По словам мажилисмена Николая Арсютина, в 2022 году минторговли запланировало расходы в размере 600 млн тенге на субсидирование ставок вознаграждения по выдаваемым кредитам и совершаемым лизинговым сделкам, которые подлежат страхованию со стороны национального института развития АО Kazakh Export, передает inbusiness.kz.
"Согласно отчету правительства, ни один экспортер запланированную поддержку не получил, а средства остались неосвоенными. Получается, по вине вашего министерства бизнес остался без господдержки, что, вероятно, привело к потерям рынков. При этом указана всего одна причина неосвоения – это отсутствие правил по субсидированию ставки вознаграждения. В связи с этим у меня вопрос – разве не ваше министерство должно было эти правила разработать? Почему это не было сделано своевременно и почему подведомственный институт не приступил к работе в 2022 году?" – спросил он.
В свою очередь министр торговли и интеграции Серик Жумангарин ответил, что в конце 2021 года был принят закон о промышленной политике, в котором был предусмотрен такой механизм: покупающие казахстанскую продукцию импортеры высокого передела имеют право на субсидирование ставки вознаграждения, выдаваемое казахстанскими финансовыми организациями.
"При этом субсидирование ставки вознаграждения должен был проводить финансовый агент, который одновременно занимался страхованием экспортных рисков. На тот момент это был "КазахЭкспорт". Но в процессе работы АРРФР было отказано в назначении "КазахЭкспорта" единым оператором, поскольку на тот момент компания, согласно закону о страховании, не имела права заниматься иными видами деятельности, кроме страхования. Поэтому министерством было предложено пока использовать потенциал фонда развития "Даму" для проведения субсидирования ставки вознаграждения. "Даму" согласился", – сказал он.
При этом было необходимо внести изменения в правила приоритетных видов деятельности для продукции высокого передела, которую ведет МИИР.
"После изменений со стороны МИИР была открыта дорога для принятия соответствующих правил субсидирования, которые были приняты в конце лета. На сегодняшний день они есть. Но окончательно решить этот вопрос поможет только принятие законопроекта об экспортном страховом агентстве, который сегодня находится в парламенте. Я слышал, что первое чтение запланировано на конец июня, надеемся, в этом году этот законопроект уже в полном виде получить. Самая главная причина – было неправильное планирование и прогнозирование", – ответил Жумангарин.
В основе этого инструмента лежат реальные контракты, в данном случае они были связаны с заводом, который выпускает локомотивы, добавил он.
"У нас по ним достаточно хорошая потребность была, 7 локомотивов собирался купить Азербайджан, 4 локомотива – Таджикистан, 2 локомотива – Кыргызстан. Однако партнеры не договорились о цене, они просят скидку. Кроме того, есть работа, связанная с ремонтом кыргызстанских вертолетов на 405-м вертолетном ремонтном заводе. Поэтому причина неосвоения в том, что соответствующих партнеров, которые бы работали с казахстанскими предприятиями, на тот момент не было. Сегодня этот момент прорабатывается, сумма несколько уменьшена в бюджете текущего года, надеемся, что ее освоим. Вину министерства не снимаю, по вине нашего министерства", – резюмировал он.
Читайте по теме:
В РК за три года ставки по кредитам для бизнеса просубсидировали на 1,5 трлн тенге