2014 году правительство руководствовалось принципом "тарифы в обмен на инвестиции". Предполагалось, что высокая стоимость зеленой электроэнергии позволить окупить вложения инвесторов в течение около 15 лет. Однако, добавил г-н Джаксалиев, девальвация тенге и переход на свободноплавающий курс в августе 2015 года скорректировал планы бизнесменов, и тенговые тарифы перестали быть выгодными.  

"Инвестиционная привлекательность за счет высокого фиксированного тарифа была очевидна, и многие инвесторы пришли в Казахстан. Однако девальвация снизила преимущество республики", - пояснил г-н Джаксалиев на энергетическом форуме в Астане.

Более того, на создание солнечных и ветровых электростанций предприниматели привлекали кредиты в валюте в основном у международных институтов развития. Сейчас отечественный рынок ВИЭ находится в стагнации, несмотря на существующие меры поддержки, считает генеральный директор Samruk Kazyna - United Green Нурлан Капенов. Отметим, компания реализует проект солнечной электростанции "Бурное-Солар" в Жамбылской области.  

"Местные и иностранные инвесторы приостановили реализацию своих проектов, а международные финансовые институты выразили обеспокоенность в связи со сложившейся ситуацией на рынке ВИЭ. Изменение денежно-кредитной политики и последующее ослабление тенге привели к увеличению операционных и финансовых расходов по действующим проектам ВИЭ и увеличению капитальных затрат по перспективным проектам. Это снижает инвестиционную привлекательность данной отрасли для инвесторов и финансовых институтов. Ситуация усугубляется отсутствием в Казахстане долгосрочного заемного финансирования в национальной валюте", - сказал он abctv.kz.

Платить потребителю
Покупателем зеленой электроэнергии является расчетно-финансовый центр АО KEGOC. Закуп идет по высоким фиксированным тарифам, которые согласно старому методу ежегодно индексируются с учетом инфляции. Такая электроэнергия направляется в общую национальную электрическую сеть. Пока доля ВИЭ в общем объеме генерируемой электроэнергии в стране составляет менее 1%. Поэтому высокие тарифы на ВИЭ размываются и компенсируются низкими ценами на электроэнергию, генерируемую угольными станциями. Но, в любом случае, развитие ВИЭ в Казахстане оплачивают конечные потребители – население и промышленники.

"Ввод возобновляемой энергетики, безусловно, диктует рост тарифов в целом для экономики страны. Принятая законодательным образом схема обременяет наших потребителей. Соответственно, такая позиция практически в 80% генерирующим (электроэнергию традиционным способом – прим.авт) объектам не нравится. Однако это закон, и его надо исполнять", - отметил вице-министр Джаксалиев.

В сентябре abctv.kz приводил подсчеты ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Казахстана (АГМП), согласно которым с 2015 по 2020 годы потребители могут выплатить 512 млрд тенге за производство зеленой электроэнергии, где валютная составляющая достигнет 193 млрд тенге. Индексация тарифа ВИЭ к курсу доллара прибавит примерно 1 тенге к 8 тенге за киловатт-час угольной генерации уже в следующем году.  Это повлечет за собой увеличение затрат для предприятий ГМК, несмотря на то, что большую часть необходимой им электроэнергии производят их собственные структуры.

"Толчок в развитии промышленности и МСБ возможен только при условии более низких затрат предприятий, прежде всего на электроэнергию, газ и многие энергоносители, которые попадают в себестоимость продукции", - озвучил свое мнение глава ассоциации Николай Радостовец в беседе с abctv.kz.

По его мнению, для развития ВИЭ наиболее правильным было бы привлекать инвесторов на конкурсной основе. К примеру, выбирать тех, кто сможет предложить минимальные цены на электроэнергию взамен на налоговые преференции и прямые госдотации.

"Создание электростанции на солнечной или ветровой энергии - это не самоцель. Мы имели много проектов, которые были реализованы и по истечении какого-то времени прекратили существование. Нам бы не хотелось, чтобы иностранный инвестор за два-три-пять лет окупил (затраты – прим.авт) и бросил станцию, поскольку тарифы на электроэнергию не сохранятся такими высокими в будущем", - заключил Николай Радостовец.

Куралай Абылгазина 

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться