На фоне увеличения поставок твёрдого топлива для коммунально-бытовых нужд в последнюю неделю ноября на железнодорожных угольных тупиках Усть-Каменогорска в несколько раз уменьшились очереди автомашин.
"Уголь идёт. В дороге много вагонов, – рассказал директор ТОО "Сейком" возле станции Оскемен-1, Николай Кондратьев, который реализует оптом бытовой уголь населению и ряду предприятий ВКО. – За выходные 24-25 ноября было большое накопление угля, плюс ещё в понедельник были поставки. За три дня пришло 56 вагонов. До этого ежесуточно приходило по шесть-восемь вагонов".
Потоки твёрдого топлива для населения с угольного разреза АО "Каражыра" для отопительного сезона 2018/19 шли неравномерно. Они резко увеличились с середины сентября – до 21 вагона ежесуточно только для Усть-Каменогорска, потом в октябре пошли на большой спад. Заместитель руководителя Управления энергетики и ЖКХ ВКО Асхат Букатов тогда объяснил снижение поставок тем, что АО "Каражыра" направило потоки угля в северные регионы Казахстана, в частности, в Костанай.
Сейчас, по словам Николая Кондратьева, обеспеченность углём по его предприятию составила около 88%. С начала года по декабрь 2018 года угольный тупик на станции Оскемен-1 сделал заявку на поставки 105 тыс. тонн твёрдого топлива. Уже реализовано вместе с социальным больше 78,9 тысячи тонн на 27 ноября. Из них ТОО "Сейком" продало населению более 15 тысяч тонн социального угля. Сейчас на предприятии очереди за углём практически нет, но здесь не исключают, что она может появиться в начале декабря, когда конечные покупатели начнут получать пенсии и зарплаты.
"Мы по 200 машин в сутки отпускаем, что тогда, что сейчас. Но всё это идёт размеренно", – говорит Николай Кондратьев.
На ТОО "ВЭУС", которое находится рядом со станцией Новоустькаменогорск, автомашин собирается чуть больше – около полутора десятка. Владельцы грузовиков рассказывают, что уголь массированно пошёл с 23 ноября, а до этого на тупике собиралась очередь из 100-150 машин.
"Сейчас уже все набрали уголь, клиентов у нас нет. Мы делаем один-два рейса в неделю, – говорят доставщики угля. – Очень большие потоки угля с АО "Каражыра" идут. Но мы считаем, что надо открывать еще точки по оптовой продаже угля АО "Каражыра", который в регионе пользуется наибольшей популярностью. Есть тупики по продаже угля из других регионов Казахстана, от 11 тысяч до 13 тысяч тенге за тонну. Он дороже и горит хуже. Также в будущем для искоренения очередей нужны большие поставки угля ежесуточно, как это было три года назад – по 10-15 вагонов".
Начальник станции Новоустькаменогорск Даурен Айтуганов отметил, что ежесуточно на ТОО "ВЭУС" сейчас приходит до 15 вагонов в сутки. За прошедшие субботу-воскресенье выгрузили 24 вагона угля только для населения, это 1,5 тысячи тонн. Помимо этого, приходит уголь для местной птицефабрики. В этом году в Усть-Каменогорске открылись другие тупики, но популярный уголь с АО "Каражыра" в административном центре Восточного Казахстана можно купить только в ТОО "Сейком" и ТОО "ВЭУС".
"С 1 по 23 ноября пришло для ТОО "ВЭУС" 184 вагона угля, – говорит начальник отдела логистики Восточно-Казахстанского отделения грузовых перевозок Алмас Сейсемканов. – В целом на 114 процентов в этом году идёт увеличение поставок твёрдого топлива с аналогичным периодом прошлого года".
Стоимость угля с железнодорожных тупиков – 8800 тенге, социального – 8350 тенге. Цена за его доставку к конечным потребителям составляет по Усть-Каменогорску 15 тыс. тенге и выше.
Сейчас в ВКО распространяется неофициальная информация о якобы снижении цен на уголь. По словам Николая Кондратьева, она не соответствует действительности: на днях акимат Восточно-Казахстанской области, АО "Каражыра", биржевые трейдеры и владельцы крупных угольных тупиков Усть-Каменогорска и Семея подписали меморандум о сотрудничестве, по которому стороны обязуются не допускать повышения розничной цены на коммунально-бытовой уголь до конца отопительного сезона 2018/19.
Согласно меморандуму, как сообщила пресс-служба акима ВКО, областной акимат взял на себя обязательства по координации работы частных перевозчиков.
"Получая уголь на тупиках, они завышают стоимость доставки, которая составляет 35-40 тенге за тонно-километр. Акимат ограничит наценку до 20-25 тенге, это будет не накладно для жителей", – процитировала пресс-служба слова заместителя акима ВКО Серика Актанова.
Пока, по словам пресс-службы, не исчерпан вопрос об обеспечении жителей социальным углём. На этот отопительный сезон было заявлено 35 тыс. тонн социального угля, но к началу ноября его весь выдали. А в списке, который формирует акимат Усть-Каменогорска, люди ещё остались. В акимате ВКО пообещали, что социальный уголь получат все, кому он положен. Ожидается, что в Усть-Каменогорск придёт ещё около пяти тысяч тонн твёрдого топлива для "социальщиков". По данным пресс-службы акима ВКО, в целом регион обеспечен углём выше чем на 80%, хотя есть области Казахстана, где снабжение твёрдым топливом составило чуть выше 60%.
Ольга Ушакова