Во главе угля ВКО остаются перекупщики

9950

В Восточном Казахстане ищут способ борьбы с очередями за твёрдым топливом.

Во главе угля ВКО остаются перекупщики Фото: Ольга Ушакова

Со второй декады августа на железнодорожные тупики Усть-Каменогорска, где уже несколько месяцев ежесуточно скапливаются очереди за углем до 50-70 автомашин, начали поставки угля с разреза "Каражыра" по 30 вагонов ежесуточно.

По данным Восточно-Казахстанского отделения грузовых перевозок, в 2017 году к 13 августа этот филиал АО "КТЖ – Грузовые перевозки" выгрузил для Усть-Каменогорска, Риддера, Зыряновского, Глубоковского и Шемонаихинского районов свыше 1,1 млн тонн технического угля для ТЭЦ и 125 тысяч тонн бытового твердого топлива для населения. В этом году на этот период уже получено 1,5 млн тонн. В сравнении с прошлым годом в 2018 году на 211 тысяч тонн больше угля получили ТЭЦ, бытового угля пришло больше на 91 тысячу тонн. Это примерно 215 тысяч тонн. С 10 августа с разреза АО "Каражыра" для Усть-Каменогорска, Глубоковского, Зыряновского и Шемонаихинского регионов приходит больше 40 вагонов ежесуточно. АО "Каражыра" обещает в этом году увеличить добычу твердого топлива до более 8 млн тонн, в том числе 3 млн отправить на Восточно-Казахстанское отделение грузовых перевозок, которое охватывает ВКО, за исключением Семейского региона. 2,5 млн тонн угля должны получить ТЭЦ и около 600 тысяч тонн – население. Правда, перекупщики в очередях ещё не "почувствовали" избыток угля, и очереди на тупиках Усть-Каменогорска пока остаются, хотя и уменьшаются.

В АО "Каражыра" говорят, что цена угля в ближайшее время повышаться не будет, железнодорожный тариф тоже. Отпускная цена коммерческого угля со склада в Семее – 7,4 тысячи тенге за тонну, в Усть-Каменогорске – 8,8 тысячи тенге. Социальный уголь с железнодорожных тупиков в областном центре Восточного Казахстана продается по 8,35 тысячи тенге без учета доставки.

Основной костяк очереди за углем на железнодорожных тупиках составляют перекупщики. Поэтому сейчас, в разгар сезона за каждую тонну угля вместе с доставкой жителям Усть-Каменогорска приходится платить по 12 тысяч тенге, в отдалённых районах цена доходит до 17 тысяч тенге за тонну и выше. В мелкорозничной торговле расфасованное в мешки по 40 кг твердое топливо стоит 1,2 тысячи тенге за мешок, это выходит по 25 тысяч тенге за тонну.

Напомним, что на недавней пресс-конференции руководитель Управления энергетики и ЖКХ Мурат Мусатаев проинформировал, что вместе с антимонопольщиками их ведомство приступило к изучению ценообразования у перекупщиков, и в случае нарушения ими действующего законодательства их привлекут к ответственности. Он призвал население покупать основной запас угля в летний период и даже дал совет: чтобы не переплачивать за доставку, закупать твердое топливо с железнодорожных тупиков вскладчину, нанимать по более низкой цене компанию, которая занимается грузовыми автоперевозками. Однако, как выяснилось, сделать это непросто.

ТОО "Сейком" с июля этого года стало работать на оптовой продаже угля с железнодорожного тупика недалеко от станции Оскемен-1. Еще недавно его арендовало ТОО "ВЭУС", крупнейший поставщик бытового социального и коммерческого угля в Восточном Казахстане. Кроме этого склада, у него они были на станциях Новоустькаменогорск, Шемонаиха, Зыряновск и Предгорная. Но сейчас у ТОО "ВЭУС" тупик остался только на Новоустькаменогорске. В Шемонаихе и Предгорном поставками угля занимается ТОО "Шемонаиха отыны", в Зыряновске – ТОО "Зырян-ТЭК".

В ТОО "Сейком" рассказали, что у перекупщиков в очередях сложились свои "порядки", часто граничащие с беззаконностью. Их костяк здесь называют бандой. По словам сотрудников ТОО "Сейком", перекупщики постоянно пытаются проехать на территорию железнодорожного тупика без очереди, оттесняя автомашины обычных жителей, устраивают драки и потасовки, а недавно даже напали на охранника ТОО "Сейком", который преградил им путь.

"Вот смотрите: у нас есть две очереди. Справа – коммерческая, в которой стоят автомашины перекупщиков, обычных покупателей из близлежащих районов. Слева на нашу территорию к складу с углем заезжают грузовики предприятий, с которыми у нас договорные отношения, и машины за социальным углем, – рассказал директор ТОО "Сейком" Николай Кондратьев. – Обычно мы пропускаем 10 машин из "правой", коммерческой очереди и пять – из "левой". Если нам в сутки поставляют несколько вагонов угля, то перекупщики успевают сделать за день по три-четыре рейса, развозя твердое топливо жителям, или же продают его другим перекупщикам, кто торгует им в розницу".

По данным сотрудников ТОО "Сейком", для перекупщиков игра стоит свеч. Они зарабатывают в день по 30-40 тысяч тенге.

"Для разделения этих двух потоков машин, упорядочения очередей мы установили бетонные блоки. Делаем насыпи из земли и песка. Но перекупщики настырно раскидывают их лопатами и опять становятся в первые ряды, не оставляя шансов "хвосту очереди" закупиться твердым топливом", – говорит Николай Кондратьев.

В среднем за сутки на тупик в районе Оскемен-1 до второй декады августа этого года приходило 10-15 вагонов угля. Очереди за бытовым углем в Усть-Каменогорске впервые стали выстраиваться осенью прошлого года. С марта по май они исчезли, но с июня появились опять. Впрочем, сами перекупщики из "правой" очереди к ТОО "Сейком", водители автомашин ГАЗ и ЗИЛ, отказываются себя так называть. Они говорят, что являются доставщиками. Настоящие перекупщики на их языке – это те, кто приезжает за углем на КамАЗах из отдаленных районов Восточного Казахстана, где нет железной дороги. Большая часть доставщиков-перекупщиков – люди безработные по статусу.

"Надо создать жизнь, чтобы люди достойно жили. Мы, думаете, от хорошей жизни без очереди лезем? Машины ломаем? Из-за тех, кто без очереди лезет, нормальным людям угля не достается, которые по три-четыре дня готовы в очереди стоять и которым унижают чувство собственного достоинства, – рассуждают они. – Каждый день нам наши клиенты звонят. Люди боятся, что угля не хватит. В акимате должны проблему решить".

Владелец автомобиля ЗИЛ Кайдар Сулейменов добавил, что "каждый хочет взять угля".

"Самая дешевая доставка угля – у "социальщиков", – поведали перекупщики-доставщики. – Они задарма работают. По три-четыре рейса делают в сутки на своем бензине, своем автомобиле, имеют кукиш с небольшим куском масла. Доставка социального угля по городу стоит 5500-8500 тенге, в зависимости от района. А мы раньше на расстояние в 20 километров возили уголь клиентам за восемь тысяч тенге, а сейчас – за 16 тысяч. Потому что подорожали ГСМ, запчасти. Траты на бензин выросли на сто процентов. Наши ЗИЛы могут работать по техническим характеристикам на дешевом 80-м бензине, но сейчас его запретили. Пришлось заливать 91-93-й бензин. Причем мы тратим время в очередях, с июня наши машины здесь стоят. Мы домой уезжаем на легковых автомобилях, такси. А наши грузовики здесь стоят постоянно".

"Людям в этом году сказали, чтобы они покупали уголь летом. Они поймали эту волну, но угля летом нет. Стопроцентно его и осенью не будет", – уверяли корреспондента abctv.kz перекупщики, именующие себя доставщиками.

В то же время в АО "Каражыра" и Управлении энергетики и ЖКХ на железной дороге уверяют: пугая население, перекупщики имеют возможность взвинчивать цену на доставку. До прошлогоднего ажиотажа стоимость доставки угля по Усть-Каменогорску была в пределах пяти-семи тысяч тенге, а с прошлой осени подскочила до 15-20 тысяч. В то же время на АО "Каражыра" говорят, что уже в этом году предприятие инвестировало в приобретение дополнительной техники и оборудования порядка девяти миллионов тенге для увеличения добычи угля. В ближайших планах – достичь 10 миллионов тонн угля в год, создание новых рабочих мест, переработка и обогащение добываемого угля. Объем отгрузки твердого топлива с АО "Каражыра" в 2015 году составил 6,2 млн тонн, в 2016-м – 5,7 млн тонн, в 2017 году – 7 млн тонн. В том числе для населения в 2015 году – 2,7 млн тонн, в 2016-м – 2,6 млн тонн, в 2017 году – 2, 9 млн тонн. За семь месяцев 2018 года реализовано 3,8 млн тонн угля, что на 860 тысяч тонн больше, чем за аналогичный период прошлого года. Железнодорожная отгрузка составила 765 тысяч тонн и 95 тысяч тонн – перевозка угля автотранспортом с АО "Каражыра". Уголь предприятия востребован и отгружается во многие регионы Казахстана, России, Кыргызстана, Польши, Украины и Узбекистана.

Ольга Ушакова, Усть-Каменогорск

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться