Visa представила результаты исследования, проведенного компанией FusionLab среди женщин-предпринимательниц из 7 городов Казахстана – Нур-Султана, Алматы, Шымкента, Павлодара, Петропавловска, Актобе и Усть-Каменогорска[1]. Результаты исследования определили особенности женского предпринимательства в Казахстане, основные причины для открытия своего дела, проблемы и стереотипы, с которыми предпринимательницы встречаются в повседневной деятельности, а также ключевые вызовы, с которыми столкнулся микро-, малый и средний бизнес в период пандемии. Исследование проводилось в рамках центральноазиатской волны глобальной инициативы She’s Next. Empowered by Visa, направленной на поддержку женщин в бизнесе, которые управляют, финансируют, развивают или только планируют начать собственное дело.
Процветание экономики страны во многом зависит от того, насколько в ней развито женское предпринимательство, если женщины будут участвовать в развитии мировой экономики на равных с мужчинами на постоянной основе, то до 2025 года ежегодный глобальный уровень ВВП возрастет на 26% с прибылью в 28 триллионов долларов.
"Мы отмечаем, что женщины открывают и развивают собственный бизнес, даже если культурные и социально-экономические условия не всегда благоприятны, даже в условиях пандемии. Поэтому мы видим свою задачу в поддержке женщин-предпринимательниц, их роста и успешного развития. В рамках инициативы She’s Next Empowered by Visa мы стремимся помочь предпринимательницам в этот непростой период адаптироваться к новым условиям, во-первых, за счет диджитализации, и во-вторых, помогая экспертными знаниями и опытом. Мы надеемся, что наша глобальная инициатива позволит сформировать площадку для приобретения необходимых знаний, навыков и обмена опытом для развития своего дела и будет способствовать дальнейшему развитиюя женского предпринимательства в Центральной Азии", – комментирует Вера Платонова, старший вице-президент и генеральный менеджер Visa в странах СНГ и Юго-Восточной Европы.
Ключевые результаты исследования
Женское предпринимательство: основные характеристики, вызовы и возможности
Основной сферой деятельности для большей части респондентов является торговля (28%), в частности розничная торговля непродовольственными товарами. Также женщины активно развивают бизнес в таких отраслях, как образование (11%), индивидуальные услуги (11%), отели/рестораны/кафе (10%), недвижимость (9%) и медицинские услуги (8%). При этом для тех, кто только планирует открыть свое дело, торговля является наиболее привлекательной нишей (28%).
Говоря о популярных направлениях для развития женского предпринимательства, важно отметить, что 54% респондентов считают, что в Казахстане существует разделение на "мужской" и "женский" бизнес. Так, к "типичным женским" сферам относят: индивидуальные услуги, мода и дизайн, розничная торговля продовольственными товарами, медицинские услуги.
Рассуждая о причинах для старта собственного бизнеса, женщины чаще всего называют стремление получить финансовую независимость (62%), возможность заниматься любимым делом (45%) и возможность заработать больше денег (44%). И хотя, с одной стороны, больше половины участниц исследования считают, что открыть собственный бизнес для женщины – это смелый шаг, с другой – большинство респондентов уверены, что женщине, которая хочет открыть свое дело, не стоит бояться и необходимо усердно работать над развитием своего дела. Кроме того, женщина-предпринимательница, по мнению опрошенных, должна обладать такими качествами, как уверенность в себе, стрессоустойчивость, инициативность и работоспособность.
На пути любого начинающего предпринимателя возникает целый ряд сложностей: основной проблемой при открытии бизнеса больше половины активных предпринимательниц (58%) считают набор хорошей команды сотрудников, 42% отмечают сложности в совмещении ведения бизнеса и домашних обязанностей, также 61% испытали некоторые сложности во время привлечения денежных средств для открытия собственного дела, наиболее тяжело было найти финансирование тем, кто занят в сфере предоставления медицинских услуг. Также, по мнению большинства респондентов, женщине в бизнесе мешают: нерешительность, мягкость характера, доверчивость и эмоциональность.
Гендерное равенство в бизнесе
Женщины убеждены, что они справляются со своими обязанностям наравне с мужчинами, исключением является решение технических проблем. Также большинство опрошенных (64%) считают, что пол не оказывает влияния на ведение бизнеса. Тем не менее женщины отмечали, что столкнулись со сложностью совмещения бизнеса и заботы о семье и близких.
Использование возможностей онлайна и технологий
Как показывают результаты исследования, сегодня больше половины (52%) действующих предпринимательниц используют Интернет для продаж своих товаров или услуг, при этом подавляющее большинство женщин, чье предприятие присутствует в Интернете (78%), отмечают позитивное влияние расширения онлайн-каналов.
О необходимости присутствия в диджитале, задумываются и те, кто намеревается открыть в ближайшем будущем свой бизнес: большинство планируют развивать присутствие в Интернете совместно с запуском физической точки продажи.
Если говорить об использовании платежных технологий, то наличные все еще являются основным способом приема платежей, однако большинство предпринимательниц предоставляет покупателям возможность осуществлять оплату и в безналичной форме: с помощью платежных карт, банковских переводов, используя технологии QR-платежей, Apple Pay и др.
Женщины использовали пандемию, чтобы улучшить профессиональные навыки
В период пандемии больше трети действующих предпринимательниц стали уделять больше времени ведению бизнеса, саморазвитию и обучению, около 30% – занятиям с детьми и уходу за собой, в то же время меньше уделяют времени отдыху и развлечениям. Сократилось время и на занятия спортом, что, в частности, было вызвано введенными ограничениями на посещение заведений и передвижения.
Женщины, которые планируют открыть свое дело, во время пандемии тоже стали больше тратить времени на выполнение домашних дел и занятия с детьми, но в то же время у них освободилось время над подготовку запуска собственного бизнеса, а также саморазвитие и уход за собой.
Оптимистичный прогноз
Несмотря на существующие сложности и новые вызовы на фоне коронакризиса, большинство женщин-предпринимательниц планируют расширять бизнес на следующий год, при этом ключевыми показателями для улучшения являются: увеличение выручки/дохода, увеличение ассортимента товаров/услуг и оптимизация расходов.
Среди тех, кто только планирует открывать свое дело, большинство готовы перейти от планов к действию уже в этом году.