В Алматы состоялся очередной разговор о разграничении задач представителей НПО и госструктур. Две стороны попытались продолжить диалог и выяснить степень зрелости гражданского общества. Дискуссии об этом еще более усилились после введения дополнений в закон о некоммерческих организациях (НПО) в конце 2015 года. Согласно им, неправительственные организации должны сдавать ежегодные отчеты о своей деятельности. Представители НПО считают это нововведение излишним: по их мнению, оно не только препятствует их деятельности, но и развитию гражданского общества в целом.
Слабость гражданского общества в Казахстане связано с тем, что почти все отрасли контролируется несколькими компаниями. Такое мнение выразил политолог Марат Шибутов на встрече аналитической группы "Кипр" и Центра политического анализа и стратегических исследований партии "Нұр Отан". По его мнению, люди, которые не работают на крупные корпорации и не связаны с государством, проживают, в основном, в трех городах – в Астане, Шымкенте и Алматы. По словам г-на Шибутова, в Алматы, ввиду большого количества активных людей, создать независимую неправительственную организацию намного проще, чем в населенном пункте с численностью жителей в 20 тыс. человек, половина из которых работает на одном предприятии, а другая половина как-либо связана с акиматом. В такой ситуации, по его мнению, сегодня находится большая часть городов Казахстана, что попросту не дает гражданскому обществу возникнуть. "У нас нет экономически независимых людей для его построения", - утверждает он.
Стоит отметить, что схожая ситуация была и в 2002 году. Именно в тот период приняли концепцию о государственной поддержки неправительственных организаций (НПО), являющихся ведущим звеном неправительственного сектора. Согласно данным, приведенным в концепции, неправительственный сектор, в основном, присутствовал в крупных областных центрах и городах Астане и Алматы, что говорит о том, что за 14 лет ситуация не претерпела значимых изменений.
Без контроля нет порядка
Директор Центра политического анализа и стратегических исследований партии "Нұр Отан" Юлия Кучинская также подчеркивает, что если НПО будут брать на себя какие-либо функции государства, важно чтобы такие организации присутствовали во всех регионах страны – только тогда удастся достичь результата. В качестве примера ее словам, можно привести кенийскую НПО One Acre Fund, специализирующуюся на помощи африканским фермерам, многие из которых не защищены от неблагоприятных погодных условий, стихийных бедствий или вредителей. Данная НПО предоставляет им семена и удобрения на более выгодных условиях, а также помогает с доступными микрокредитами, хранением и сбытом урожая, в обход посредников. Основанная в 2006 году, организация уже добилась улучшения жизни более полумиллиона семей фермеров, планируя довести эту цифру до 1 млн. семей к 2020 году. Фонд на сегодняшний день присутствует не только в Кении, но и реализует некоторые свои проекты в Руанде, Бурунди и Танзании.
Г-жа Кучинская считает, что на сегодняшний день НПО в Казахстане не готовы брать на себя часть государственных функций. Среди таковых может быть, к примеру, консалтинг в решении повседневных проблем: когда НПО берет на себя обязательства по бесплатному консультированию населения по правовым и прочим вопросам, связанным с бытом. Такие НПО актуальны.
По словам Юлии Кучинской, основной проблемой гражданского общества в стране является нежелание общественных неправительственных организаций со схожими интересами и целями сотрудничать между собой, а также взаимодействовать со СМИ.
Директор caiss.expert Анна Гусарова утверждает, что между государством и НПО должно быть партнерство, а не диалог. По ее словам, в концепции "О государственной поддержки неправительственных организаций от 2002 года", четко прописаны условия поддержки НПО государством. Данная поддержка нужна для развития неправительственного сектора в стране, необходимого для функционирования гражданского общества. Согласно концепции, государство должно содействовать НПО, вовлекать их в решение социально-значимых проблем, а также содействовать через государственный социальный заказ. В 2016 году на реализацию государственных грантов для НПО выделена сумма в размере более 200 млн тенге.
Однако, принимая закон о неправительственных организациях в прошлом году, государство, по мнению г-жи Гусаровой, не взяло во внимание данную концепцию. Все новшества свелись к введению дополнительной отчетности, что создало вместе с новыми обязательствами дополнительные ограничения.
Марат Шибутов уверен, что государство обязательно должно контролировать НПО. По его убеждению, в Казахстане плохой пример НПО можно брать с КСК, работающих без вмешательства государства. И хотя из некоммерческой организации КСК давно переросла в бизнес-структуру, многие продолжают причислять их к НПО, ввиду того, что этот бизнес направлен на общественную организацию быта. Г-н Шибутов отмечает, что на сегодняшний день большинство казахстанцев недовольно результатами работы этого органа. А причиной послужило то, что государство дало ему полную свободу действий. По убеждению г-на Шибутова, в стране такого рода организации не готовы цивилизованно существовать без правительственного контроля.
С ним солидарен и председатель президиума Казахстанской ассоциации "Прозрачный тариф" Петр Своик, который считает, что систему ЖКХ необходимо перевести в новый формат, в котором в избрании председателя будут участвовать жильцы домов. Кроме того, председатели, по его видению, должны будут предоставлять регулярные отчеты о своей деятельности.
Культурные противоречия
Проблема коммуникаций государственного органа и общественных объединений очень часто касается и культурной сферы. Так, в этом году популярный городской проект ARTPOINT не был реализован из-за несвоевременного ответа акимата. По словам директора ARBAT FEST Ольги Веселовой, площадка, на которой любой желающий мог реализовать себя как оратор или провести мастер-класс, очень полюбилась горожанам. Однако предложение реализовать проект в этом году, по ее словам, было несколько раз отклонено. "Письма мы писали с зимы, но акимат в конечном итоге дал "добро" на реализацию этого проекта в середине лета. Для нас было очевидно, что запустить в одночасье проект, который готовится полгода, просто не реально", - утверждает Ольга Веселова, подчеркивая, что гражданские инициативы относительно культурного досуга города неоднократно претерпевали "крах". По мнению г-жи Веселовой, акимат необоснованно решает за людей, что им нужно, тем самым противореча концепции гражданского общества. В качестве примера она приводит случай с арт-объектом в виде надписи: "Чем больше света, тем меньше видно", российского стрит-арт художника Тимофея Радя, который власти потребовали демонтировать. Объект был создан в рамках фестиваля современного искусства ARTBAT FEST и установлен на крыше многоэтажного дома. В темное время суток, когда буквы загорались, послание было видно очень четко, а днем оно было практически неразличимо.
Позднее фотографии данного объекта стали продаваться на аукционах, а также попали в каталоги. "Город потерял одну из достопримечательностей, которая уже существовала и не требовала дополнительных вложений" - утверждает директор ARBAT FEST.
Отсутствует коммуникация
"Государство должно создавать условия и поддерживать гражданские инициативы, идущие снизу" - уверена главный научный сотрудник КИСИ при Президенте РК Ирина Черных. Она считает, что сегодня коммуникация с властью отсутствует, а возникающие гражданские акции имеют ситуативный характер, когда народ добровольно откликается на чрезвычайные ситуации чтобы помочь. Она приводит в пример массовую организацию помощи пострадавшим от наводнения в Карагандинской области, когда все желающие приходили в точку сбора, кинотеатр "Арман", чтобы помочь вещами и провизией. Согласно видению г-жи Черных, государство не только не должно мешать подобным инициативам, а обязано поддерживать и создавать условия для них. "Если человек приходит с какой-то инициативой в акимат, там должны его встретить и предложить помощь, в ее реализации" - утверждает она. По ее наблюдениям, в последнее время в Казахстане появились новые инструменты гражданского общества – электронные петиции. "Вопрос не в том, видит ли их государство или нет и к какому результату это может провести подписавшегося, а в том, что люди согласны их подписывать. А это уже проявление гражданской позиции", - уверена она.
Координатор исследований Urban Forum Almaty Зульфия Абдукаликова утверждает, что, на сегодняшний день, существуют локальные сообщества, о которых мало кто знает, и которые хотели бы сотрудничать с государственными органами, но не понимают, с чего начать. По ее словам, представители этих сообществ не могут "пробиться" на встречу с представителями акимата: "Нужно повышать прозрачность работы госорганов: должны быть заложены определенные схемы, согласно которым сообщество может начать работу с государством".
Татьяна Киселева