Согласно сайту госзакупок, на 27 апреля текущего года запланирована публикация информационного сообщения о продаже Шульбинской и Усть-Каменогорской ГЭС, а 27 мая должны быть проведены торги, а 7 июня – это дата заключения купли-продажи этих предприятий. Но, несмотря на бурю возмущения простых граждан, а также специалистов по поводу предстоящей продажи гидроэлектростанций на Иртыше, официального ответа властей пока не последовало, сообщает inbusiness.kz.
Хотят быть услышанными
Петиция жителей ВКО против приватизации ГЭС на Иртыше, опубликованная в социальных сетях и на сайте rtv.kz, набрала более 9,3 тыс. голосов. Позже на этом же сайте появилось открытое письмо президенту страны Касым-Жомарту Токаеву, в котором автор – инициатор проекта гражданской инициативы "Право голоса" Ирина Торлопова указала несколько причин остановить продажу ГЭС частным собственникам. В их числе историческое значение гидроэлектростанций, безопасность граждан и даже политические аспекты.
Параллельно с Ириной Торлоповой другой общественный активист, журналист из Усть-Каменогорска, направил главе государства открытое письмо через портал электронного правительства еще 5 апреля, но теперь, как он сообщил корреспонденту inbusiness.kz, не может найти его следов.
"5 апреля через электронное правительство я отправил обращение к президенту Касым-Жомарту Токаеву по поводу приватизации Усть-Каменогорской и Шульбинской ГЭС, в котором пытался донести до главы государства свое мнение, что гидроэлектростанции нельзя продавать в частную собственность ни в коем случае. Для этого нет экономических причин, поскольку эксплуатация ГЭС не требует вложения бюджетных средств, станции приносят годовой доход в миллиарды тенге. Нельзя этого делать и из соображений безопасности. Крупная авария на УК ГЭС может привести к затоплению огромной территории Усть-Каменогорска. Наверняка, вслед за переходом станций в руки частного владельца последует и повышение тарифов на вырабатываемую электроэнергию", – рассказал Денис Данилевский на своей странице в Facebook.
По его словам, спустя две недели он решил посмотреть на портале электронного правительства, на каком этапе находится работа по данному обращению. Но на портале ему открылась "унылая картина".
"Обращение было доставлено в администрацию президента 5 апреля в 12:15. Однако зарегистрировано было лишь 8 апреля 2021 года в 11:29. Честно говоря, даже в районном акимате обращения регистрируют в тот же день. Никаких усилий для этого не нужно, все происходит на мониторе компьютера. Почему в высшей инстанции страны на регистрацию ушло трое суток – непонятно, – недоумевает Денис Данилевский. – Далее следует фамилия исполнителя – Гулсум Сейылхановна Иралимова. Вероятно, это всего-навсего чиновница, зарегистрировавшая обращение и переславшая его другому исполнителю. Затем следует графа "Отметка об отказе в регистрации". 12 апреля, то есть через 4 дня после регистрации и через неделю после поступления обращения, письмо явно затерялось в недрах АП. В регистрации отказали, потому что обращение уже было зарегистрировано, а вот кому его переслали дальше – так и не ясно".
Денис Данилевский опасается за судьбу письма "по важнейшему вопросу, вызвавшему такой отклик практически во всех уголках Казахстана".
В итоге, по словам общественника, он сам стал искать "затерявшееся", на его взгляд, письмо. Пытался дозвониться в администрацию президента, оставил свое обращение в соцсетях Facebook и Instagram, обратился в виртуальную приемную президента на сайте akorda.kz. Пока ответ ему не пришел, но Денис Данилевский не теряет надежды получить его. Активист и, по его словам, "кричащий народ" хотят быть услышанными.
Покупатели уже известны?
Между тем многие экономисты, политологи, энергетики уже высказали свое мнение о том, что продавать две ГЭС на Иртыше – это неправильно и даже недопустимо. Как сообщается на сайте www.cronos.asia со ссылкой на инсайдеров, уже известны два потенциальных покупателя – это корпорация Mubadala Investment Co со штаб-квартирой в Абу-Даби (ОАЭ) и корпорация со штаб-квартирой в Люксембурге – Eurasian Resources Group (ERG), где председателем совета управляющих группы является Александр Машкевич.
Вместе с тем эксперты заявляют о том, что правительство фактически допускает ту же самую ошибку, которая имела место быть в 1997 году, когда отдало на 20 лет в концессию американской AES Corporation фактически весь энергетический комплекс восточной части Казахстана.
"AES была коммерческой структурой. Главное для нее было получение прибыли от вложенных инвестиций. Но она не была собственником гидроэлектростанций. С продажей ГЭС все станет хуже. Ты можешь быть хорошим и порядочным человеком, но, если ты бизнесмен, ты тем более сделаешь все, чтобы вернуть вложенные в дело деньги", – заявляют эксперты.
Однако с точки зрения энергетиков "отдавать в частные руки гидроэлектростанции, особенно расположенные на трансграничных реках, категорически нельзя и неправильно".
Мнение депутата
На днях мажилисмен Сергей Решетников, озвучивая депутатский запрос в адрес первого заместителя премьер-министра РК Алихана Смаилова на пленарном заседании палаты, во всеуслышание заявил, что необходимо исключить из списка объектов, подлежащих приватизации, ТОО "AЭС Усть-Каменогорская ГЭС" и "AЭС Шульбинская ГЭС".
Его основные доводы: нагрузку на бюджет работа этих гидроэлектростанций не дает. За 2019 год валовый доход Усть-Каменогорской ГЭС составил 1,8 млрд тенге. Прибыль Шульбинской ГЭС – 1,2 млрд тенге. Все капитальные затраты и текущие расходы осуществляются за счет собственных средств, государственные инвестиции не привлекались, поэтому говорить о затратности содержания гидроэлектростанций со стороны государства, по мнению Сергея Решетникова, не приходится.
Вместе с тем, как отметил мажилисмен, эти крупнейшие ГЭС страны – сложнейшие технологические сооружения, которые не только производят электроэнергию для всей ВКО, но и регулируют водную систему Иртыша, уровень Бухтарминского и Усть-Каменогорского водохранилищ.
По словам мажилисмена, утверждение предельных тарифов для электростанций остается за государством, но частник, купивший гидроэлектростанцию, будет обладать негласным правом определения тарифа и даже диктовать свои условия.
Сергей Решетников также напоминает, что многие эксперты заявляют о том, что у Казахстана уже есть печальный опыт передачи в частную собственность почти всех гидросооружений на небольших водохранилищах в сельской местности. Это в марте 2010 года привело к трагедии в селе Кызылагаш.
Тогда фракция Народной партии Казахстана публично предложила внести изменения в Постановление правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2020 года № 908 "О некоторых вопросах приватизации на 2021-2025 годы" в части исключения перечня крупных организаций республиканской собственности, подлежащих приватизации в приоритетном порядке, ТОО "AЭС Усть-Каменогорская ГЭС" и "AЭС Шульбинская ГЭС".
Inbusiness.kz продолжит отслеживать, как будут развиваться события вокруг двух ГЭС региона дальше и получат ли авторы открытых писем ответы на свои чаяния.
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!