Традиционное заседание правительства вновь началось с разбора экстренной ситуации. Несмотря на ранние предупреждения и отчеты о подготовке к паводковому периоду, без ЧП обойтись не удалось. Согласно данным МВД, на сегодняшний день оказалась нарушена жизнедеятельность 52 населенных пунктов в семи регионах страны: Карагандинской, Акмолинской, Северо-Казахстанской, Костанайской, Павлодарской, Актюбинской и Восточно-Казахстанской областях. В целом по стране оказалось подтоплено 1949 жилых домов, размыто 120 участков автомобильных дорог (правда, половину из них уже восстановили).
Как сообщил на заседании правительства министр внутренних дел Калмуханбет Касымов, наиболее сложная обстановка сложилась в Акмолинской области, где подтоплено 893 дома в 26 населенных пунктах, эвакуировано 2418 человек.
"Крайне сложная ситуация в городе Атбасаре, здесь в результате резкого подъема воды в реке Жабай произошло разрушение построенной в прошлом году защитной дамбы, из-за чего оказались затоплены 269 жилых домов, под угрозой подтопления находится более 130 домов", - констатировал министр.
Впрочем, по состоянию на утро вторника уже "наблюдается спад воды на 40 см, самое критическое было 6 м 10 см, утром – 5 м 70 см".
"В настоящее время по факту халатности, допущенной при строительстве плотины, мы возбудили уголовное дело, проведем расследование. В результате резкого увеличения объема сбросов из Астанинского водохранилища с 40 до 1200 куб./с – это в 30 раз больше, подтоплен один населенный пункт в Аршалынском районе Акмолинской области", - отметил министр.
Под угрозой подтопления оказалась и столица. Уже сейчас начат перехват паводковых вод, в астанинский контррегулятор уже поступило 132 млн кубометров воды (предельная норма – 450). Глава МВД отметил, что "при сохранении повышенных сбросов из Астанинского водохранилища контррегулятор будет переполнен в течение трех суток, и возникнет угроза его прорыва, в связи с чем требуется принятие срочных мер по обеспечению безопасного пропуска повышенных расходов воды через Астану и ниже расположенных населенных пунктов Акмолинской области".
Ухудшение ситуации ожидается в ближайшие дни в Карагандинской и Акмолинской областя в связи с прогнозируемым повышением уровня воды в реках Нура, Есиль, Жабай и Колотун.
Премьер-министр Бакытжан Сагинтаев поочередно заслушал каждого акима пострадавших областей. У акима Акмолинской области Малика Мурзалина глава правительства первым делом спросил, кто ответственен за прорванную дамбу? Оказалось, что проект был разработан компанией из Кокшетау, работы были осуществлены подрядной организацией Астаны. Местными органами на возведение дамбы было выделено 200 млн тенге, и сейчас во всем этот разбирается следствие в рамках возбужденного уголовного дела.
Однако одной лишь непонятной ситуацией со строительством дамбы проблема не ограничивается. Премьер напомнил акиму: массы проблем могло бы и не возникнуть, если бы оперативно реагировали.
"Ночью из-за ледяного затора на реке Жабай произошло поднятие уровня воды. Что, мы не могли предположить или увидеть? Облеты делали, контролировали. Можно же было устроить взрывные работы, чтоб лед нормально прошел? Комитет по ЧС работает у нас, куда они смотрят? Почему эти работы не выполнены?" - гневно спросил он.
"Работы выполнялись, но там регион горный, снег скопился, не все заметно было. Ночью на самом деле на 40 см поднималась (вода) с 3 до 7 утра. С 7 утра наблюдается устойчивое падение уровня воды", - поспешил заверить аким.
"Людям не объяснить это все, - вздохнул господин Сагинтаев. - Деньги выделяются... Исполнение наше непонятное".
Не больше ясности оказалось и в Карагандинской области, где из-за паводка город Темиртау оказался без централизованной подачи воды. Аким области Ерлан Кошанов объяснил причину: "Залило трансформаторную подстанцию, из-за этого насос не сработал".
"Не могли предвидеть все это? 200 многоэтажных, 3 тысячи частных домов стоят без воды", - грустно заметил премьер.
Акимы всех областей отчитались о громадных масштабах борьбы с паводками и об устранении последствий. Глава правительства же, подводя итог, резюмировал: катаклизмы случаются, но и ошибки чиновников имеют место.
"Данную ситуацию мы должны держать на особом жестком контроле. Как мы говорим, как и раньше говорили, вся ситуация у нас на том же уровне. Сколько бы мы ни говорили, что ситуация находится под особым контролем, все равно допускаются такие случаи отрицательные. Конечно, природные катаклизмы, они нас не предупреждают, но мы должны быть готовы к ним. Поэтому вследствие допущенных нами ошибок были допущены такие ситуации", - подытожил господин Сагинтаев.
В поиске виноватых, похоже, не заинтересован никто. Уже после заседания, отвечая на прямой вопрос журналистов, кто виноват в масштабах ЧП, глава МВД предложил не искать виновных и перечислил три причины – резкое таяние снега, дороги и бизнес. Во-первых, "снег небывалый, он превысил все пределы и нормы в три раза, а в четверг, пятницу, субботу на прошлой неделе были проливные осадки, которые вызвали таяние снега, из-за чего поднялся уровень воды в водохранилищах". Во-вторых, по словам министра, "многие дороги, которые построены, сработали в виде дамб, и та паводковая вода, которая поднялась, начала собираться вокруг дорог, не были предусмотрены проходы воды и произошли промывы этих дорог". "В третьих, хотел бы сказать, что где-то не был правильный расчет по нашим плотинам. Конечно, вода – это бизнес, производство, потому все хотят сохранить эту воду для того, чтобы в последующем использовать в поливных работах. Вот то, что вода пришла большая, и были вынуждены сбрасывать излишки, чтобы не было прорыва, вызвало в низовьях подтопления", - объяснил он. А неготовность местных властей к столь резкому повышению уровня воды объясняется разницей температур днем и ночью.
"Все ожидали, что все-таки где-то большая минусовая температура ночью и большая плюсовая днем позволит нам в течение 15-20 дней пройти этот опасный период. Но случилось так, что на прошлой неделе были большие осадки, и вот, Акмолинская и Карагандинская области в такой ситуации", - сказал господин Касымов.
Ирина Севостьянова