Сроки проведения конкурса на право обслуживания городских автобусных маршрутов Костаная переносили несколько раз. Стороны долго обсуждали те изменения, которые акимат внес в техническую спецификацию. Очередной срок проведения конкурса – 22 апреля. Сегодня, по озвученным властями данным, все перевозчики уже получили необходимую документацию и изучают ее.
По данным руководителя отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная Алексея Тарасова, одно из новых требований – установка оборудования для безналичного расчета всеми перевозчиками до конца 2019 года. Расходы лягут на плечи частников. Речь идет о внедрении системы безналичных платежей, аналогичной алматинской "Онай". Так, в каждом автобусе перевозчики должны будут установить валидаторы, а также камеры видеонаблюдения. По ранее озвученным данным, стоимость такой модернизации составляет около 200 тысяч тенге. Однако сегодня в отделе ЖКХ Костаная отмечают, что некоторые перевозчики нашли более бюджетные варианты оборудования, которые обойдутся в два раза дешевле предложенного. Главное для властей – чтобы их все можно было интегрировать в единую систему приема и обработки платежей.
В акимате также отметили, что терминалов для пополнения проездных карт не будет. Систему оплаты хотят внедрить в уже существующие на рынке, которые позволяют пополнять электронные кошельки, проводить оплату коммунальных и многих других услуг. С некоторыми из них уже ведут переговоры.
В Костанае в 2018 году был реализован пилотный проект, в рамках которого в трех автобусах города установили валидаторы для безналичной оплаты и отработки системы безналичного расчета. Теперь опыт планируют распространить на весь город и пригороды Костаная. Одна из главных целей внедрения безналичной оплаты проезда в городском транспорте – подсчитать пассажиропоток на каждом отдельно взятом маршруте и оценить реальную рентабельность работы компаний-перевозчиков.
Власти прямо заявляют, что без наличия данных по пассажиропотоку они не будут рассматривать вопрос о повышении тарифа, который перевозчики поднимают уже больше года. Стоимость проезда в городском транспорте составляет 80 тенге. В будущем власти рассмотрят вопрос внедрения дифференцированного тарифа на проезд в городском транспорте по примеру столиц и Алматы, где за наличный расчет ездить дороже.
"Сегодня оснований для пересмотра тарифа нет. Повышение тарифа опять же упирается в пассажиропоток. Чтобы понимать, рентабелен тариф или нет, мы отталкиваемся от этого показателя. В предыдущие разы использовали старый, скажем прямо, дедовский метод, когда сотрудник садился и визуально считал людей", – отметил Алексей Тарасов.
То же самое касается и просьбы перевозчиков перевести часть пригородных маршрутов в категорию социальных для получения субсидий на покрытие убытков. Но здесь власти опять же напирают на пассажиропоток, его качественные и количественные параметры: сколько людей и каких социальных категорий пользуются тем или иным маршрутом. Так, отложен на неопределенное время вопрос включения в перечень социальных пригородных и дачных маршрутов, включая № 101, № 108, и других. Существует мнение, что ими пользуются в большинстве своем пенсионеры, а также представители других категорий граждан, имеющих льготы по оплате проезда.
Еще одним немаловажным требованием в новом сезоне городских пассажирских перевозок станет обновление автопарка. Здесь власти ссылаются на правила перевоза пассажиров и багажа. В одном из приложений к этим правилам оговорено, сколько автобусов и каких годов выпуска должно быть на маршруте в зависимости от его протяженности, количества обслуживающих его машин.
"Каждые четыре года проводим конкурс. Но, согласно правилам, у каждого перевозчика есть право продлить договор, если он выполняет условия по обновлению техники. Если бы хоть один выполнил эти обязательства, то конкурса бы не было, и мы просто обязаны были бы с ними продлить договор", – пояснил позицию руководитель городского отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог.
В новом "сезоне" пассажироперевозок по-новому будут ездить восемь городских и пригородных автобусных маршрутов. Одни станут обслуживать больше машин для сокращения интервала движения, по другим акимат скорректировал схему движения по просьбам горожан. Новых маршрутов в Костанае не ввели. Однако, по словам Алексея Тарасова, город оставил за собой право инициировать как изменения отдельно взятых маршрутов, так и введение новых.
Татьяна Шестакова