Военная экспансия всегда возможна, атомная энергетика тут никакой роли не играет – мнение

1762

В Астане прошли публичные слушания по строительству АЭС в Казахстане. Один из ключевых вопросов, поднятых участниками, – риски, связанные с возможной военной экспансией.

Военная экспансия всегда возможна, атомная энергетика тут никакой роли не играет – мнение Фото: Inbusiness/Midjourney

В кулуарах мероприятия генеральный директор ТОО "Казахстанские атомные электрические станции" Тимур Жантикин отметил, что военные конфликты всегда возможны, но атомная энергетика не является причиной для их возникновения. По его мнению, многие другие производства также могут пострадать при военной агрессии, передает inbusiness.kz.

“Если смотреть на последние события, например российско-украинский конфликт, там и та, и другая стороны избегают каких-то военных действий на ядерных объектах, нефтепроводах и прочее. То есть энергетическая инфраструктура вне поля деятельности военных. Конечно, это опасно, но война – это настолько форс-мажор, что говорить о том, что, если будет война, не будем строить атомную станцию… Но как сегодня один парень сказал, тогда вообще ничего нельзя строить, потому что, если война, там химкомбинат взорвется или там нефтедобывающий завод взорвется, тоже будет плохо. Потому что сейчас вот, например, нефтепереработка страдает в российско-украинском конфликте”, – заявил Жантикин.

Он также подчеркнул важность развития индустриальной экономики и экономики знаний для Казахстана. Для этого необходима надежная базовая генерация, которую может обеспечить атомная энергетика.

“За эти 30 лет, вообще говоря, мы потеряли свою индустрию. Если смотреть "макро", мы являемся сырьевым придатком развитых государств, чтобы выйти из этой ямы, нам необходимо развивать индустриальную экономику, экономику знаний. Для этого нужна базовая генерация, надежная. Поэтому атомная генерация естественна, потому что у нас атомная промышленность развита достаточно хорошо”, – сказал Жантикин.

Журналисты также задали вопрос о том, насколько правильно проводить общественные слушания без выбора конкретного подрядчика для строительства АЭС. Речь шла о том, будет ли это Россия, Китай, Южная Корея или Франция.

“Мы потом определимся. Вопрос заключается в том, мы будем вообще заниматься атомной энергетикой или не будем. Потому что заранее говорить… Мы сейчас проводим работу по детализации предложений, конечно, мы геополитикой не занимаемся, мы коммерческая компания”, – ответил Жантикин.

Он также уточнил, что стоимость АЭС зависит от конкретных условий строительства и подрядчика. По предварительным оценкам, капитальные затраты составляют от 8 млрд до 11,5 млрд долларов. Цена зависит от периода окупаемости, который может составить от 15 до 60 лет.

Жантикин также привел примеры стоимости атомной энергии в других странах. В США цена в среднем составляет 3 цента за киловатт/час. В Пакистане на новых китайских реакторах цена составляет 6 центов за киловатт/час, а на старых – 20 центов.
Также он отметил, что в некоторых случаях ремонт старых тепловых электростанций становится нерентабельным.

“Настает момент, когда ремонтировать дороже, чем построить новое. Поэтому сейчас в Казахстане идет проект строительства трех тепловых станций, и также мы должны дальше решить, что мы дальше будем строить, будем продолжать строить газовые угольные или же начнем раскручивать атомную энергетику. В этом вопрос”, – сказал Жантикин.

По его мнению, общий вопрос, который следует выносить на референдум, – стоит нам заниматься атомной энергетикой или нет. В целом, по данным главы КАЭС, казахстанцы поддерживают строительство АЭС. Опросы показывают, что больше половины казахстанцев поддерживают развитие атомной энергетики. Было 54%, сейчас 63%, резюмировал спикер. 

Читайте по теме:

Казахстан ориентируется на собственное ядерное топливо при строительстве АЭС

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться