/img/tv1.svg
RU KZ
Власти на местах упрекнули НПО в нелюдимости

Власти на местах упрекнули НПО в нелюдимости

Диалог между государством и НПО так и не перерос в партнерство.

16:28 06 Октябрь 2016 2207

Власти на местах упрекнули НПО в нелюдимости

Автор:

Татьяна Киселева

В Алматы состоялся очередной разговор о разграничении задач представителей НПО и госструктур. Две стороны попытались продолжить диалог и выяснить степень зрелости гражданского общества. Дискуссии об этом еще более усилились после введения дополнений в закон о некоммерческих организациях (НПО) в конце 2015 года. Согласно им, неправительственные организации должны сдавать ежегодные отчеты о своей деятельности. Представители НПО считают это нововведение излишним: по их мнению, оно не только препятствует их деятельности, но и развитию гражданского общества в целом.

Слабость гражданского общества в Казахстане связано с тем, что почти все отрасли контролируется несколькими компаниями. Такое мнение выразил политолог Марат Шибутов на встрече аналитической группы «Кипр» и Центра политического анализа и стратегических исследований партии «Нұр Отан». По его мнению, люди, которые не работают на крупные корпорации и не связаны с государством, проживают, в основном, в трех городах – в Астане, Шымкенте и Алматы. По словам г-на Шибутова, в Алматы, ввиду  большого количества активных людей, создать независимую неправительственную организацию намного проще, чем в населенном пункте с численностью жителей в 20 тыс. человек, половина из которых работает на одном предприятии, а другая половина как-либо связана с акиматом. В такой ситуации, по его мнению, сегодня находится большая часть городов Казахстана, что попросту не дает гражданскому обществу возникнуть. «У нас нет экономически независимых людей для его построения», - утверждает он.

Стоит отметить, что схожая ситуация была и в 2002 году. Именно в тот период приняли концепцию о государственной поддержки неправительственных организаций (НПО), являющихся ведущим звеном неправительственного сектора. Согласно данным, приведенным в концепции, неправительственный сектор, в основном,  присутствовал в крупных областных центрах и городах Астане и Алматы, что говорит о том, что за 14 лет ситуация не претерпела значимых изменений.

Без контроля нет порядка
Директор Центра политического анализа и стратегических исследований партии «Нұр Отан» Юлия Кучинская также подчеркивает, что если НПО будут брать на себя какие-либо функции государства, важно чтобы такие организации  присутствовали во всех регионах страны – только тогда удастся достичь результата. В качестве примера ее словам, можно привести кенийскую НПО One Acre Fund, специализирующуюся на помощи африканским фермерам, многие из которых не защищены от неблагоприятных погодных условий, стихийных бедствий или вредителей. Данная НПО предоставляет им семена и удобрения на более выгодных условиях, а также помогает с доступными микрокредитами, хранением и сбытом урожая, в обход посредников. Основанная в 2006 году, организация уже добилась улучшения жизни более полумиллиона семей фермеров, планируя довести эту цифру до 1 млн. семей к 2020 году. Фонд на сегодняшний день присутствует не только в Кении, но и реализует некоторые свои проекты в Руанде, Бурунди и Танзании.

Г-жа Кучинская считает, что на сегодняшний день НПО в Казахстане не готовы брать на себя часть государственных функций. Среди таковых может быть, к примеру, консалтинг в решении повседневных проблем: когда НПО берет на себя обязательства по бесплатному консультированию населения по правовым и прочим вопросам, связанным с бытом. Такие НПО актуальны. 

По словам Юлии Кучинской, основной проблемой гражданского общества в стране является нежелание общественных неправительственных организаций со схожими интересами и целями сотрудничать между собой, а также взаимодействовать со СМИ.

Директор caiss.expert Анна Гусарова утверждает, что между государством и НПО должно быть партнерство, а не диалог. По ее словам, в концепции «О государственной поддержки  неправительственных организаций от 2002 года», четко прописаны условия поддержки НПО государством. Данная поддержка нужна для развития неправительственного сектора в стране, необходимого для функционирования гражданского общества. Согласно концепции, государство должно содействовать НПО, вовлекать их в решение социально-значимых проблем, а также содействовать через государственный социальный заказ. В 2016 году на реализацию государственных грантов для НПО выделена сумма в размере более 200 млн тенге. 

Однако, принимая закон о неправительственных организациях в прошлом году, государство, по мнению г-жи Гусаровой, не взяло во внимание данную концепцию. Все новшества свелись к введению дополнительной отчетности, что создало вместе с новыми обязательствами дополнительные ограничения.

Марат Шибутов уверен, что государство обязательно должно контролировать НПО. По его убеждению, в Казахстане плохой пример НПО можно брать с КСК, работающих без вмешательства государства. И хотя из некоммерческой организации КСК давно переросла в бизнес-структуру, многие продолжают причислять их к НПО, ввиду того, что этот бизнес направлен на общественную организацию быта. Г-н Шибутов отмечает, что на сегодняшний день большинство казахстанцев недовольно результатами работы этого органа. А причиной послужило то, что государство дало ему полную свободу действий. По убеждению г-на Шибутова, в стране такого рода организации не готовы цивилизованно существовать без правительственного контроля.

С ним солидарен и председатель президиума Казахстанской ассоциации «Прозрачный тариф» Петр Своик, который считает, что систему ЖКХ необходимо перевести в новый формат, в котором в избрании председателя будут участвовать жильцы домов. Кроме того, председатели, по его видению, должны будут предоставлять регулярные отчеты о своей деятельности.

Культурные противоречия
Проблема коммуникаций государственного органа и общественных объединений очень часто касается и культурной сферы. Так, в этом году популярный городской проект ARTPOINT не был реализован из-за несвоевременного ответа акимата. По словам директора ARBAT FEST Ольги Веселовой, площадка, на которой любой желающий мог реализовать себя как оратор или провести мастер-класс, очень полюбилась горожанам. Однако предложение реализовать проект в этом году, по ее словам, было несколько раз отклонено. «Письма мы писали с зимы, но акимат в конечном итоге дал «добро» на реализацию этого проекта в середине лета. Для нас было очевидно, что запустить в одночасье проект, который готовится полгода, просто не реально», - утверждает Ольга Веселова, подчеркивая, что гражданские инициативы относительно культурного досуга города неоднократно претерпевали «крах». По мнению г-жи Веселовой, акимат необоснованно решает за людей, что им нужно, тем самым противореча концепции гражданского общества. В качестве примера она приводит случай с арт-объектом в виде надписи: «Чем больше света, тем меньше видно», российского стрит-арт художника Тимофея Радя, который власти потребовали демонтировать. Объект был создан в рамках фестиваля современного искусства ARTBAT FEST  и установлен на крыше многоэтажного дома. В темное время суток, когда буквы загорались, послание было видно очень четко, а днем оно было практически неразличимо.

Позднее фотографии данного объекта стали продаваться на аукционах, а также попали в каталоги. «Город потерял одну из достопримечательностей, которая уже существовала и не требовала дополнительных вложений» - утверждает директор ARBAT FEST.

Отсутствует коммуникация
«Государство должно создавать условия и поддерживать гражданские инициативы, идущие снизу» - уверена главный научный сотрудник КИСИ при Президенте РК Ирина Черных. Она считает, что сегодня коммуникация с властью отсутствует, а возникающие гражданские акции имеют ситуативный характер, когда народ добровольно откликается на чрезвычайные ситуации чтобы  помочь. Она приводит в пример массовую организацию помощи пострадавшим от наводнения в Карагандинской области, когда все желающие приходили в точку сбора,  кинотеатр «Арман», чтобы помочь вещами и провизией. Согласно видению г-жи Черных, государство не только не должно мешать подобным инициативам, а обязано поддерживать и создавать условия для них. «Если человек приходит с какой-то инициативой в акимат, там должны его встретить и предложить помощь, в ее реализации» - утверждает она. По ее наблюдениям, в последнее время в Казахстане появились новые инструменты гражданского общества – электронные петиции. «Вопрос не в том, видит ли их государство или нет и к какому результату это может провести подписавшегося, а в том, что люди согласны их подписывать. А это уже проявление гражданской позиции», - уверена она.

Координатор исследований  Urban Forum Almaty Зульфия Абдукаликова утверждает, что, на сегодняшний день, существуют локальные сообщества, о которых мало кто знает, и которые хотели бы сотрудничать с государственными органами, но не понимают, с чего начать. По ее словам, представители этих сообществ не могут «пробиться» на встречу с представителями акимата: «Нужно повышать прозрачность работы госорганов: должны быть заложены определенные схемы, согласно которым сообщество может начать работу с государством».

Татьяна Киселева

Перезагрузка «третьего сектора»

Усилить НПО по аналогии с НПП «Атамекен» предлагает министр общественного развития.

28 Ноябрь 2018 17:26 1796

Фото: akorda.kz

Неправительственные организации становятся реальной движущей силой в Казахстане, считают участники VIII Гражданского форума, который проходил в Астане 27-28 ноября. В этом году в нём принял участие президент РК Нурсултан Назарбаев, его предыдущее участие в форуме было в 2005 году, сама площадка организуется каждые два года.

Министр общественного развития РК Дархан Калетаев подчеркнул, что благодаря реализации Национального плана развития НПО и государства на 2016-2020 годы численность НПО увеличилась с 2003 года с 5 тыс. до 22 тыс., объём финансирования государственного социального заказа в 2018 году возрос с 11 миллионов до 20 миллиардов тенге.

Сегодня финансирование НПО ведётся по 14 направлениям, в том числе треть средств направляется на социальные проекты, четвёртая часть – на достижение целей в области образования, поддержку молодёжной политики, пятая часть – на содействие развития гражданского общества, защиту прав и законных интересов граждан, укрепление общественного согласия.

Участники форума предложили вести финансирование НПО не по принципу предложенной лучшей цены, а по предоставлению услуг более высокого качества, предусмотреть развитие финансовых и налоговых стимулов для НПО, развивать сеть местных сообществ, предусмотреть выделение микрокредитов для социальных НПО, включая возможность применения снижения ставки по кредитам на приобретение основных средств. Были выдвинуты идеи инновационных грантов и выделения венчурного капитала для поддержки стартап-проектов НПО. Их цель – подтолкнуть развитие социального предпринимательства. Стоит и вопрос о создании портала для визуализации возможности по трудоустройству и волонтёрству в секторе НПО, формирования системы удалённых рабочих мест. Кроме того, предлагается сформировать реестр услуг малых дел, которые могли быть переданы в аутсорсинг НПО.

Учитывая растущую сеть неправительственных организаций, возникла необходимость и в упорядочении статистических учётов НПО. На сегодня существует три статистики: Минюста, Минфина и Министерства общественного развития, как уполномоченного органа. По словам Дархана Калетаева, это может потребовать использование процедуры банкротства, чтобы по международному опыту снять с учёта бездействующие НПО. Стоит вопрос и о создании единого портала регистрации НПО. Он должен быть межведомственным, в него будут интегрированы базы данных юридических и физических лиц Министерства юстиции, налоговая отчётность по госзакупкам Минфина, мониторинг трудовой силы Министерства труда и социальной защиты населения.

«Модернизация через портал является ключом к получению гранта и финансированию со стороны госорганов бизнеса и доноров. Поэтому НПО должны быть кровно заинтересованы в отчётности и прозрачности. Нам представляется необходимым поднять статус Гражданского альянса, развивая его по аналогии с НПП «Атамекен», тогда он сможет собрать под своё крыло значительную часть НПО. У него должна быть своя грантовая программа, планируется создание Академии НПО», – предложил Дархан Калетаев.

По его словам, только после внедрения в практику вышеназванных идей, предложений и новшеств можно будет в полной мере рассматривать возможность для делегирования неправительственным организациям части государственных функций.

В свою очередь президент Гражданского альянса Казахстана Асылбек Кожахметов отметил, что впервые представителями гражданского общества инициативно разработан проект концепции развития до 2025 года.

Имеется региональная неоднородность в финансировании госзаказа. Лидирующими являются Караганда, Алматы, Туркестан, но разрыв между лидером и аутсайдером достигает 30-кратного размера.

По мнению Асылбека Кожахметова, при правильном отношении неправительственный сектор способен придать дополнительный импульс экономике. В Казахстане доля занятого населения в неправительственном секторе составляет 0,3%. В странах ОЭСР это значение достигает 10-15%. Каждое НПО нанимает в среднем до четырёх штатных сотрудников и привлекает дополнительно семерых экспертов с частичной занятостью.

«В то же время нужно рассказать и о работе с бизнесом. С одной стороны, если взять триаду государство – гражданское общество – бизнес, наиболее сильно проделана работа «государство и бизнес». В последние годы бизнес получал очень мощную поддержку, хорошая динамика идёт и в направлении развития гражданского общества. Но взаимоотношения бизнес – «гражданское общество», к сожалению, очень сильно отстают. Здесь нам нужно подтянуться – нам и самому гражданскому сектору, но мы ожидаем и правильного отношения со стороны бизнеса. В первую очередь, со стороны НПП «Атамекен», чтобы они оказали политическую и идеологическую поддержку. Чтобы подтянуться до мирового уровня, нам необходимо по крайней мере в четыре раза увеличить вклад бизнеса», – отметил глава альянса.

Альянс предлагает на законодательном уровне сделать общественные советы более независимыми и репрезентативными. При этом они обратились к президенту РК объявить закон срочным, поскольку до 1 марта должны быть сформированы составы советов, истекает трёхлетний срок, а изменения могут вступить только 1 января.

Кроме того, глава альянса предложил усилить механизмы гражданского контроля в национальных компаниях «Самрук-Казына», «Байтерек», «КазАгро», чтобы члены гражданского общества вошли в состав советов директоров в качестве неголосующего члена, чтобы повысить прозрачность работы и доверие к этим компаниям со стороны населения.

Третьим предложением стало создание общественного совета при правительстве и усиление начатой работы на региональном и отраслевом уровнях. В Казахстане в настоящее время обсуждается программа OGP (Open Government Partnership), её нужно начинать с простых вещей – физический доступ в акиматы. Это часть повышения прозрачности и открытости.

Кроме того, Асылбек Кожахметов предложил упростить процедуры регистрации и сократить сроки прохождения взносов. Регистрация НПО занимает 10 дней, регистрационный взнос НПО с республиканским статусом составляет от 15 тысяч до 25 тысяч тенге, тогда как субъекты малого предпринимательства делают это за один день без внесения взноса.

НПО предлагает реинвестировать неосвоенные бюджеты в социальные проекты общественного сектора и предусмотреть отдельное финансирование для Гражданского альянса, включая его образовательные программы.

Выслушав все предложения от активистов гражданского сектора, Нурсултан Назарбаев подчеркнул важность установления открытого диалога между государством и обществом, президент РК поручил принять меры по обеспечению прозрачности процедур финансирования проектов НПО.

«Поручаю правительству в рамках процесса цифровизации создать Единый электронный реестр верификации НПО. В нём неправительственные организации будут регистрироваться на добровольной основе, размещать необходимые материалы, которые позволят сформировать рейтинги НПО для обеспечения их доступа к финансированию, – сказал президент Казахстана.

Кроме того, Нурсултан Назарбаев обратил внимание на необходимость создания эффективного механизма гражданского контроля, в котором ключевая роль будет отведена Гражданскому альянсу Казахстана. В первую очередь «третьему сектору» будут передаваться государственные функции в области экологии, социальной работы, защиты прав детей и других сферах.

В ходе мероприятия также была отмечена необходимость активного участия НПО в процессе оценки и обеспечения общественного контроля реализации государственных программ. В связи с этим правительству было поручено разработать Концепцию развития гражданского общества до 2025 года.

Нурсултан Назарбаев поручил и принять меры по расширению программ поддержки волонтерского движения. Глава государства подчеркнул, что проведение «ЭКСПО-2017», XXVIII зимней Универсиады показало востребованность подобной деятельности.

В завершение президент РК поручил правительству сформировать конкретный план действий на основе предложений, озвученных в ходе Гражданского форума и предусмотреть в нём участие всех заинтересованных государственных органов.

Айсулу Тимурова

"Наша цель бороться с коррупцией при распределении госсоцзаказа"

В Казахстане пытаются создать консорциум по борьбе с псевдо-НПО.

30 Март 2017 15:53 3061

Фото: reuters.com

Представители гражданского сектора Казахстана объявили о создании консорциума, который должен заняться мониторингом распределения бюджетных средств в рамках государственного социального заказа. Представители ряда НПО сообщили о том, что в Казахстане из года в год множится число неизвестных и непонятных организаций, которые формально представляют неправительственный сектор и выигрывают значительные суммы денег в рамках госсоцзаказа. Никаких механизмов мониторинга со стороны общества целей этих НПО, а также на что были потрачены деньги, полученные в результате госсоцзаказа, практически нет. Об этом заявила представитель РОО «Национальный родительский совет «Ата-ана» Жанна Ахметова. В комментарии abctv.kz она отметила, что огромные деньги из государственного бюджета уходят непонятно куда.

«Мы настаиваем на изменении нынешней системы государственного социального заказа, чтобы вся информация была максимально прозрачна и открыта, все данные по любому НПО нужно выкладывать в открытом доступе, а сами НПО должны отчитываться не какому-то агашке, а гражданам. Мы выступили с предложением к государственным органам создать сайт с обратной связью, где бы расписывались критерии отбора участников в ходе тендеров, на что конкретно ушли средства и какой конечный результат имеем. Сейчас мы можем только подать прошение в прокуратуру о проверке освоения госзаказа, но не хотим прибегать к этим мерам. Это по каждому случаю нужно обращение в органы. Куда проще, если бы сами госорганы навели здесь порядок.  Наша цель – бороться с коррупцией при распределении средств, добиваться, чтобы в конкурсах участвовали реальные, действующие и способные обеспечить максимальный положительный эффект организации, а не НПО-пустышки», - пояснила г-жа Ахметова.

Деньги счет любят
Создателями консорциума выступили общественный фонд социальных и инновационных проектов ELAMAN, РОО «Национальный родительский совет «Ата-ана», ОО «Союз отцов» и Ассоциация безопасности дорожного движения «Общая дорога», а также ряд других неправительственных организаций.

Глава ОО «Союз отцов» Куаныш Джуматаев заметил, что, например, в 2016 году министерство по делам религий и гражданского общества на госсоцзаказ потратило 9,4 млрд тенге. Сама сумма открыта, однако попытка гражданских активистов получить информацию, на какие конкретно проекты ушли деньги, не принесла результата. Г-н Джуматаев заметил, что мониторинг компаний, которые подают заявки на участие в конкурсе и чаще всего побеждают, показывает, что многие из них создаются буквально за неделю до распределения заказа. Эксперт подчеркнул, что за прозрачностью конкурсных процедур должен следить Центр поддержки гражданских инициатив, однако зачастую он не обладает данными как по конкретным НПО, так и о причинах, почему именно они побеждают в тендерах.

Жанна Ахметова привела примеры с идентичными по смыслу лотами, в которых подбираются слова синонимы, и обе заявки побеждают, например, как в случае с лотами «Ребенок и право» и «Ребенок и правосудие», где была абсолютно похожая концепция, но это никого не смутило при распределении средств.

Президент Ассоциации безопасности дорожного движения «Общая дорога» Арсен Шакуов обратил внимание еще на одну проблему – часто в лотах указываются далеко не самые актуальные проблемы, зато действительно важные, такие как профилактика детских суицидов, домашнего насилия, высокой смертности от ДТП, почти никогда не побеждают.

«Мы видим, что эти проблемы более чем актуальны, но их задвигают. Те НПО, которые поднимают эти вопросы, никому не интересны, они сразу же рискуют, что их заявка даже не будет рассматриваться. Очень большой разброс по суммам грантов, некоторые на первый взгляд совершенно незначительные инициативы получают по 100-200 млн тенге, в то время как действительно важные предложения, направленные на широкие слои общества, получают всего 2-3 млн тенге. И вы нигде не найдете аргументированного ответа, что является критерием выдачи той или иной суммы в рамках госсоцзаказа», - сказал г-н Шакуов.

Средства мимо кассы
Президент общественного фонда социальных инновационных проектов ELAMAN Алмаз Ержан обратил внимание, что система государственного социального заказа еще более криво работает в отношении прав людей с ограниченными возможностями. Так, финансирование получают организации, в которых нет ни одного человека с инвалидностью.

Г-н Ержан обратил внимание, что в рамках государственного социального заказа можно было по примеру западных стран решить проблему Фонда поддержки занятых с инвалидностью, утвердить программы профессиональной подготовки и переподготовки таких специалистов, внести поправки по стимулированию работодателей для приема на работу людей с инвалидностью. 

«Замечу, что Конвенция о правах инвалидов только набирает силу в Казахстане, но в ней сказано, что проблемы инвалидов должны решать сами инвалиды. Пока мы не видим движения в этом направлении», - сказал г-н Ержан.

На вопрос abctv.kz о том, что многие НПО находятся на балансах акиматов и часто приходится слышать об их фиктивности, Жанна Ахметова заметила, что пока консорциум может отследить только лоты от Центра поддержки гражданских инициатив. Те НПО, что прикреплены к акиматам, работают по другой схеме. Г-жа Ахметова подчеркнула, что пока есть лишь догадки, что некие люди через свои каналы могут лоббировать победу таких НПО при госорганах на конкурсах.

Тем временем, согласно данным Центра поддержки гражданских инициатив, последнее рассмотрение заявок состоялось 13-14 марта 2017 года. Конкурсная комиссия рассмотрела 323 заявки от 185 организаций. Выявлены победители по 42 темам грантов из 47. Как раз эти победители и вызвали у общественников много вопросов, что и побудило их создать соответствующий консорциум, сказала г-жа Ахметова.

В свою очередь член экспертной Комиссии по распределению государственных грантов Аманжол Уразбаев считает, что создание Центра поддержки гражданских инициатив – это позитивное начинание не только в Республике Казахстан, но и во всем регионе Центральной Азии. Вместе с тем он заметил, что в любом деле есть моменты, которые нужно модернизировать. По его словам, прежде всего необходимо улучшить требования к грантополучателям, и если задача конкретная, то и выполнение должно быть соответствующим.

Общество Красного Полумесяца Казахстана также заявило о готовности проводить независимый мониторинг реализации грантов.

«Мы увидим на следующий год, как эти проекты пройдут и каких результатов мы добились. Также хочу сказать, что Общество Красного Полумесяца Казахстана готово участвовать в независимом мониторинге реализации государственных грантов», - сказала генеральный директор Общества Красного Полумесяца Казахстана Елена Ким.

Подтвердят каждую копейку
В связи с критикой общественников высказался и заместитель председателя Комитета по делам гражданского общества министерства по делам религий и гражданского общества Бауржан Мусин, который пояснил, на что ведомство выделило за год 9,4 млрд тенге в рамках госсоцзаказа.

«В прошлом году было выдано 10 грантов на сумму 198 млн тенге. В этом году с целью увеличения поддержки НПО и развития данного инструмента сумма составляет 608 млн тенге. Из которых по 47 темам был конкурс по грантам на сумму 437 млн тенге. В настоящее время отобрано 42 проекта. По несостоявшимся темам будет заново объявлен конкурс, кроме того, будут также дополнительные гранты, так как дополнительно в этом году выделены из бюджета средства еще порядка 178 млн тенге. По грантам в прошлом году впервые был введен такой механизм поддержки НПО, осуществляемой в соответствии с Законом «О госсоцзаказе, грантах и премиях». Там установлен иной порядок. Отбор проектов ведется независимой комиссией, куда входят депутаты парламента РК, эксперты, представители НПО, СМИ. Все это открыто освещается в СМИ, даются брифинги, размещаются объявления и информация на сайтах. Никакого влияния на решение комиссии уполномоченный орган не оказывает и не вмешивается в процесс отбора проектов на грантовое финансирование. Также хотел бы уточнить по сумме 9,4 млрд тенге. Это сумма по государственному социальному заказу, осуществляемому как одна из мер господдержки НПО в рамках законов «О государственных закупках», «О государственном социальном заказе, грантах и премиях». 8,9 млрд тенге – это средства МИО, и 0,5 млрд тенге – ЦИО. Победитель определяется автоматически порталом. Там определяющую роль играет цена и соответствие требованиям конкурсной документации», - рассказал г-н Мусин.

Между тем Жанна Ахметова считает, что Центр поддержки гражданских инициатив при рассмотрении заявок должен ответить на ряд вопросов: почему в списке выигравших нет НПО, покрывающих своей 
деятельностью всю страну, как некоторые НПО получили по 2 и более лота, тогда как претендовало более 300 НПО? Для чего был создан собственный реестр организаций, когда есть реестр министерства юстиции, при этом тем НПО, которые не вошли в этот реестр не дают допуск и участие в лотах? До сих пор нет онлайн функции внесения НПО в реестр. В связи с этим созданный консорциум предложил создать прозрачный механизм принятия решений относительно того, какие темы лотов действительно нужны, сколько на самом деле требуется денег на тот или иной лот, как перераспределить средства, которые были заложены на определенные темы, но конкурсы по ним были признаны несостоявшимися, внедрить механизм онлайн-голосования, который позволит активным гражданам отдавать предпочтения тем или иным НПО, которые предоставили лучший план мероприятий.

Abctv.kz будет следить за ходом событий.

Аскар Муминов

Материалы по теме