Внеклассные уроки

16465

Минобразования РК точно не знает, сколько детей обучается дистанционно.

Внеклассные уроки

По предварительным подсчетам чиновников, на сегодня около 1-2% учеников не ходят в школу, а проходят обучение дома. В основном, это дети, которые дистанционно получают российское среднее образование, а также дети, родители которых являются приверженцами определенных религиозных течений. И хотя внесение поправок в законодательство Казахстана о домашнем образовании обсуждается давно, профильное министерство не спешит с поправками в закон. На сегодня родителям "хоумскуллеров" удалось добиться только создания рабочей группы.

На законодательном уровне домашнее образование не запрещено, но и не разрешено в Казахстане. Как утверждает главный эксперт департамента дошкольного и среднего образования министерства образования и науки Шолпан Касымова, альтернативное образование (не по утвержденной госпрограмме – прим. авт.) разрешено государством только на уровне частных школ, школ-экстернатов или на дистанционной основе. Пересмотр действующего законодательства по вопросу о домашнем образовании в ближайшее время не входит в планы работы министерства, информировала эксперт. Этот вопрос, возможно, будет только изучаться при условии соответствующей активности самих родителей.

Также для внедрения домашнего обучения новой системе нужно пройти соответствующую государственную аккредитацию и все же разработать единую программу, считает Шолпан Касымова.

В то же время, одним из главных аргументов сторонников "хоумскулеров", как выразилась одна из участников рабочей группы и гражданский активист Светлана Друзь, является то, что альтернативное домашнее образование – это олицетворение демократического государства. "Для семьи и родителей - это прежде всего реализация права выбора с учетом особенностей ребенка. Мы считаем, что в демократическом обществе такой выбор просто должен быть", - поясняет она.

Стоит отметить, что положительный опыт такого образования имеют по большей части развитые страны. К примеру, в конце 90-х годов в США "хоумскулеры" показывали результаты в разы выше своих сверстников. В то время как в государственных школах только 50% учеников учились отлично, 85% детей, обучающихся дистанционно, имели высокие показатели. В Канаде (по исследованию 2003 года – прим.авт.) у учеников уровень удовлетворения от жизни выше. Дети оказались более адаптированы к жизни и уверены в себе.

Светлана Друзь также аргументирует право выбора положительным эффектом для государства и общества. Это позволит создать законодательную базу в целях мониторинга, выведет из "теневого положения" радикально настроенных родителей, считает спикер. МОН РК будет контролировать процесс обучения, дети получат аттестацию, снизится эмиграция родителей. По словам г-жи Друзь, некоторым родителям не нужно будет уезжать в другие страны, что, как известно, имеет тенденцию быть.

При этом Шолпан Касымова считает, что нужны веские основания для отказа от традиционной формы обучения, а именно состояние здоровья ребенка.

К слову, о теневой статистике родителей хоумскулеров. Как рассказала Светлана Друзь, на сегодня в Алматы открыто всего три школы альтернативного образования. Это образовательные центры, где отсутствует оценочная система. По ее словам, там ученики получают определенный набор знаний по методике Монтессори (авторская методика преподавания итальянского учителя Марии Монтессори – прим.авт.). Однако государством данный вид образования не признается. Поэтому для аттестации родители прибегают к дистанционному образованию в российских школах.

Точная статистика по количеству учеников на домашнем обучении отсутствует. Родители также не афишируют тот факт, что дети проходят дистанционное образование в России.

Все эти моменты обсуждались аналитической группой "Кипр" в Алматы совместно с заинтересованными сторонами.

Есть и другая точка зрения. К примеру, директор Бюро образовательных технологий UniverSity Жанна Мендыбаева ставит под сомнение компетентность родителей в праве обучения детей дома. По ее словам, дети, получившие образование на дому, не самостоятельны и окружены излишней опекой.

Более того, спикер обозначает подход матерей, выступающих за внедрение домашнего образования как "эмоциональный". "Мы всего лишь полагаем, что мы знаем, что дети должны получить дома и что они это получат лучше, чем в школе", - добавляет Жанна Мендыбаева.

В то же время она называет МОН РК "инертным" в организации скрупулезного анализа и мониторинга. При наличии двух аналитических институтов министерство до сих пор не знает сколько детей получает среднее образование физически.

По ее мнению, информационно-аналитический центр при МОН РК должен анализировать "резко возрастающую" ситуацию и в цифрах опередить тенденцию. На сегодня центр только мониторит российское образование и пишет новости об этом.

С этим солидарен старший научный сотрудник Института экономики МОН РК Ильдар Дауранов. "Факт домашнего образования является положительным, но нужно начать с исследований, период которых составляет около трех лет", - считает спикер. По его словам, это будет эффективно и принесет результат.

По данным Комитета по статистике Миннацэкономики, на текущий учебный год в Казахстане обучается порядка 2,8 млн учеников. На сегодня в стране насчитывается более 7,5 тыс. школ, из них государственные образовательные школы - 7,2 тыс., остальные - частные. В сельской местности количество учебных заведений составляет 5,5 тыс., а в городах - около 2 тыс.

По словам депутата, члена комитета по финансам и бюджету мажилиса парламента РК Ирины Смирновой, в год на одного ребенка в среднем уходит 520 долларов. Если сравнить с затратами на учеников в странах ОЭСР, то это на 1000 долларов меньше. Депутат отмечает, что эти средства не достаточны.

Сапар Канапия, Алматы

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться