/img/tv1.svg
RU KZ
Вне зоны доступа

Вне зоны доступа

Закон «О доступе к информации» работает избирательно.

11:09 14 Ноябрь 2016 1321

Вне зоны доступа

Автор:

Ирина Севостьянова

Министр информации и коммуникаций и депутаты парламента обсудили ход реализации закона "О доступе к информации".

Оказалось, что у представителей двух ветвей власти разные взгляды на этот процесс. 

Закон "О доступе к информации" был принят в Казахстане год назад. Предполагалось, что с началом его реализации государственные органы станут более открытыми для всех граждан страны, казахстанцы же со своей стороны станут более активно участвовать в жизни государства - обсуждать какие-то законодательные инициативы, вносить свои предложения, видеть на какие цели госорганы расходуют бюджетные средства. Поскольку инициаторами закона стали депутаты парламента, через год они вполне закономерно решили выяснить, каковы же первые итоги реализации столь важного для общества документа. 

Министр информации и коммуникаций Даурен Абаев представил мажилисменам не самую печальную картину. Работа ведется, и даже есть определенный прогресс: "Мониторинг, проведенный в октябре, показал, что из центральных госорганов наиболее полным являются интернет-ресурсы министерства энергетики, юстиции, по инвестициям и развития, здравоохранения и социального развития, из интернет-ресурсов местных исполнительных органов - Восточно-Казахстанская, Южно-Казахстанская и Алматинская области". При этом, отметил он, в сравнении с результатами апрельского мониторинга есть значительные улучшения.

Вместе с тем, еще предстоит доработать порталы с данными о бюджетных средствах (открытый бюджет), о результатах проверок и так далее. 

Однако, по словам министра, не так активно и само общество. На опубликованные на портале 4,5 тысячи проектов нормативно-правовых актов поступило немногим более 120 комментариев от населения. Господин Абаев привел в пример концепцию поправок в законодательство по вопросам средств массовой информации и даже посетовал: несмотря на широкий резонанс, к выложенному для обсуждения проекту поступило всего 9 комментариев. "В том числе мы связываем это с тем, что с населением на должном уровне работа не проведена, мы это признаем", - посетовал он и тут же заверил, что граждан начнут еще активней учить и просвещать. 

Заместитель директора Института Евразийской интеграции Ляззат Тусупова рассказала о результатах мониторинга интернет-ресурсов по выявлению общественного мнения о доступе к информации. Ключевые слова, по которым институт мониторил соцсети, это "доступ к информации", "закон о доступе к информации", "открытость госорганов", "подотчетность госорганов перед населением".

"В целом сам факт законодательного  закрепления и обеспечения прав граждан на доступ к информации воспринят большинством интернет-пользователей положительно. В 78 комментариях дана оценка данного шага как прогрессивного. 72% пользователей положительно отреагировали на внедрение принципа единого окна для получения информации от госорганов. 22% комментариев носят критический характер относительно того, что информационно-разъяснительная работа о принятом законе проведена слабо. Кроме того, эксперты отмечают наличие скептических настроений по поводу реализации норм закона о доступе к информации. Пользователи ставят под сомнение эффективность правоприменительной практики  и соблюдения норм законов со стороны государственных органов", - суммировала госпожа Тусупова результаты. 

Свой мониторинг провели и депутаты. Без поисков и среза мнений, можно сказать, по старинке - воспользовавшись телефоном. 

"Телефонный звонок. Человек, перед тем, как все вопросы, порталы, интернет использовать, у него должно быть право набрать, взять телефонную трубку, позвонить в это министерство и получить информацию, которая прописана в законе. Самый элементарный метод, - рассудил председатель комитета мажилиса по международным делам, обороне и безопасности Маулен Ашимбаев. - Мы поручили нашим работникам аппарата позвонить по министерствам, посмотрите, есть в законе перечень, по которому они должны предоставлять информацию, примитивно – предоставляют эту информацию или нет? Наши работники звонили, в частности, в МИК. Трубку никто не брал. Я так понимаю, звонили несколько раз на номер, который указан на сайте для предоставления информации, то есть официальный телефон для представления информации, не брали трубку по нему. Такая же ситуация в акимате Астаны. Понятно, что в Астане много дел, но извините меня, это же акимат города Астаны, он должен быть образцовым, там все должно четко работать. Официальный телефон акимата тоже не брали. Министерство образования и науки телефон взяли, но не смогли внятно ничего ответить и не смогли найти ответственного за предоставление ответа на устный запрос. То есть они не знали вообще у кого спрашивать, кто спрашивает, зачем. То есть, коллеги, пока не будем уходить далеко в информационные технологии, о которых мы говорили, но элементарно телефонный звонок и мы видим сегодня, что закон о доступе к информации не работает по тем министерствам, которые мы прозвонили". 

Господин Ашимбаев признался: у него складывается ощущение, что "в госорганах сегодня не до конца есть понимание ключевых инструментов, механизмов, по которым они должны предоставлять населению информацию". 

Примеров у депутата немало. Просмотрев результаты официального мониторинга, мажилисмен увидел, что при ответах на запросы граждан ни один госорган не соблюдает установленный законом 15-дневный срок ответа на запрос. При этом у чиновников даже нет четкого понимания, как именно они должны отвечать на обращения граждан. "Закон о доступе к информации предусматривает предоставление общей, нейтральной информации. Если же человек написал жалобу или рационализаторское предложение, или недовольство каким-то вопросом, эти вопросы рассматриваются несколько по-иному. И каждый госорган должен понимать, когда он предоставляет информацию в течение 15 дней, а когда – ответ на жалобы и так далее. Если мы не будем проводить такого разделения, то на запросы по предоставлению информации министерства будут очень долго отвечать, ссылаясь на те или другие законы", - констатировал депутат. 

Изучили мажилисмены и сайты госорганов. И, в отличие от министра, прогресса не заметили. На сайте министерства образования и науки "отсутствуют целые блоки информации", на сайте министерства финансов, в частности, в комитете госдоходов "отсутствует 70% информации, которая предусмотрена в законе о доступе к информации". "Министерство национальной экономики - у нас сложилось такое ощущение, что комитет по государственным материальным резервам вообще не знает, что существует такой закон", - язвительно заметил господин Ашимбаев. 

Впрочем, пока все претензии остались лишь на словах. Тем более, министр информации заверил депутатов, что в открытости и подотчетности обществу государство заинтересовано, а ход реализации закона "О доступе к информации" будет совершенствоваться, в том числе и через нормативно-правовую базу. Соответствующая рабочая группа уже создана и ее заседание состоится 15 ноября.

Ирина Севостьянова