В интервью для abctv.kz глава МИР также заверил, что без современных технологий при дорожном строительстве не обходится.
- Женис Махумудович, вот и осень началась, впереди зима, успеют ли завершить в срок ремонт и строительство основных трасс?
- То, что мы запланировали на 2016 год – мы все сдаем. В частности, Астана- Темиртау – 100% мы даем проезд в этом году. Сроки у нас по контракту – декабрь, но мы в сухую погоду в октябре – ноябре уже дадим проезд. Есть один проблемный участок, но по нему сейчас решается вопрос.
- После открытия трассы "Астана-Темиртау" проезд по ней сразу станет платной?
- Нет. Платность будет вводиться в течение 2017 года, ожидаем, что проезд станет платным с 2018 года. Потому что в этом году открывается проезд, в следующем году - частично завершение благоустройства, плюс монтаж соответствующего оборудования для платности и так далее.
Капшагайская трасса сдается полностью в этом году, от Капшагая до Талдыкоргана, кроме одного участка на подъезде к Талдыкоргану, работы будут полностью завершены. По Павлодару финальный год следующий, в прессе много пишут, что не успеваем, финансирования нет. На самом деле финансирование в рамках проекта предусмотрено полностью, в следующем году мы должны, обязаны завершить дорогу. Крупный мост в Павлодаре через Иртыш - трехпролетный большой уникальный завершаем в этом году. Участок Шымкент – Жамбыл мы должны в этом году завершить, есть один проблемный объект – это тоннель. Но существующая дорога, которая идет на перевал, реконструирована, то есть проезд мы полностью даем, по тоннелю работаем.
- Как обстоит ситуация на строительстве автокоридора Западная Европа – Западный Китай?
- Шымкент-Жамбыл - это один из его участков. Участок Алматы-Хоргос – это завершающий участок автокоридора. По контракту в этом году мы должны завершить работы. Были, конечно, определенные форс-мажорные обстоятельства, вы сами знаете, весна и лето были очень дождливыми, но мы наверстываем небольшое отставание, планируем завершить работы по графику в текущем году. И плюс участки в Мангистауской области в этом году мы полностью сдаем - Бейнеу-Шетпе, в сроки, которые и предполагались в контракте. Продолжаются работы на участке Шетпе – Жетыбай, по плану завершение не в этом году, Жетыбай в направлении Актау в следующем году мы планируем начать от Жетыбая до Жанаозена. Плюс мы активно начинаем работу в следующем году Актобе – Атырау – Астрахань. Это важнейший участок. На двух участках работы уже начаты.
- Скажите, пожалуйста, когда наши дороги будут славиться не только колоссальными расходами на ремонт и строительство из бюджета, но и техническими фишками? Например, в Нидерландах, говорят, научились строить дороги со светящейся ночью разметкой, в США про местные дороги даже песни сочиняют и брендируют, как могут.
- Мы сегодня при современном строительстве очень много используем инновационных материалов и оборудования. Когда впервые в Казахстане появились бетонные дороги, было много вопросов. Например, трасса из Астаны на Боровое показывает, что мы с 2009 года дорогу эксплуатируем, она до сих пор в таком же состоянии и практически мы значительно увеличили межремонтные сроки. Вначале кажется, что оно дороже. Но когда через 7-8 лет эксплуатации начинаем анализировать, мы выясняем, что в итоге получается намного дешевле (бетон – Авт.), чем асфальт. Плюс мы постоянно ежегодно мы обновляем перечень инновационных материалов – это уплотнители грунтов, стабилизаторы и так далее. Эта работа ведется постоянно. Если вы хотите - я могу организовать вам небольшую экскурсию в "КазДорНИИ", где вам продемонстрируют все новшества, которые применяются.
- А у вас, как у главы ведомства, отвечающего за состояние дорог, какая трасса самая любимая?
- Сегодня такого состояния в эксплуатации дорога одна из Астаны в Боровое. И конечно, автокоридор Западная Европа – Западный Китай. Я недавно был в Кызылорде, до этого был и в Актобе, Таразе. Я убедился, что эта дорога действительно очень высокого качества, еще я проехал между Шымкентом и Таразом. Думаю, автолюбители действительно получают определенное удовольствие, когда едут по этой дороге. Отмечу, что в течение двух-трех лет протяженность такого класса дорог станет значительно больше.
Жанар Сердалина