Соглашение по модернизации общественного транспорта Усть-Каменогорска и Семея на общую сумму 9,6 миллиарда тенге с Европейским банком развития и реконструкции (ЕБРР) планируется подписать в Лондоне в конце сентября.
Об этом сообщил аким области Даниал Ахметов во время очередной встречи с представителями ЕБРР.
По информации акимата Восточного Казахстана, на кредитные средства банка приобретут 115 новых автобусов для Усть-Каменогорска и 85 – для Семея. Практически все они будут оборудованы специальными подъемниками для людей с ограниченными возможностями.
Планируется, что при этом автобусные парки двух городов обновятся на 40%.
Изначально в 2016 году из 13 перевозчиков 11 были против участия в инвестиционном проекте.
В Усть-Каменогорске за участие в проекте выступило только ТОО "РОСТ", воздержалось от принятия решения ТОО VoSka. Остальные пять – ТОО "СТ Автосервис", ТОО "Вебас", АТЦ "АТЦ БЭСТ", ИП "Каленицкий Э. А.", ТОО "Марат М" высказались против. В Семее все шесть перевозчиков проголосовали против участия в проекте с ЕБРР. По их словам, обновление подвижного состава ими планируется за счет собственных средств, через банки второго уровня, фонд "Даму" и "БРК Лизинг". В 2016 году перевозчиками Семея приобретено 23 автобуса "малого и особо малого класса". Также самостоятельно готовы приобрести автобусы и перевозчики Усть-Каменогорска. Предприятие VoSka до 2018 года планирует приобрести за счет собственных средств еще 11 автобусов.
Похоже, своей позиции "автобусники" придерживаются до сих пор. Так как, по нашей информации, только акимат Семея уже второй раз высылает письма перевозчикам об участии в проекте, где "автобусникам" предлагается взять в аренду новый общественный транспорт, который будет приобретен на средства ЕБРР.
"Буквально вчера только я отправила повторно письмо. В следующем году в августе у них истекает срок действия договоров на перевозки. Мы будем проводить конкурс. У них же не у всех собственные автобусы. Они тоже арендуют. Поэтому мы сообщаем действующим перевозчикам, что такой вот проект есть, будет приобретено столько-то автобусов, и предлагаем арендовать автобусы, которые планируется приобрести", – рассказала заведующая сектором ГУ "Отдел пассажирского транспорта и автодорог Семея" Назым Жанболатова.
Стоит учитывать, отметила она, что для автобусов, которые приобретены в кредит или по лизингу, есть определенные условия, к примеру "дается плюс один балл при конкурсе на обслуживание городских маршрутов".
"Раз мы приобретем эти автобусы, они должны у нас работать. Тем более они приобретаются в кредит. Надо кредит закрывать. За какую сумму будут сдаваться в аренду новые автобусы, пока неизвестно. Прибыль, которая от автобусов поступит к нам, должна закрывать кредит, и чтобы арендатор заработал, и городу прибыль какая-то чтобы оставалась. Эти расчеты сейчас проводятся", – сказала Назым Жанболатова.
Всего для Семея приобретут автобусы на 3,3 миллиарда тенге. Еще 900 миллионов тенге планируется выделить из бюджета города, которые направят на систему билетирования.
"Обязательное условие ЕБРР – это электронное билетирование. Но если мы на новых автобусах введем эту систему, а на других автобусах ее не будет, то тоже неправильно. Поэтому для всего города сейчас подсчитаем. Посредством электронного билетирования можно узнать пассажиропоток и подсчитать доход", – отметила она.
Первоначально планировалось, что при реализации проекта по Программе модернизации общественного транспорта на 2017-2018 годы потребуется приобрести 77 автобусов, из них 52 автобуса большого класса и 25 автобусов малого класса. Сейчас эта цифра возросла в два раза. И всего для двух городов планируется закупить 200 автобусов.
"Сам проект для нас крайне важен. У нас два пути. Первый – мы идем к кооперации с бизнесом. Но я хочу видеть прозрачный финансовый поток. Все, что заработано, должно ложиться в прозрачную корзинку и оттуда распределяться", – отметил аким ВКО Даниал Ахметов.
Но власти еще надеются, что перевозчики изменят свою позицию. Если перевозчики все-таки не согласятся с требованиями ЕБРР, то будет создан муниципальный парк, сообщили в акимате.
"Если мы такого не увидим, то мы пойдем по примеру Алматы, Астаны. Создадим свою коммунальную компанию, которая войдет в условный рынок, мы считаем, что наш объем будет не более 25%. Но я считаю, предпочтительно отдать существующим перевозчикам, если они обеспечат финансовую прозрачность. Но зачастую бывает, все хотят, вначале соглашаются, потом зарабатывают и обделяют бедную страну", – заявил глава региона.
В то же время, заметил он, нужно использовать более эффективные методы электронного билетирования.
"Чтобы не пойти по пути Алматы, который раздал около 300 или 500 карточек системы "Онай", и весь народ сейчас мучается. Но возможно же телефончиком пользоваться", – подсказал аким области свою точку зрения подчиненным.
Отметим, предварительное финансовое соглашение между акиматом ВКО и ЕБРР по проекту обновления подвижного состава Усть-Каменогорска и Семея было подписано в октябре 2016 года. В качестве заемщика выступает квазигосударственное предприятие – ТОО "Центр управления пассажирскими перевозками" со 100% участием государства. С апреля консультанты чешской компании Old MACDONALD подсчитывали пассажиропоток и проводили технико-экономическое обследование за счет средств ЕБРР.
А в апреле нынешнего года глава региона лично прокатился на общественном транспорте Семея, после чего высказал кучу замечаний по содержанию автобуса и графику движения.
По данным областного акимата, недовыход, отклонение от маршрута и другие нарушения выявлены по трем маршрутам: № 5, 37 и 45 ТОО "Семавтопарк". В связи с чем акиматом Семея был подан иск в Восточно-Казахстанский межрайонный экономический суд, который вынес решение о расторжении договора по обслуживанию данных маршрутов. Предприятие подало на апелляцию.
"Мы должны создать в Семее и Усть-Каменогорске реальную конкурентную среду. Монополизм в течение этого года будет разорван. И будет создан реальный конкурентный сектор, рачительно отличающийся по качеству от того, что демонстрируют перевозчики Семея в первую очередь", – отметил в ходе одной из рабочих поездок в Семей Даниал Ахметов.
Жанар Асылханова, ВКО